Управление образования администрации Тайшетского района
Иркутской области
Представлен урок по учебному предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
(образовательная область: «Физическая культура и ОБЖ»)
Тема: «Землетрясение. Правила безопасного поведения населения при землетрясении»
7 класс
Подготовил: учитель ОБЖ МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета Вершинин Юрий Александрович
Тема и номер урока Базовый учебник (УМК) Цель урока: Задачи урока: | «Землетрясение. Правила безопасного поведения населения при землетрясении», урок № 5 КТП. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 классов, под общей редакцией А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2013-2020. Систематизация теоретических знаний, получение умений и навыков безопасного поведения при землетрясении. Обучающие: закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации: «землетрясение»; продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы; расширять представление об окружающем мире. Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к практическим занятиям на уроках ОБЖ; развивать коммуникативные навыки через работу в командах по взаимоконтролю. Воспитательные: воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность; формировать творческую активность, дисциплину, внимание. Девиз урока: «Знать вероятную опасность, уметь распознавать ее и действовать правильно”. |
Тип урока | Комбинированный, урок обобщения, систематизации и контроля знаний. |
Вид урока | Урок-ролевая игра, аукцион знаний. |
Формы работы учащихся Образовательная технология | Индивидуальная, групповая. Проблемное обучение |
1 | 2 |
Планируемый результат: | Предметные умения | УУД |
В познавательной сфере: Конкретизировать понятиеЗемлетрясения. Обобщить знания о параметрах землетрясений. Научиться составлять порядок действий человека при угрозе землетрясения и при его возникновении. В личностно-ориентационной сфере: Понять важность наличия знаний и умений человека по правильному поведению при возникновении той или иной опасной ситуации | Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью. Самоконтроль и самооценка. Регулятивные: Постановка цели и анализ условий достижения цели. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. Познавательные: Определение понятий. Умение структурировать знания. Умение выделять существенные характеристики объектов. Умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; размышлять, делать предположения, прогнозировать. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью. |
Межпредметные связи | Формы работы | Необходимое ресурсное обеспечение |
География, история, биология, ФК, физика. | Работа с информацией: («Блицтурнир», контекстные задачи, текст, наглядные учебные пособия и др.) Работа с программой деятельности: (алгоритмом). Работа в группах. Индивидуальная работа. | Для учащегося: Рабочая тетрадь учащегося, дневник безопасности учащегося, раздаточный материал: листы с шаблоном (таблицы-задания - 2 шт.), карточки с заданиями, контекстными задачами, план с этапами урока. Оборудование и оснащение: мультимедийное сопровождение; карточки с заданиями, ситуационные задачи, картинки, наглядный материал (медицинская аптечка, одежда, фонарь, книга, вода, мыло, полотенце, документы и др.), оформление классной доски. Для учителя: ПК, проектор, экран, (презентация) |
Структура урока
Организационный момент, 3 минуты.
Проверка домашнего задания, 4 минуты.
Обобщение и закрепление знаний в виде тематической игры: «Землетрясения. Защита населения от последствий землетрясения», 20 минут.
Контроль знаний в виде решения тестовых заданий, 7 минут.
Рефлексия, 2 минуты.
Итоги:обобщениеурока, выставление оценок, домашнее задание, 4 минуты.
Ход урока
Организационный момент, 3 минуты:
Класс условно делится на группы (учитывая то, что в каждую группу включаются наиболее подготовленные шкальники и те, кому необходима поддержка в работе).
Проверка домашнего задания, 4 минут:
Актуализация по теме: «Землетрясения».
На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, случается более 30 видов опасных природных явлений. Самым разрушительным из них являются землетрясение. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни разрушенных городов и поселков, уничтоженных этим стихийным бедствием. Территория Иркутской области входит в Монголо-Байкальский пояс активного проявления землетрясений, где фиксируется одно землетрясение каждые три часа. От трех до четырех тысяч небольших землетрясений ежегодно регистрируют датчики иркутских сейсмостанций. Активность землетрясений в Байкальской рифтовой зоне, в которую входит г. Иркутск, нарастает, и, по мнению сейсмологов, она приближается к максимальной (г. Тайшет относится к зоне вероятного возникновения землетрясений силой до 5-ти баллов). Сама акватория Байкала позволяет предвидеть возможность возникновения цунами при достаточной степени сейсмической активности. Но это не значит, что она обязательно проявит себя, но к такому развитию событий мы должны быть готовы. Школьникам, да и всему населению, необходимо знать о землетрясениях, цунами, причинах их возникновения и последствиях, правилах поведения в ЧС.
Внимание, проблема!
- Предположим, что наша планета – вареное всмятку яйцо, сейчас перед нами стоит задача: выяснить и понять, что произойдет, если его уронить?
