Предоставлен весь материал к уроку (презентация + конспект+ раздаточный материал)
Учебная дисциплина: математика
Преподаватель: Суховольская Ирина Николаевна
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования «Профессиональное училище №54»
Тема: Вычисление производных
Цели урока:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний, умений обучающихся при вычислении производных;
- создать условия для развития логического мышления, внимания, наблюдательности обучающихся;
- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, самостоятельности.
Задачи урока:
- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений;
- проверить знания производных функций и умения вычислять производные.
Место проведения урока: кабинет математики.
Продолжительность урока: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска и мультимедийное оборудование.
Методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока
- Организационный момент. (1 мин)
- Разгадывание кроссворда, постановка темы и целей урока. (5мин)
- Повторение табличных значений производных и правил дифференцирования. (5мин)
- Математический диктант. (5мин)
- Решение уравнений. (10мин)
- Математическое лото. (15 мин)
- Подведение итогов урока (выставление оценок и домашнее задание). (3 мин)
- Рефлексия. (1 мин)
Структура урока
- Организационный момент.
Цель: создать благоприятную обстановку на уроке. Психологически настроить обучающихся к предстоящей работе.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
Здравствуйте! Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов Эзопа «Истинное сокровище для людей – умение трудиться!»
Труд важен для человека. Труд бывает разный: физический и умственный. Ваш труд – это учеба. И нужно уметь трудиться, любить трудиться и получать от этого удовольствие.
|
Слушают
|
Эпиграф изображен на слайде
|
- Разгадывание кроссворда, постановка темы и целей урока.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
Трудимся мы с вами и сейчас на уроке. А оценивать свой труд вы будите самостоятельно. У каждого на столе лежит оценочный лист, который вам необходимо подписать. В нем прописаны все этапы урока, критерии оценивания и количество баллов.
Тему урока вы попробуете установить сами, разгадав кроссворд. За каждый правильный ответ вы проставляете по 1 баллу.
Вопросы по содержанию кроссворда:
- Как называется n в записи ?
- Как называется запись 3х+5=0?
- Какой суп не входит в группу заправочных супов? 4. Плоский продолговатый хлеб, используемый для приготовления бутербродов. 5.Какую посуду используют для подачи винограда?
6. Как называется знак « = »? 7. Какой мясной полуфабрикат имеет круглую форму?
8. Относится к закрытым бутербродам.
9. Как называются вареники, которые готовятся без теста? 10. Замороженная яичная смесь белков и желтков.
11. Как называется соответствие y=f(x)?
Отгадав кроссворд, Вы получили слово…
Как вы думаете, какие действия можно выполнять над производными?
А как можно сказать это одним словом?
Итак, тема урока «Вычисление производных».
Какую цель на сегодняшний урок вы ставите для себя? Чего хотите достичь?
|
Обучающиеся слушают
преподавателя
Обучающиеся разгадывают кроссворд, получают слово «Производная».
Производная.
Сложение, умножение, вычитание, деление.
Вычисление.
Записывают в тетради.
Отработать умения вычислять производные.
|
Оценочный лист (Приложение №1)
Кроссворд и вопросы размещены на слайде (Приложение №2)
Тема выводится на слайде
|
- Повторение табличных значений производных и правил дифференцирования.
Цель: актуализировать знания обучающихся, полученные ранее, подготовить их к дальнейшей работе.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
На прошлых уроках мы с вами изучали правила вычисления производных. Давайте их повторим. На доске записаны правила вычисления производных, но в перемену кто-то побаловался и стер некоторые элементы. Предлагаю попробовать их восстановить.
К доске пойдет ….
За эту работу можно получить 5 баллов, если не будет исправлений; 4 балла – за 1 исправление; 3 балла – за 2 исправления; 3и более исправлений – 2 балла.
Ну а все остальные работают устно. За каждый правильный ответ 1 балл.
1.Чему равна производная
2. А производная какой функции равна
0
1
3x2
Внимание на доску. Проверяем работу …
|
Один обучающийся работает у доски.
Отвечают на вопросы.
Проверяем.
|
Изображены на доске
Правильные ответы выводятся на слайд
|
- Математический диктант.
Цель: проверка умения применять правил дифференцирования при выполнении упражнений.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
Давайте проверим, как вы умеете применять эти формулы.
Проведем математический диктант. Задания диктанта не записываете, а пишите сразу ответ. Первый вопрос диктую для первого варианта, второй для второго.
|
Пишут в тетрадях
Проверяют и проставляют баллы в оценочные листы
|
Вывести на экран
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
(x5)/
(/
(sinx-x)/
(cos3x)/
(x2+1)/
|
(x7)/
/
(cosx+x)/
(sin)/
(2x+8)/
|
Проверка математического диктанта
|
- Решение уравнений.
