СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики научатся правильно  вести ход построения сочинения – описания.

​​​​​​​

Просмотр содержимого документа
«Урок "Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»»


Тема: Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»

4 класс

Учитель: Лукомская С.В.

Цель:

  • Знать ход построения сочинения – описания.

  • Биографические сведения об авторе картины.

  • Уметь передать через свои восприятия красоту и особенности зимнего времени года.

  • Развивать эстетический вкус.

Оборудование:

Опорные слова, репродукция к картине, портрет художника, индивидуальные картинки,

аудиозапись Свиридов «Метель».


Ход урока:

  1. Оргмомент. Для начала я загадаю вам загадку. Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы; осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет и через 100 лет?

Верно, на картинках, написанных художником. Карандашом, углём, мелком художник рисует, а вот кистью он пишет масляными, акварельными красками и гуашью.

Сегодня, как вы догадались, мы будем готовиться к сочинению по картине художника Аркадия Александровича Пластова

«Первый снег».

  1. Постановка цели урока.

  2. Откройте тетрадь по развитию речи, запишите число, тему и слово «план».

Посмотрите на портрет художника и послушайте, что же это был за человек. (Портрет на доске и на экране).

В старинной деревне Прислонихе в 1893 году родился А.А. Пластов. Вместе с деревенскими мальчишками он играл в весёлые игры, ездил на лошадях, купался в реке, работал со старшими в поле и на току. Но одно отличало его. Он рано увлёкся рисованием. Дед его и отец строили и расписывали сельские храмы. И мальчику нравилось подолгу смотреть, как смешивают они краски и как чудесно оживают под кистью различные изображения людей и животных. Как хотелось ему стать художником. В 19 лет Пластов едет в Москву и поступает в художественное училище. Там упорно рисует, пишет красками, лепит скульптуру и много читает.

Работал Пластов, не зная устали. Без творчества он не мог прожить и одного дня. Рисовать для него было так же необходимо. Так же естественно. Как дышать.

Аркадий Александрович Пластов написал много картин, сотни портретов, этюдов. Делал он иллюстрации и к книгам Л. Толстого, Н. Некрасова, А. Чехова. У него есть книжки-картинки для ребят. Художник прожил большую жизнь – умер он в 1972 году.

- Что вы узнали о художнике?

- Какими качествами обладал художник?

  1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «первый»?

- Какие чувства возникают у человека, когда происходит что-то первое?

- Давайте вспомним первый снег в нашем селе. Сколько вам лет, столько раз вы видели первый снег. А какого он цвета? Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть – ещё не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. (Демонстрация картины.)

Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича на вас словно пахнет нежной свежестью, так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом.

  1. Вопросы по картине.

- Какое время суток изображено?

(Снег пошёл ещё ночью, он уже укрыл землю).

- Почему дети выбежали на крыльцо? Как радуются, как ликуют их сердца

( Начинается зима – санки, коньки, лыжи, забавы).

- Что нужно сказать о детях?

(Мальчик, одетый в пальто, валенки и шапку-ушанку, стоит неподвижно и кажется к первому снегу по внешности равнодушным. Зато девочка, сунувшая ноги в валенки, поспешно выскочила под снег в белом платьишке, успев только накинуть на голову большой желтоватый платок. Она и ёжится от холода под падающим снегом, и прячет озябшие руки в платок. Но её улыбающееся, счастливое личико поднято к небу, словно она всей кожей пытается ощутить свежесть холодного снега.)

- Какие цвета выбрал для своей работы художник?

(Неяркие, снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены)

- Каким мы видим снег? Используем прилагательные.

(Серо-золотистый, серо-голубой, фиолетово-серый, розово-голубой, пушистый, мелкий, белоснежный, тихий, мохнатый).

- А какие можно использовать глаголы, описывающие действие снега?

(Укрыл землю. Щекотал лицо. Кружился, порхал, опускался большими хлопьями.)

- А какие можно использовать сравнения?

(Мягкий, как вата, как лебяжий пух, как белая скатерть.

- А почему мы решили, что снег первый?

(Потому что ещё есть места, где нет снега. Это лужа, которая только-только замёрзла, т.е. до этого было тепло.)

- Что ещё вы видите на переднем плане?

(Палисадник, берёза, мелкий кустарник, часть дома.)

- Каких птиц вы видите на репродукции?

(На берёзе трещит сорока, тоже радуется снегу. По двору важно разгуливает ворона, потому что ещё вчера она сливалась с чёрной грязью – сегодня она чётко рисуется на белом снегу.)

- Зачем ворона понадобилась художнику? Почему ворона, а не воробей? Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку и поймёте.

(Крупная, серо-чёрная, её хорошо видно на белом снегу, она словно клякса на белой странице. И поставил эту кляксу художник нарочно, от тёмного пятна снег, кажется, ещё белей.)

- На втором плане что изображено?

(Крыши соседних домов тоже в снегу.)

Человек в санях.

- А почему там изображён человек в санях?

(Потому что он вытащил их сегодня утром и уже достаточно снега, чтобы ездить на санях.)

- Почему автор берёт вертикальный пейзаж?

(Потому что главные герои – только дети, которые смотрят в небо.)

- А какие орфограммы могут встречаться в сочинении?

  1. Составление плана.

  1. Ранее утро.

  2. Дети на крыльце.

  3. Изменения на улице.

  4. Моё отношение к картине.

  1. Используя опорные слова, устно составьте несколько предложений, чтобы запомнить написание орфограмм. Учитель исправляет.

Методика предусматривает написание сочинения продолжить на втором уроке, например, на литературе.



А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело.

Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.

Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.

За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.

В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!