ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Казанская школа № 61»
Урок по миру природы и человека во 2б классе
«Овощи в питании человека»
в рамках республиканского семинара-практикума для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специальное дефектологическое образование. Олигофренопедагогика» по теме: «Организация коррекционно-педагогической работы с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»
Вильданова Г.Р.
учитель-дефектолог
I квалификационной категории
12 декабря 2018 года
Цель: определение значения овощей для жизни человека, уточнение знаний об употреблении овощей в пищу.
Задачи:
1.Образовательные: сформировать у учащихся понятие овощи, об их значении в жизни человека, о значении в питании человека, научить детей правильно употреблять названия овощей в устной и письменной речи.
2.Развивающие: способствовать формированию навыков логического мышления, внимания, памяти.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к природе, формирование бережного отношение к собственному здоровью и питанию
4.Коррекционные: Корригировать и развивать мыслительную деятельность, внимание, память, речь, мелкую моторику кисти руки, расширять словарный запас.
Планируемые результаты:
Предметные – узнавать, называть, выделять овощи среди других предметов, отгадывать загадки об овощах, иметь понятие о пользе овощей для жизни и здоровья человека, об употреблении овощей в пищу.
Личностные – проявлять заинтересованность, работать активно, организованно, осознавать себя как ученика.
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированные
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Оборудование: компьютер, презентация (иллюстрации по теме, таблицы, загадки, физминутка).
Ход занятия
Организационный момент.
“Прозвенел звонок, начинается урок”.
Готовность к уроку; правила посадки, поведения.
- Побыстрей проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Мы начинаем урок “Мир природы и человека”. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Сегодня на уроке будет много интересного и очень полезного. Важно ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот – говорить. Я желаю вам успехов.
Сообщение темы занятия.
Сегодня к нам на урок пришел сказочный гость. А кто это, мы узнаем с вами из моей загадки.
Папа – лук и мама тоже,
дети все на них похожи.
Старший – верный друг и малый,
сделал добрых дел не мало.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик - Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется... (Чипполино)
ЧИПОЛЛИНО
Правильно, ребята, Чипполино. Чиполино – очень дружелюбный и озорной мальчик-луковка, он любит играть со своими друзьями в разные игры и сегодня он пришел к нам в гости, чтобы поиграть с вами, а заодно познакомить вас со своими друзьями.
Игра «Угадайка».
А чтобы угадать, как зовут его друзей, наш сказочный гость приготовил для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно, отгадайте ответы и найдите подходящую картинку у меня на столе. Готовы? Начали.
Только фея может этот
Овощ превратить в карету.(- тыква -)
То она “сосулька”,
То румянцем пышет,
Но вкусна в салате
Горькая… - редиска -
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. - помидоры –
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … — картошка —
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?— морковь —
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… — баклажан —
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок…— кабачок —
(ученики угадывают загадки и вывешивают картинки на доску).
Ребята посмотрите пожалуйста на эти картинки и скажите – как вы думаете, кто друзья у Чипполино? Правильно, овощи. Вот об овощах и их значении в питании человека мы с вами сегодня и поговорим. Откройте, пожалуйста ваши тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Овощи в питании человека», а пока вы
это делаете, я приклею в ваши тетради рисунки овощей с их названиями. Этот рисунок-подсказка, он поможет вам, если вы забудете название какого-то овоща.
Работа с учебником
Ребята, а что же такое овощи? Давайте прочитаем об этом в нашем учебнике. Откройте его на странице 55. Прочитайте первое предложение на этой странице (один из учеников читает определение овощей: «Овощи – это съедобные части травянистых растений»).
Посмотрите какие Овощи очень разнообразны по вкусу и внешнему виду. И так непохожи друг на друга. Так ли это? Чипполино хочет выяснить, как хорошо вы запомнили внешний вид овощей. Для того чтобы выполнить следующее его задание, нам понадобится ваша зрительная память и внимание.
Угадай овощ по контуру.
Я приклею вам в тетрадь контуры овощей, а вы должны будете угадать, что это за овощ, раскрасить его в правильный цвет (ученикам в тетрадь приклеивается тестовое задание, после выполнения которого ученики записывают название овощей вместе с учителем). Молодцы, вы замечательно справились с заданием!
Игра «Волшебный ящик».
Вы так хорошо угадываете загадки про овощи на слух и на глаз, что нашему сказочному гостю осталось выяснить - так ли хорошо вы можете угадать овощи, используя свои руки. Чипполино хочет сыграть с вами в игру «Волшебный мешок».
