СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по учебному предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» (образовательная область: «Физическая культура и ОБЖ») Тема: «Землетрясение. Правила безопасного поведения населения при землетрясении» 7 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация теоретических знаний, получение умений и навыков безопасного поведения

при землетрясении.

Просмотр содержимого документа
«Урок по учебному предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» (образовательная область: «Физическая культура и ОБЖ») Тема: «Землетрясение. Правила безопасного поведения населения при землетрясении» 7 класс»

Управление образования администрации Тайшетского района

Иркутской области

 

 














Представлен урок по учебному предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»

(образовательная область: «Физическая культура и ОБЖ»)


Тема: «Землетрясение. Правила безопасного поведения населения при землетрясении»

7 класс

 

Подготовил: учитель ОБЖ  МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета Вершинин Юрий Александрович
















Тема и номер урока


Базовый учебник (УМК)



Цель урока:


Задачи урока:

«Землетрясение. Правила безопасного поведения населения при землетрясении», урок № 5 КТП.


Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопас­ности жизнедеятельности: учебник для учащихся

7 классов, под общей редакцией А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2013-2020.


Систематизация теоретических знаний, получение умений и навыков безопасного поведения

при землетрясении.

Обучающие:

  • закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в

условиях чрезвычайной ситуации: «землетрясение»;

  • продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;

  • расширять представление об окружающем мире.

Развивающие:

  • развить познавательный интерес у учащихся к практическим занятиям на уроках ОБЖ;

  • развивать коммуникативные навыки через работу в командах по взаимоконтролю.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность;

  • формировать творческую активность, дисциплину, внимание.

Девиз урока: «Знать вероятную опасность, уметь распознавать ее и действовать правильно”.


Тип урока


Комбинированный, урок обобщения, систематизации и контроля знаний.

Вид урока

Урок-ролевая игра, аукцион знаний.

Формы работы учащихся

Образовательная технология

Индивидуальная, групповая.

Проблемное обучение


1

2

Планируемый результат:


Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

Конкретизировать понятиеЗемлетрясения.

Обобщить знания о параметрах землетрясений.

Научиться составлять порядок действий человека при угрозе землетрясения и при его возникновении.

В личностно-ориентационной сфере:

Понять важность наличия знаний и умений человека по правильному поведению при возникновении той или иной опасной ситуации


Личностные: 

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

  2. Самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: 

  1. Постановка цели и анализ условий достижения цели.

  2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Познавательные: 

  1. Определение понятий.

  2. Умение структурировать знания.

  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.

  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи,

сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать

выводы; размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Коммуникативные: 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

  2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Межпредметные связи

Формы работы

Необходимое ресурсное обеспечение

География, история, биология, ФК, физика.

Работа с информацией: («Блицтурнир», контекстные задачи, текст, наглядные учебные пособия и др.)

Работа с программой деятельности: (алгоритмом).

Работа в группах.

Индивидуальная работа.






Для учащегося:

Рабочая тетрадь учащегося, дневник безопасности учащегося, раздаточный материал: листы с шаблоном (таблицы-задания - 2 шт.), карточки с заданиями, контекстными задачами, план с этапами урока.

Оборудование и оснащение:

  1. мультимедийное сопровождение;

  2. карточки с заданиями,

  3. ситуационные задачи,

  4. картинки,

  5. наглядный материал (медицинская аптечка, одежда, фонарь, книга, вода, мыло, полотенце, документы и др.), оформление классной доски.


Для учителя: ПК, проектор, экран, (презентация)


Структура урока

  1. Организационный момент, 3 минуты.

  2. Проверка домашнего задания, 4 минуты.

  3. Обобщение и закрепление знаний в виде тематической игры: «Землетрясе­ния. Защита населения от последствий землетрясения», 20 минут.

  4. Контроль знаний в виде решения тестовых заданий, 7 минут.

  5. Рефлексия, 2 минуты.

  6. Итоги:обобщениеурока, выставление оценок, домашнее задание, 4 минуты.



Ход урока

  1. Организационный момент, 3 минуты:

Класс условно делится на группы (учитывая то, что в каждую группу включаются наиболее подготовленные шкальники и те, кому необходима поддержка в работе).


  1. Проверка домашнего задания, 4 минут:

Актуализация по теме: «Землетрясения».

На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, случается более 30 видов опасных природных явлений. Самым разруши­тельным из них являются землетрясение. Исто­рия человечества насчитывает миллионы жертв, сотни разрушенных городов и поселков, уничто­женных этим стихийным бедствием. Территория Иркутской области входит в Монголо-Байкальский пояс активного проявле­ния землетрясений, где фиксируется одно землетрясение каждые три часа. От трех до четырех тысяч небольших землетрясений ежегодно ре­гистрируют датчики иркутских сейсмостанций. Активность землетрясений в Байкальской рифтовой зоне, в которую входит г. Иркутск, нарас­тает, и, по мнению сейсмологов, она приближа­ется к максимальной (г. Тайшет относится к зоне вероятного возникновения землетрясений силой до 5-ти баллов). Сама акватория Байкала позволяет предвидеть возможность возникновения цунами при достаточной степени сейсмической активности. Но это не значит, что она обязательно проявит себя, но к такому развитию событий мы должны быть готовы. Школьникам, да и всему населению, необходимо знать о зем­летрясениях, цунами, причинах их возникновения и последствиях, правилах поведения в ЧС.