Ответы будем давать в процессе урока.
Метод аасоциации:
Ребята, с какой чрезвычайной ситуацией природного характера мы познакомились на предыдущих уроках?
Почему землетрясение считается наиболее опасным и беспощадным стихийным бедствием?
Если землетрясение происходит на море, в океане, к возникновению какого опасного природного явления это может привести.
Нужно ли изучать характер этоих явлений, и какое значение имеют полученные знания для жизни людей, живущих в сейсмических зонах?
Сегодня подошло время обобщить полученные знания, умения и навыки по данной теме. И я предлагаю вам провести урок в форме игры, где каждый из вас сможет показать свои практические умения. Каждая игра - это соревнование, где есть победители и побежденные. У меня заготовлены фишки-жетоны, которые я буду выдавать за правильные, обоснованные ответы, чем больше фишек вы получите, тем выше будет ваша оценка.
Итак, начнем!
Предложить учащимся самим сформулировать тему и цели урока…
Сегодня мы с Вами закрепим полученные знания, приступим к формированию умений и навыков по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации: "землетрясение"; продолжим учиться рассуждать, делать выводы, уметь составлять рекомендации по действиям в опасных ситуациях, будем совершенствовать умение работать в группах и расширим представление об окружающем мире.Прошу Вас принять самое активное участие в нашем уроке и продемонстрировать уровень своих знаний по изученной нами теме. Итогом нашей работы станет контрольное теститрвание.
Обобщение и закрепление знаний в виде тематической игры: «Землетрясения. Защита населения от последствий землетрясения», 20 минут.
Первый этап игры заключается в проверке наших теоретических знаний: "Блицтурнир".
1 команда (4 вопроса) | 2 команда (4 вопроса) |
1 | 2 |
1. Землетрясение – это… | 2. Главные причиныземлетрясений? |
3. Что называется гипоцентром землетрясения? | 4. Что называется эпицентром землетрясения? |
5. Перечислите основные причины землетрясений? | 6. Назовите известные вам сейсмические шкалы, определяющие силу землетрясения? |
7. Как называется прибор для измерения силы землетрясения? | 8. По каким признакам можно предсказать землетрясение? |
Ответы 1 команды:
1. подземные удары и колебания земной поверхности;
3. точка под землей, которая является источником землетрясения (очаг землетрясения);
5. тектонические, внутриплитовые, вулканические, обвальные, техногенные, вызванные падением космических тел;
7. сейсмограф.
Ответы 2 команды:
2. моретрясение (землетрясение в океане);
4. проекция гипоцентра на земную поверхность (участок над очагом землетрясения);
6. 9-балльная Рихтера, 12-балльная Меркали;
8. беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, запах газа, искрение электрических проводов;
(За каждый правильный ответ команда получает жетон)
Ребята, обратите внимание, у меня на доске, написана «Главная формула безопасности». Эта формула, к которой должен стремиться каждый человек.
Главная формула безопасности («Три правила безопасности»):
"Знать и предвидеть опасность.
По возможности – избежать её.
При необходимости – действовать грамотно".
И, конечно же - «Не паниковать!»
А можно ли предвидеть опасность, быть готовым к встрече с ней?(2 этап).
Второй этап игры
1 команда: Составляет памятку "Советы жителям сейсмоопасных районов". Приложение 1.
2 команда:Собирает "Тревожный рюкзачок" - необходимые вещи и сумку для жителя сейсмоопасного района. В него необходимо положить, Приложение 2:
электрический фонарик с запасными батарейками,
медикаменты,
одежду,
запас продуктов питания на 3 дня,
воду,
деньги,
документы,
предметы личной гигиены,
спальный мешок.
(Проверяется выполнение задания второго этапа, подводятся итоги)
Возвращаемся к нашей формуле выживания. Итак, мы показали, что каждый человек должен быть готов к опасности.
Третий этап игры.
Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных травм, а может быть даже и гибели в опасной ситуации (вероятном землетрясении или цунами). К доске приглашаются по одному человеку от команды. Предлагаются несколько десятков карточек. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям (оставить правильное):
1 команда | 2 команда |
1 | 2 |
Безопасные места во время землетрясения | Опасные места во время землетрясения |
1. Углы пересечения капитальных стен; 2. Чугунная ванна; 3. Дверной проем в капитальных стенах; 4. Внутренние капитальные стены; 5. Устойчивая, закрепленная массивная мебель; 6. Открытая площадка на улице на удалении от домов и линий электропередач. | 1. Лифт; 2. Кирпичные перегородки; 3. Кровать; 4. Не устойчивая, незакрепленная мебель; 5. Лестница; 6. Мост; 7. Линии электропередач; 8. Навесы, козырьки домов; 9. Оборванные провода. |
Одновременно, с работающими ребятами у доски, остальные ученики класса выполняют свои задания на местах письменно.