Цель: показать применение производной в решении уравнений.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
Дана функция. Решить уравнение .
А что значит решить уравнение?
А какие уравнения вы знаете?
Давайте составим алгоритм решения уравнения вида :
- Найти производную .
- Приравнять найденную производную к нулю.
- Решить полученное уравнение.
Мы с вами обсудили решение, кто пойдет к доске?
(Нет исправлений – 5 баллов;
1 исправление – 4 балла;
2 исправления – 3 балла;
3 и более исправлений – 2 балла)
Спасибо, очень хорошо.
Следующее задание: . Решить уравнение . И это уравнение решим на доске с пояснениями. Критерии оценки остаются те же.
Хорошо! Молодцы!
|
Найти корни или доказать, что их нет.
Линейное, квадратное
Желающий решает уравнение с пояснением у доски, остальные у себя в тетрадях.
|
Алгоритм выводится на экран
|
- Математическое лото.
Цель: создать условия для проверки умений обучающихся при вычислении производных.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
Объединитесь в группы по 4 человека. Сейчас сыграем в математическое лото. На столах лежат конверты: «Задание», «Ответы». Вы открываете конверт «Задание». Для каждого выражения необходимо найти его производную. Первая группа выполняет задания первой и второй строки, вторая группа – третьей и четвертой строки. В конверте «Ответы» находятся уже готовые ответы к заданиям. На оборотной стороне ответов написаны цифры. Когда задание будет решено, необходимо полученный ответ найти среди карточек в конверте с надписью «Ответ» и наложить на соответствующее задание цифрами вверх.
На выполнение работы отводится 7 минут.
(По истечению 7 минут)
Представитель от первой группы заполните соответствующие строки математического лото на доске.
Проверим правильность выполнения задания, сравнив полученные вами цифры с цифрами на слайде.
|
Слушают.
Решают самостоятельно
Проверяют правильность ответов.
|
Приложение 3
Таблица с ответами выводится на экран.
|
- Подведение итогов урока (выставление оценок и домашнее задание).
Цель: подвести итог урока, выставить оценки и сообщить домашнее задание.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
Выставление оценок с комментариями по их поводу.
У вас на столах лежат конверты с надписями "На оценку 4" и " На оценку 5". Кто хочет получить оценку "4" за домашнее задание, берет из конверта карточку "На оценку 4", кто хочет получить оценку "5", берет карточку из конверта " На оценку 5".
|
Слушают.
Выбирают карточки.
|
Приложение 4
|
- Рефлексия.
Деятельность преподавателя
|
Деятельность обучающегося
|
Примечание
|
Вспомним, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли вы их?
Понравился ли вам урок?
Спасибо за урок. Всем до свидания.
|
Отвечают.
|
|
Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку»
Просмотр содержимого документа
«открытый урок мой готовый»
Учебная дисциплина: математика
Преподаватель: Суховольская Ирина Николаевна
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования «Профессиональное училище №54»
Тема: Вычисление производных
Цели урока:
создать условия для обобщения и систематизации знаний, умений обучающихся при вычислении производных;
создать условия для развития логического мышления, внимания, наблюдательности обучающихся;
способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, самостоятельности.
Задачи урока:
Место проведения урока: кабинет математики.
Продолжительность урока: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска и мультимедийное оборудование.
Методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока
Организационный момент. (1 мин)
Разгадывание кроссворда, постановка темы и целей урока. (5мин)
Повторение табличных значений производных и правил дифференцирования. (5мин)
Математический диктант. (5мин)
Решение уравнений. (10мин)
Математическое лото. (15 мин)
Подведение итогов урока (выставление оценок и домашнее задание). (3 мин)
Рефлексия. (1 мин)
Структура урока
Организационный момент.