Внимание, проблема!

- Предположим, что наша планета – вареное всмятку яйцо, сейчас перед нами стоит задача: выяснить и понять, что произойдет, если его уронить?

Ответы будем давать в процессе урока.

Метод аасоциации:

  • Ребята, с какой чрезвычайной ситуацией природного характера мы познакомились на предыдущих уроках?

  • Почему землетрясение считается наиболее опасным и беспощадным стихийным бедствием?

  • Если землетрясение происходит на море, в океане, к возникновению какого опасного природного явления это может привести.

  • Нужно ли изучать характер этоих явлений, и какое значение имеют полученные знания для жизни людей, живущих в сейсмических зонах?

Сегодня подошло время обобщить полученные знания, умения и навыки по данной теме. И я предлагаю вам провести урок в форме игры, где каждый из вас сможет показать свои практические умения. Каждая игра - это соревнование, где есть победители и побежденные. У меня заготовлены фишки-жетоны, которые я буду выдавать за правильные, обоснованные ответы, чем больше фишек вы получите, тем выше будет ваша оценка.

Итак, начнем!


Предложить учащимся самим сформулировать тему и цели урока…


Сегодня мы с Вами закрепим полученные знания, приступим к формированию умений и навыков по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации: "землетрясение"; продолжим учиться рассуждать, делать выводы, уметь составлять рекомендации по действиям в опасных ситуациях, будем совершенствовать умение работать в группах и расширим представление об окружающем мире.Прошу Вас принять самое активное участие в нашем уроке и продемонстрировать уровень своих знаний по изученной нами теме. Итогом нашей работы станет контрольное теститрвание.


  1. Обобщение и закрепление знаний в виде тематической игры: «Землетрясе­ния. Защита населения от последствий землетрясения», 20 минут.


Первый этап игры заключается в проверке наших теоретических знаний: "Блицтурнир".


1 команда (4 вопроса)

2 команда (4 вопроса)

1

2

1. Землетрясение – это…

2. Главные причиныземлетрясений?

3. Что называется гипоцентром землетрясения?

4. Что называется эпицентром землетрясения?

5. Перечислите основные причины землетрясений?

6. Назовите известные вам сейсмические шкалы, определяющие силу землетрясения?

7. Как называется прибор для измерения силы землетрясения?

8. По каким признакам можно предсказать землетрясение?


Ответы 1 команды:

1. подземные удары и колебания земной поверхности;

3. точка под землей, которая является источником землетрясения (очаг землетрясения);

5. тектонические, внутриплитовые, вулканические, обвальные, техногенные, вызванные падением космических тел;

7. сейсмограф.

Ответы 2 команды:

2. моретрясение (землетрясение в океане);

4. проекция гипоцентра на земную поверхность (участок над очагом землетрясения);

6. 9-балльная Рихтера, 12-балльная Меркали;

8. беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, запах газа, искрение электрических проводов;

(За каждый правильный ответ команда получает жетон)

Ребята, обратите внимание, у меня на доске, написана «Главная формула безопасности». Эта формула, к которой должен стремиться каждый человек.


Главная формула безопасностиТри правила безопасности»):

  1. "Знать и предвидеть опасность.

  2. По возможности – избежать её.

  3. При необходимости – действовать грамотно".

И, конечно же - «Не паниковать

А можно ли предвидеть опасность, быть готовым к встрече с ней?(2 этап).


Второй этап игры

1 команда: Составляет памятку "Советы жителям сейсмоопасных районов". Приложение 1.

2 команда:Собирает "Тревожный рюкзачок" - необходимые вещи и сумку для жителя сейсмоопасного района. В него необходимо положить, Приложение 2:

  1. электрический фонарик с запасными батарейками,

  2. медикаменты,

  3. одежду,

  4. запас продуктов питания на 3 дня,

  5. воду,

  6. деньги,

  7. документы,

  8. предметы личной гигиены,

  9. спальный мешок.

(Проверяется выполнение задания второго этапа, подводятся итоги)


Возвращаемся к нашей формуле выживания. Итак, мы показали, что каждый человек должен быть готов к опасности.


Третий этап игры.

Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных травм, а может быть даже и гибели в опасной ситуации (вероятном землетрясении или цунами). К доске приглашаются по одному человеку от команды. Предлагаются несколько десятков карточек. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям (оставить правильное):

1 команда

2 команда

1

2

Безопасные места во время землетрясения

Опасные места во время землетрясения

1. Углы пересечения капитальных стен;

2. Чугунная ванна;

3. Дверной проем в капитальных стенах;

4. Внутренние капитальные стены;

5. Устойчивая, закрепленная массивная мебель;

6. Открытая площадка на улице на удалении от домов и линий электропередач.