(Ученикам предлагается угадать овощ в мешке на ощупь).
Игра «Что растет на дереве и грядке» (слайд 4)
А где же растут овощи? Чтобы ответить на это вопрос, Чиполино просит вас угадать одну из его загадок. Посмотрите внимательно на изображения и скажите, что растет на, грядке. Обучающиеся выбирают то, что растет на грядке. Учитель просит обобщить одним словом названное (Овощи) Так где же выращивают овощи? (На огороде и в поле, на грядке). Правильно, молодцы.
Овощная физминутка
Выполняется физминутка в сопровождении музыкального видеоролика.
Знакомство с новыми словами.
Ребята, а как вы думаете - из чего выращивают овощи? Правильно, из семян. Но так же как и сами овощи, семена у овощей бывают разными. Давайте рассмотрим изображения в нашем учебнике на с.55. Посмотрите какие разные семена у растений. Морковь и редис выращивают из семян, а для выращивания картофеля нужно посадить в землю целую картофелину. Редис морковь и картофель растут в земле. В корнях редиса и моркови накапливаются питательные вещества, поэтому эти корни называются (на доску вывешивается название, учитель читает вместе с учениками) корнеплодами. Мы употребляем в пищу корни этих растений. А какие корнеплоды вы знаете еще? (Свекла, репа, морковь, редиска).
У картофеля под землей на корнях образуются картофелины (учитель читает вслух вместе с учениками) – клубни. А для того чтобы выдернуть редис и морковь, надо потянуть их за листья – (читает вместе с учениками), которые называются ботва. Ребята, а в какой сказке тащили овощ за ботву из грядки? Правильно, в Репке.
Предлагаю всем нам вставть и немного подвигаться.
Физминутка.
Игра «Помоги хозяйке собрать овощи»
Найди овощи, которые ты видишь на рисунке. Но овощи можно собрать не только на огороде, но и купить на рынке.
Овощная сказка
Ребята, Чипполино рассказал мне, что однажды все его друзья чуть не поссорились друг с другом. А из-за чего это произошло мы сейчас узнаем с вами из этой овощной сказки.
Беседа о значении овощей в питании человека.
Овощи имеют важное значение в питании человека. Овощи – основной источник витаминов и полезных веществ.
Роль витаминов и минеральных веществ для жизни человека очень велика. При их недостатке возникают болезни. Так, недостаток витамина С ведет к снижению сопротивляемости организма заболеваниям, появляются сонливость, кровоточивость десен, ослабляется внимание. При недостатке витамина А, как и витамина С, снижается сопротивляемость организма заболеваниям и, кроме того, нарушается зрение и замедляется рост. Витамин РР предохраняет организм от заболеваний, при которых заболевает желудок и кожа. Чтобы этого избежать, необходимо включать в питание как можно больше овощей. Правильное питание человека невозможно без овощей, особенно зимой, когда мы все испытываем недостаток витаминов и сил.
Беседа о приготовлении овощей.
Овощи содержат большое количество воды, поэтому большинство из них в свежем виде плохо сохраняется. Хранить свежие овощи следует в темном, прохладном и не слишком сухом месте. Для длительного хранения их консервируют: солят, маринуют, сушат, замораживают. В процессе первичной обработки овощи перебирают и сортируют, моют, чистят, затем промывают и нарезают. При ручной обработке овощей применяют различные инструменты и приспособления (овощерезки, шинковки, терки, выемки, специальные ножи). Самый простой инструмент в обработке овощей – это картофелечистка. Она бывает различных видов. Я принесла вам несколько картофелечисток для небольшой игры.
Игра «Юные повара»
Вы любите помогать маме на кухне? Сейчас проверим часто ли вы помогаете маме на кухне. Приглашаю одного человека из 1 ряда и из 2го . Ваша задача - почистить картошку.
Блюда из овощей
Учитель просит учеников назвать изображенные на иллюстрациях блюда из овощей.
. Игра «Убери лишнее» (16 слайд)
Учитель просит определить лишние овощи при приготовлении щей.
Подведение итогов.
Ребята, вы молодцы, показали хорошие знания, проявили смекалку. Все ребята старались и заслужили подарок от Чипполино. Он хочет поделиться с вами одним секретом. Оказывается, из овощей можно приготовить не только первое и второе блюдо, но и десерты. И в благодарность за вашу хорошую работу на уроке, он дарит вам рецепт приготовления очень вкусного морковного печенья.
Домашнее задание
Домашним заданием на следующий урок будет приготовить дома с мамой это печенье (раздаются рецепты десерта из моркови).