Цель: создать благоприятную обстановку на уроке. Психологически настроить обучающихся к предстоящей работе.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
Здравствуйте! Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов Эзопа «Истинное сокровище для людей – умение трудиться!» Труд важен для человека. Труд бывает разный: физический и умственный. Ваш труд – это учеба. И нужно уметь трудиться, любить трудиться и получать от этого удовольствие. | Слушают | Эпиграф изображен на слайде |
Разгадывание кроссворда, постановка темы и целей урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
Трудимся мы с вами и сейчас на уроке. А оценивать свой труд вы будите самостоятельно. У каждого на столе лежит оценочный лист, который вам необходимо подписать. В нем прописаны все этапы урока, критерии оценивания и количество баллов. Тему урока вы попробуете установить сами, разгадав кроссворд. За каждый правильный ответ вы проставляете по 1 баллу. Вопросы по содержанию кроссворда: Как называется n в записи ? Как называется запись 3х+5=0? Какой суп не входит в группу заправочных супов? 4. Плоский продолговатый хлеб, используемый для приготовления бутербродов. 5.Какую посуду используют для подачи винограда? 6. Как называется знак « = »? 7. Какой мясной полуфабрикат имеет круглую форму? 8. Относится к закрытым бутербродам. 9. Как называются вареники, которые готовятся без теста? 10. Замороженная яичная смесь белков и желтков. 11. Как называется соответствие y=f(x)? Отгадав кроссворд, Вы получили слово… Как вы думаете, какие действия можно выполнять над производными? А как можно сказать это одним словом? Итак, тема урока «Вычисление производных». Какую цель на сегодняшний урок вы ставите для себя? Чего хотите достичь? | Обучающиеся слушают преподавателя Обучающиеся разгадывают кроссворд, получают слово «Производная». Производная. Сложение, умножение, вычитание, деление. Вычисление. Записывают в тетради. Отработать умения вычислять производные. | Оценочный лист (Приложение №1) Кроссворд и вопросы размещены на слайде (Приложение №2) Тема выводится на слайде |
Повторение табличных значений производных и правил дифференцирования.
Цель: актуализировать знания обучающихся, полученные ранее, подготовить их к дальнейшей работе.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
На прошлых уроках мы с вами изучали правила вычисления производных. Давайте их повторим. На доске записаны правила вычисления производных, но в перемену кто-то побаловался и стер некоторые элементы. Предлагаю попробовать их восстановить. К доске пойдет …. За эту работу можно получить 5 баллов, если не будет исправлений; 4 балла – за 1 исправление; 3 балла – за 2 исправления; 3и более исправлений – 2 балла. Ну а все остальные работают устно. За каждый правильный ответ 1 балл. 1.Чему равна производная 2. А производная какой функции равна 0 1 3x2 Внимание на доску. Проверяем работу … | Один обучающийся работает у доски. Отвечают на вопросы. Проверяем. | Изображены на доске Правильные ответы выводятся на слайд |
Математический диктант.
Цель: проверка умения применять правил дифференцирования при выполнении упражнений.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
Давайте проверим, как вы умеете применять эти формулы. Проведем математический диктант. Задания диктанта не записываете, а пишите сразу ответ. Первый вопрос диктую для первого варианта, второй для второго. | Пишут в тетрадях Проверяют и проставляют баллы в оценочные листы | Вывести на экран |
Вариант 1 | Вариант 2 |
(x5)/ (/ (sinx-x)/ (cos3x)/ (x2+1)/ | (x7)/ / (cosx+x)/ (sin)/ (2x+8)/ |
Проверка математического диктанта |
Решение уравнений.
Цель: показать применение производной в решении уравнений.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
Дана функция. Решить уравнение . А что значит решить уравнение? А какие уравнения вы знаете? Давайте составим алгоритм решения уравнения вида : Найти производную . Приравнять найденную производную к нулю. Решить полученное уравнение. Мы с вами обсудили решение, кто пойдет к доске? (Нет исправлений – 5 баллов; 1 исправление – 4 балла; 2 исправления – 3 балла; 3 и более исправлений – 2 балла) Спасибо, очень хорошо. Следующее задание: . Решить уравнение . И это уравнение решим на доске с пояснениями. Критерии оценки остаются те же. Хорошо! Молодцы! | Найти корни или доказать, что их нет. Линейное, квадратное Желающий решает уравнение с пояснением у доски, остальные у себя в тетрадях. | Алгоритм выводится на экран |
Математическое лото.
Цель: создать условия для проверки умений обучающихся при вычислении производных.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
Объединитесь в группы по 4 человека. Сейчас сыграем в математическое лото. На столах лежат конверты: «Задание», «Ответы». Вы открываете конверт «Задание». Для каждого выражения необходимо найти его производную. Первая группа выполняет задания первой и второй строки, вторая группа – третьей и четвертой строки. В конверте «Ответы» находятся уже готовые ответы к заданиям. На оборотной стороне ответов написаны цифры. Когда задание будет решено, необходимо полученный ответ найти среди карточек в конверте с надписью «Ответ» и наложить на соответствующее задание цифрами вверх. На выполнение работы отводится 7 минут. (По истечению 7 минут) Представитель от первой группы заполните соответствующие строки математического лото на доске. Проверим правильность выполнения задания, сравнив полученные вами цифры с цифрами на слайде. | Слушают. Решают самостоятельно Проверяют правильность ответов. | Приложение 3 Таблица с ответами выводится на экран. |
Подведение итогов урока (выставление оценок и домашнее задание).