1. Лифт;

2. Кирпичные перегородки;

3. Кровать;

4. Не устойчивая, незакрепленная мебель;

5. Лестница;

6. Мост;

7. Линии электропередач;

8. Навесы, козырьки домов;

9. Оборванные провода.

Одновременно, с работающими ребятами у доски, остальные ученики класса выполняют свои задания на местах письменно.


1 команда

2 команда

1

2

Если вас застало землетрясение в здании (дома). Ваши действия.

Приложение 3

Если вас застало землетрясение на улице. Ваши действия

Приложение 4


(Проверка выполненных заданий).

Теперь мы знаем, что человек, зная опасные и безопасные места в доме, в городе, может избежать травм и гибели. Это вторая часть нашей формулы "По возможности – избежать опасность".


Практическое задание:Землетрясение происходит внезапно, и действовать нужно быстро. По моему сигналу "Внимание, землетрясение" займите безопасное место в нашем кабинете: ….


Скажите, вы уверены в том, что выбранное вами место защитит вас на 100% при землетрясении?

Я думаю, что если землетрясение будет небольшим до 4 баллов, то - да. Но мы с вами изучали параметры землетрясения и знаем, что от 5 баллов и выше, землетрясения приводят к серьезным разрушениям и даже катастрофам. При таких землетрясениях люди часто погибают или оказываются заваленными грудой камней и металла. Многие теряют близких и родных людей.


Четвертый этап игры.

Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных последствий землетрясений: выполните задания


1 команда

2 команда

1

2

Помогите своими рекомендациями человеку, оказавшемуся в завале?

Приложение 5 (учебник)

Ваши действия после землетрясения?Чем вы можете помочь пострадавшим?

Приложение 6 (учебник)

  1. Контроль знаний в виде решения тестовых заданий, 7 минут:

  • Школьники выполняют задания (Тест: Приложение 7)

  • Проводится взаимопроверка (в парах)

  • Капитаны предоставляют КИМы учителю.

Вывод: Доля землетрясений в общем количе­стве чрезвычайных ситуаций в России состав­ляет 8%. Пятая часть территории подвержена землетрясениям интенсивностью 7 баллов и бо­лее, в том числе и Иркутская область. Особенно опасные землетрясения случаются на Камчат­ке, Сахалине, Северном Кавказе, в Прибайка­лье и Якутии. Землетрясение зачастую начина­ются внезапно, прогнозирование его затруднено, и достоверно установить, когда, где и насколь­ко сильно оно проявится, маловероятно. В свя­зи с этим надо знать, как себя вести при земле­трясениях, ведь от этого зависит ваша жизнь или жизнь близких вам людей.


Решение проблемы, поставленной в начале урока:

В начале урока мы предположили, что наша планета - вареное всмятку яйцо. Что может про­изойти, если его уронить?

Ответы учащихся: образовалась трещина в скорлупе (земной коре),вылился белок (мантия) наружу (это природное явление вулканизма) и др.


  1. Рефлексия занятия, 2 минуты:

Продолжите фразу:

  • я хочу жить в сейсмоопасной зоне, потому, что...

  • я не хочу жить в сейсмоопасной зоне, пото­му что...

  • я хочу стать специалистом в области ГО ЧС (спасателем), для того чтобы...


  1. Итоги:обобщение урока, выставление оценок, домашнее задание, 4 минуты:

Ребята, как вы думаете, мы выполнили с вами, поставленную задачу. Какая была задача нашего урока? Показать свои знания и умения на практике. Мы показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели.

Вывод делают учащиеся: Землетрясения и цунами являются очень опасными стихийными бедствиями природного происхождения, которые влекут за собой гибель людей, разрушения, аварии. Предотвратить землетрясение человек не может, НО - может быть готовым к землетрясению или цунами, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей.

Мне кажется, что оказавшись в опасности человек должен действовать решительно, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное - НЕ ПАНИКОВАТЬ!

Я очень рад, что вы показали все свои знания и умения на уроке. И если возникнет опасная ситуация, я уверен, полученные знания на уроках ОБЖ, вам пригодятся, и вы будете действовать так, как действовали на уроке.

А теперь давайте подсчитаем ваши жетоны и выявим победителей игры.


Подводятся итоги, выставляются оценки.

Записывается домашнее задание:повторить опасные геологические природные явления.



Литература и пособия:

  1. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях: учебное пособие, - М.: ЭКСМО, 2003.

  2. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие, - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1997.

  3. Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности. Де­партамент гражданской защиты МЧС России, 2006.

  4. Интернет-ресурсы:

  • «Спас-экстрим». Портал детской безопасности.

  • «Энциклопедия Британника».

  • «Википедия».

  • «Школа безопасности». Всероссийское детско-юношеское общественное движение, и др.

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника, под общей редакцией А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2013.

  2. Фролов М.П., Смирнов А.Т. Основы безопас­ности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 классов, под общей редакцией Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ-Астрель, 2013-2020.

  3. Вершинин Ю.А. Авторская разработка мультимедийного сопровождения урока по теме «Землетрясения», 7 класс (на основе презентации), 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!