Рыбина Марина Васильевна, учитель математики МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
Тема: Урок систематизации и обобщения знаний
(8 класс)
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
развивать познавательный интерес учащихся;
способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;
способствовать развитию быстрой реакции, умению переключаться с одного задания на другое во время повторения изученного ранее материала.
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к предмету;
воспитывать общественно – активную личность;
воспитывать математическую культуру обучающихся;
воспитывать чувства гордости за Родину, за её историческое прошлое;
воспитывать уважение к подвигам наших предков и современников.
Тип урока: Урок повторения и систематизации
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.
В День партизан и подпольщиков с чувством безграничной благодарности и любви мы отдаем дань уважения ветеранам антифашистского сопротивления: бывшим подпольщикам и партизанам, защитникам и освободителям родной земли – всем, кого мы с гордостью называем народными мстителями. С первых дней войны началось сопротивление оккупантам. Создавались и действовали подпольные партизанские органы, которые вступали в неравную битву с врагом.
II. Работа по теме урока.
1. Правильно решив квадратные уравнения, вы узнаете новые сведения о партизанских отрядах на территории области.
1 | Авдеев В. Д. (Донской), г. Донецк | 4х2 – 9 = 0 | Ф | ноябрь 1941 – февраль 1943, численный состав 36 человек, погибли 12 человек | 0; 1,2 |
2 | Грицаенко В. Я. г. Донецк, Петровский р – н. | – 0,1х2 + 10 = 0 | Б | ноябрь 1941 – июнь 1942, численный состав 27 человек, погибли 7 человек | ; |
3 | «За Родину» Дунаев И. П. г. Харцызск. | 3х2 – 1 = 0 | В | май 1943 – сентябрь 1943, численный состав 180 человек, погибли 23 человека | 1,5 |
4 | Зинченко В. В. г. Енакиево | 3х2 – 4х = 0 | Г | январь 1942 – сентябрь 1943, численный состав 47 человек, погибли 3 человека | ; 1 |
5 | «Партизан Железняк» Кочетов Е. И., г. Снежное | 10х2 + 7х = 0 | Д | июль 1943 – сентябрь 1943, численный состав 27 человек, погиб 1 человек | 10 |
6 | Компаниец П. М. г. Енакиево | – 5х2 + 6х = 0 | Е | ноябрь 1941 – июль 1942, численный состав 32 человек, погибли 6 человек | 6 |
7 | Олейник П. Д., г. Дебальцево | 12х2 + 7х + 1 = 0 | Ж | ноябрь 1942 – сентябрь 1943, численный состав 89 человек | |
8 | Подгорный В. И., г. Дебальцево | х2 – 12х + 36 = 0 | З | октябрь 1941 – ноябрь 1942, численный состав 23 человека, погибли 11 человек | Корней нет |
9 | Смолянов Б. С. г. Горловка, п. Никитовка | 7х2 – 25х + 23 = 0 | И | октябрь 1941 – май 1942, численный состав 35 человек, погибли 6 человек | – 9 |
10 | Шведов А. А. г. Донецк, Куйбышевский р – й. | 9х2 – 14х + 5 = 0 | К | декабрь 1941 – июль 1942, численный состав 12 человек | 0; 1 |
11 | Шевелев Д. Е., г. Горловка. | х2 + 18х + 81 = 0 | Л | октябрь 1941 – декабрь 1941, численный состав 18 человек, погибли 12 человек | 1; 1 |
12 | Шпаков Ф. Ф., «Карпичник», г. Ясиноватая, г. Авдеевка. | 3х2 – 7х + 4 = 0 | М | январь 1942 – август 1943, численный состав 29 человек, погибли 14 человек | 0; – 0,7 |
Ответ: 1 – В; 2 – Д; 3 – Ж; 4 – К; 5 – М; 6 – А; 7 – Б; 8 – Е; 9 – З; 10 – Г;
11 – И; 12 – Л.
Учитель. К концу 1941 немецко - фашистские войска оккупировали значительную территорию нашей страны. На оккупированной территории фашисты проводили в жизнь основные положения плана «Ост» - плана закабаления народов Восточной Европы. Основным средством проведения оккупационной политики был невиданный в истории массовый террор против мирного населения: фашисты истязали и убивали, угоняли в Германию, жгли и грабили города и сёла.
Советские люди, движимые чувством патриотизма, оказывали оккупантам мужественное сопротивление. На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, вставали на трудовую вахту женщины и дети, создавались партизанские отряды. Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы» Во время Великой Отечественной войны действовало более шести тысяч партизанских отрядов и подпольных групп общей численностью около миллиона человек. Примерно каждый пятый из них был удостоен государственных наград СССР.
2. Упростив выражение : , вы узнаете, сколько партизан и подпольщиков были удостоены звания Герой Советского Союза.
Ответ: в
Учитель. Вклад партизан в победу над Германией сложно переоценить — за годы войны они ликвидировали 465000 немецких солдат и офицеров, подорвали более 5000 железнодорожных эшелонов, уничтожили почти 1600 танков и бронемашин, 13 500 автомобилей, сбили или уничтожили на земле 211 самолетов, подорвали 607 железнодорожных и почти 1600 шоссейных мостов, вывели из строя около 2600 промышленных объектов, разгромили до 500 немецких гарнизонов, военных штабов, полицейских участков.