Цель: подвести итог урока, выставить оценки и сообщить домашнее задание.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
Выставление оценок с комментариями по их поводу. У вас на столах лежат конверты с надписями "На оценку 4" и " На оценку 5". Кто хочет получить оценку "4" за домашнее задание, берет из конверта карточку "На оценку 4", кто хочет получить оценку "5", берет карточку из конверта " На оценку 5". | Слушают. Выбирают карточки. | Приложение 4 |
Рефлексия.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Примечание |
Вспомним, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли вы их? Понравился ли вам урок? Спасибо за урок. Всем до свидания. | Отвечают. | |
Приложение №1
Оценочный лист
Ф.И.________________________________________________
№ п/п | Вид работы | Критерии оценивания | Количество баллов |
1 | Кроссворд | За каждый правильный ответ 1 балл | |
2 | Работа у доски | Нет исправлений – 5 баллов; 1 исправление – 4 балла; 2 исправления – 3 балла; 3 и более исправлений – 2 балла. | |
3 | Устная работа | За каждый правильный ответ 1 балл | |
4 | Математический диктант | Нет исправлений – 5 баллов; 1 исправление – 4 балла; 2 исправления – 3 балла; 3 и более исправлений – 2 балла. | |
5 | Решение уравнений | Нет исправлений – 5 баллов; 1 исправление – 4 балла; 2 исправления – 3 балла; 3 и более исправлений – 2 балла. | |
6 | Математическое лото | Нет исправлений – 5 баллов; 1 исправление – 4 балла; 2 исправления – 3 балла; 3 и более исправлений – 2 балла. | |
| Итого баллов | | |
| Оценка | | |
Баллы (В) | 20В34 | 15В | 10В | В |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Приложение №2
Кроссворд
Вопросы к кроссворду:
Как называется n в записи ?
Как называется запись 3х+5=0?
Какой суп не входит в группу заправочных супов?
Плоский продолговатый хлеб, используемый для приготовления бутербродов.
Какую посуду используют для подачи винограда?
Как называется знак « = »?
Какой мясной полуфабрикат имеет круглую форму?
Относится к закрытым бутербродам.
Как называются вареники, которые готовятся без теста?
Замороженная яичная смесь белков и желтков.
Как называется соответствие y=f(x)?
Приложение №3
Математическое лото
Таблица 1. Задания
Таблица 2. Ответы
Таблица 3. Цифры на карточках лото на оборотной стороне
1 | 8 | 4 | 6 |
7 | 3 | 12 | 11 |
15 | 5 | 9 | 2 |
13 | 10 | 16 | 14 |
Приложение №4
Домашнее задание
На оценку "5"
I вариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
Карточка – консультант для третьего задания.
Решить уравнение :
Найдем производную функции:
Производную приравняем к нулю:
Решаем данное уравнение графическим способом, построив графики двух функций: запишем уравнение в виде и построим отдельно 2 графика функций: и .
Точка пересечения графиков – решение уравнения.
Записываем ответ: 0,3
II вариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
Карточка – консультант для третьего задания.
Решить уравнение :
Найдем производную функции:
Производную приравняем к нулю:
Решаем данное уравнение графическим способом, построив графики двух функций: запишем уравнение в виде и построим отдельно 2 графика функций: и .
Точка пересечения графиков – решение уравнения.
Записываем ответ: 0,3
III вариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
Карточка – консультант для третьего задания.
Решить уравнение :
Найдем производную функции:
Производную приравняем к нулю:
Решаем данное уравнение графическим способом, построив графики двух функций: запишем уравнение в виде и построим отдельно 2 графика функций: и .
Точка пересечения графиков – решение уравнения.
Записываем ответ: 0,3
IV вариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
Карточка – консультант для третьего задания.
Решить уравнение :
Найдем производную функции:
Производную приравняем к нулю:
Решаем данное уравнение графическим способом, построив графики двух функций: запишем уравнение в виде и построим отдельно 2 графика функций: и .
Точка пересечения графиков – решение уравнения.
Записываем ответ: 0,3
На оценку "4"
I вариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
II вариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
III вариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
IVвариант
Решить уравнение : 1.
2.
3.
Просмотр содержимого документа
«оценочный лист»
Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал домашнего задания на 5»
Просмотр содержимого презентации
«к уроку»
Просмотр содержимого презентации
«к уроку2»