1 команда | 2 команда |
1 | 2 |
Если вас застало землетрясение в здании (дома). Ваши действия. Приложение 3 | Если вас застало землетрясение на улице. Ваши действия Приложение 4 |
(Проверка выполненных заданий).
Теперь мы знаем, что человек, зная опасные и безопасные места в доме, в городе, может избежать травм и гибели. Это вторая часть нашей формулы "По возможности – избежать опасность".
Практическое задание:Землетрясение происходит внезапно, и действовать нужно быстро. По моему сигналу "Внимание, землетрясение" займите безопасное место в нашем кабинете: ….
Скажите, вы уверены в том, что выбранное вами место защитит вас на 100% при землетрясении?
Я думаю, что если землетрясение будет небольшим до 4 баллов, то - да. Но мы с вами изучали параметры землетрясения и знаем, что от 5 баллов и выше, землетрясения приводят к серьезным разрушениям и даже катастрофам. При таких землетрясениях люди часто погибают или оказываются заваленными грудой камней и металла. Многие теряют близких и родных людей.
Четвертый этап игры.
Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных последствий землетрясений: выполните задания
1 команда | 2 команда |
1 | 2 |
Помогите своими рекомендациями человеку, оказавшемуся в завале? Приложение 5 (учебник) | Ваши действия после землетрясения?Чем вы можете помочь пострадавшим? Приложение 6 (учебник) |
Контроль знаний в виде решения тестовых заданий, 7 минут:
Школьники выполняют задания (Тест: Приложение 7)
Проводится взаимопроверка (в парах)
Капитаны предоставляют КИМы учителю.
Вывод: Доля землетрясений в общем количестве чрезвычайных ситуаций в России составляет 8%. Пятая часть территории подвержена землетрясениям интенсивностью 7 баллов и более, в том числе и Иркутская область. Особенно опасные землетрясения случаются на Камчатке, Сахалине, Северном Кавказе, в Прибайкалье и Якутии. Землетрясение зачастую начинаются внезапно, прогнозирование его затруднено, и достоверно установить, когда, где и насколько сильно оно проявится, маловероятно. В связи с этим надо знать, как себя вести при землетрясениях, ведь от этого зависит ваша жизнь или жизнь близких вам людей.
Решение проблемы, поставленной в начале урока:
В начале урока мы предположили, что наша планета - вареное всмятку яйцо. Что может произойти, если его уронить?
Ответы учащихся: образовалась трещина в скорлупе (земной коре),вылился белок (мантия) наружу (это природное явление вулканизма) и др.
Рефлексия занятия, 2 минуты:
Продолжите фразу:
я хочу жить в сейсмоопасной зоне, потому, что...
я не хочу жить в сейсмоопасной зоне, потому что...
я хочу стать специалистом в области ГО ЧС (спасателем), для того чтобы...
Итоги:обобщение урока, выставление оценок, домашнее задание, 4 минуты:
Ребята, как вы думаете, мы выполнили с вами, поставленную задачу. Какая была задача нашего урока? Показать свои знания и умения на практике. Мы показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели.
Вывод делают учащиеся: Землетрясения и цунами являются очень опасными стихийными бедствиями природного происхождения, которые влекут за собой гибель людей, разрушения, аварии. Предотвратить землетрясение человек не может, НО - может быть готовым к землетрясению или цунами, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей.
Мне кажется, что оказавшись в опасности человек должен действовать решительно, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное - НЕ ПАНИКОВАТЬ!
Я очень рад, что вы показали все свои знания и умения на уроке. И если возникнет опасная ситуация, я уверен, полученные знания на уроках ОБЖ, вам пригодятся, и вы будете действовать так, как действовали на уроке.
А теперь давайте подсчитаем ваши жетоны и выявим победителей игры.
Подводятся итоги, выставляются оценки.
Записывается домашнее задание:повторить опасные геологические природные явления.
Литература и пособия:
Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях: учебное пособие, - М.: ЭКСМО, 2003.
Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие, - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1997.
Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности. Департамент гражданской защиты МЧС России, 2006.
Интернет-ресурсы:
«Спас-экстрим». Портал детской безопасности.
«Энциклопедия Британника».
«Википедия».
«Школа безопасности». Всероссийское детско-юношеское общественное движение, и др.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника, под общей редакцией А.Т. Смирнова, - М.: Просвещение, 2013.
Фролов М.П., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 классов, под общей редакцией Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ-Астрель, 2013-2020.
Вершинин Ю.А. Авторская разработка мультимедийного сопровождения урока по теме «Землетрясения», 7 класс (на основе презентации), 2016.