3. Выполнив действия , вы узнаете имя партизанки Славянского партизанского отряда, уроженки нашего города.
А | 6 | Паша Смолякова |
Б | 5 | Ульяна Раскова |
В | - 6 | Любовь Петрова |
Г | 6 | Нина Погорелова |
Ответ: г
Учитель. О Нине Ивановне Погореловой – одной из двенадцати девушек Славянского отряда – хочется сказать отдельно. Родилась в 1923 году в Горловке в семье рабочего. После смерти родителей Нина воспитывалась в Горловском детском доме до 1939 года. В мае 1941 года Нина приехала в г. Славянск и устроилась ученицей аппаратчика толевого завода. В октябре 1941 года вместе с трудящимися предприятия принимала участие в строительстве оборонительных сооружение в Красноармейском районе. После прорыва немцами обороны частей Красной Армии Нина Ивановна оказалась снова в Славянске и Добровольно вступила в партизанский отряд под командованием М.И. Карнаухова. Мужчинам на фронте тяжело, но женщине тяжело вдвойне. Тем более в тылу врага. Однако Нина не сломалась. В бою она была всегда в первых рядах, первая поднималась в атаку, а при отступлении огнем прикрывала своих товарищей. 20 апреля 1945 года Нине был вручен орден Красной Звезды.
А 7 июня 1942 года ей, как одной из лучших партизанок Украины, ЦК комсомола республики поручил выступать на втором антифашистском митинге в Москве.
Нина Погорелова в июле 1943 года самолетом была переброшена в Карловский район Полтавской области, где проводила диверсионную, агитационную и разведывательную работу. После освобождения частями Красной Армии Полтавской области девушка возвратилась в Славянск и работала заместителем начальника городской пожарной команды. Потом закончила педагогический институт и учительствовала в Горловке.
4. Решив системы неравенств, вы узнаете, о горловчанах – подпольщиках, подвиг которых увековечен в названии улиц города.
1 | Ермаков Ермолай Павлович | | А | До начала войны - железнодорожник, старший осмотрщик вагонов на станции Никитовка. В годы Великой Отечественной - комиссар партизанского отряда Никитовского железнодорожного узла. Награжден орденом Красного Знамени за мужество и отвагу в партизанский борьбе с фашистскими захватчиками. | х (9; + ) |
2 | Покидько Федор Тимофеевич | | Б | Родился в 1897 г. революционер, красноармеец. Во время гражданской войны воевал в дивизии под командованием Чапаева. В Горловку приехал в 1924 г. Работал на шахте "Кочегарка". В годы Великой Отечественной войны - комиссар партизанского отряда. Дожил до Победы. За мужество и отвагу в партизанской борьбе награжден орденом Славы и медалью "За отвагу". | Решений нет |
3 | Сергеев Александр Григорьевич | | В | Участник гражданской войны, один из первых участников стахановского движения на шахте "Кочегарка". В годы оккупации - член подполья. Замучен фашистами в 1942 году. Его сын в годы Великой Отечественной войны был удостоен звания Героя Советского Союза. | х (3,5; 6) |
4 | Стежко Григорий Павлович | | Г | Родился в 1902 г. в Курской обл. Переехал в Горловку в 1928 г. Работал на шахте № 19-20. В начале октября 1941 г. был назначен для подпольной работы в тылу врага. На этом поприще его знали как Кузнецова, он входил в число 11 активистов, которые составляли главное ядро подпольщиков. Группа передавала через линию фронта советскому командованию сведения о размещении немецких воинских частей. Погиб в годы войны. | х (– ; 2) |
Ответ: 1 – В; 2 – А; 3 – Г; 4 – Б.
III. Подведение итогов урока
Учитель. Итак, сегодня мы с вами не только повторили темы: «Рациональные дроби», «Квадратные корни», «Квадратные уравнения», «Неравенства», но и окунулись в историческое прошлое нашей Родины.
Уж давно отгремели бои, залечила травой земля раны от разорвавшихся бомб, отстроены по новой города и поселки, но память упорно хранит отголоски тех далеких событий. Так давайте в День партизан и подпольщиков еще раз выскажем свою благодарность за свободу и независимость нашей земли тем, кто по праву этого достоин. Давайте поздравим участников тех страшных времен и возложим цветы к памятникам. Пускай даты, напоминающие нам об ушедшей войне, оставят след в наших сердцах. Дорогие наши ветераны, участники Великой Отечественной войны! Мы вам обязаны жизнью, низкий вам поклон. Это вы отстояли наше детство. Вы шли в бой с думой о тех, кто ждал и верил. Мы очень рады, что вы у нас есть, такие замечательные и прекрасные люди! Мы помним о вас! Мы гордимся вами!
IV. Домашнее задание. Придумать математическую задачу с использованием сведений из истории Великой Отечественной войны в нашем городе.