СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Построение изображений в линзах" для 8 класса (ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта к уроку "Построение изображений в линзах" для обучающихся 8 класса. Технологическая карта составлена с использованием модульной технологии. Можно использовать при изучении нового материала, при повторении материала по указанной теме, при подготовке к ОГЭ и в дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Построение изображений в линзах" для 8 класса (ФГОС)»

Уроки 61-62. Построение изображений в линзах

(Записать в рабочую тетрадь тему урока и дату)

Сокращения: УЭ – учебный элемент. Необходимы тетрадь, карандаши (простые и цветные), линейка.


УЭ

Учебный материал с указанием цели и заданий

Комментарий для обучающихся

УЭ1

Цель: изучить правила построения изображений в линзах, построить изображения в разных линзах с помощью стандартных и нестандартных световых лучей..

Учебник: §69-70.

УЭ2

Цель: изучить правила построения изображений в собирающей линзе с помощью стандартных световых лучей.


Собирающая линза позволяет получать разные изображения предмета. Для начала разберёмся, какие стандартные световые лучи необходимы для построения изображений в собирающей линзе. Их всего три (смотри рисунок ниже):

А) луч 1 – проходит через оптический центр линзы и не преломляется;

Б) луч 2 – идёт параллельно главной оптической оси собирающей линзы, далее преломляется и проходит через главный фокус собирающей линзы;

В) луч 3 – проходит через главный фокус собирающей линзы, далее преломляется и идёт параллельно главной оптической оси.


2

1

3 О F

О1 F О2

1 2

F 0 3


О – оптический центр линзы; О1О2 – главная оптическая ось; F – главный фокус собирающей линзы.

Для построения изображения достаточно два любых стандартных световых луча (напоминаю, что все построения осуществляем не от руки, а по линейке). Построим несколько типичных случаев для собирающей линзы. При построении предмета достаточно построить изображения его крайних точек, а потом эти точки соединить.


Случай 1. Предмет находится между главным фокусом и собирающей линзой.

В1




B



А1 F A F

1 2



Характер изображения: мнимое (пунктир), прямой (стрелочки совпадают по направлению), увеличенное (АВ 1В1).






Изобразить рисунок в рабочей тетради и записать обозначения к нему.

















Изучаем внимательно все построения, перечерчивая их в тетрадь.

Изображаем собирающую линзу, главную оптическую ось, фокусы (6 клеточек от центра линзы), предмет АВ (высота 3 клеточки, не слишком близко к фокусу). Из точки В проводим 1 и 2 стандартные лучи (рисунок слева, лучи должны расходиться). Строим пунктиром продолжения лучей 1 и 2. На их пересечении будет изображение точки В (это точка В1). Изображение точки А (точка А1) находится напротив точки В1 (на главной оптической оси). Соединяем точки А1 и В1 пунктирной линией и получаем изображение предмета АВ.


Записать в рабочую тетрадь характер изображения.


Случай 2. Предмет находится между главным фокусом и двойным фокусом собирающей линзы (не слишком близко к главному фокусу линзы).





B

А1


2F А F F 2F

В1

2 1


Характер изображения: действительное (сплошная), обратное (стрелочки не совпадают по направлению), увеличенное (АВ 1В1), изображение находится по другую сторону от линзы за двойным фокусом.


Случай 3. Предмет находится за двойным фокусом собирающей линзы (не слишком близко к двойному фокусу линзы).



В


А1


А 2F F 2F

В1

2 1


Характер изображения: действительное (сплошная), обратное (стрелочки не совпадают по направлению), уменьшенное (АВ А1В1), изображение находится по другую сторону от линзы между фокусом и двойным фокусом.

Случай 4. Предмет находится в главном фокусе собирающей линзы. Изображение предмета нет, так как лучи 1 и 2 идут параллельно друг другу (попробуйте построить сами, и убедитесь в этом).

Случай 5. Предмет находится в двойном фокусе собирающей линзы. Изображение предмета также будет находиться в двойном фокусе, но с другой стороны линзы. Изображение будет действительным, обратным и равным самому предмету (попробуйте построить сами, и убедитесь в этом).


По такому же принципу строятся разные фигуры (треугольники, прямоугольники, квадраты и другие многоугольники, наклонные стрелочки). Главное, построить правильно точки и затем их соединить.



Перечертить в рабочую тетрадь.

Изображаем собирающую линзу, главную оптическую ось, фокусы (4 клеточки от центра линзы), двойные фокусы (4 клеточки от главных фокусов), предмет АВ (высота 3 клеточки, не слишком близко к фокусу). Из точки В проводим 1 и 2 стандартные лучи (рисунок слева, лучи должны сходиться). На их пересечении будет изображение точки В (это точка В1). Изображение точки А (точка А1) находится напротив точки В1 (на главной оптической оси). Соединяем точки А1 и В1 сплошной линией и получаем изображение предмета АВ.


Записать в рабочую тетрадь характер изображения.





Перечертить в рабочую тетрадь.

Изображаем собирающую линзу, главную оптическую ось, фокусы (4 клеточки от центра линзы), двойные фокусы (4 клеточки от главных фокусов), предмет АВ (высота 5 клеточек, не слишком близко к двойному фокусу). Из точки В проводим 1 и 2 стандартные лучи (рисунок слева, лучи должны сходиться). На их пересечении будет изображение точки В (это точка В1). Изображение точки А (точка А1) находится напротив точки В1 (на главной оптической оси). Соединяем точки А1 и В1 сплошной линией и получаем изображение предмета АВ.


Записать в рабочую тетрадь характер изображения.





УЭ3

Цель: изучить правила построения изображений в рассеивающей линзе с помощью стандартных световых лучей.


2 1

2

О1 F ' О F ' О2

2' F '

1


О – оптический центр линзы; О1О2 – главная оптическая ось; F ' – главный фокус рассеивающей линзы.


Все случаи, рассмотренные для собирающей линзы, здесь так же имеют место быть. Но, в отличие от собирающей линзы, они все одинакового характера (даже если предмет находится в фокусе или в двойном фокусе). Куда бы мы не ставили предмет, изображение всегда будет мнимым (пунктирная линия), прямым (стрелочки совпадают по направлению) уменьшенным (изображение меньше самого предмета), изображение с предметом будет находиться по одну сторону от линзы (предмет дальше от линзы, изображение ближе к линзе).


Случай 2 (1, 3, 4, 5). Предмет находится между главным фокусом и двойным фокусом рассеивающей линзы.


В 2 2

1 В1

2F ' F ' А1 F '

2'

1




Перечертить в рабочую тетрадь.











Запомнить! Записать характер изображения предмета в рассеивающей линзе в рабочую тетрадь.





Изображаем рассеивающую линзу, главную оптическую ось, фокусы (6 клеточек от центра линзы), двойные фокусы (6 клеточек от главных фокусов), предмет АВ (высота 5 клеточек). Из точки В проводим 1 и 2 стандартные лучи (рисунок слева, лучи должны расходиться). Строим продолжение луча 2 (пунктирная линия проходит через главный фокус рассеивающей линзы). На пересечении пунктирной линии и луча 1 будет изображение точки В (это точка В1). Изображение точки А (точка А1) находится напротив точки В1 (на главной оптической оси). Соединяем точки А1 и В1 пунктирной линией и получаем мнимое, прямое и уменьшенное изображение предмета АВ.

УЭ4

Цель: изучить правила построения изображений в собирающей и рассеивающей линзах с помощью не стандартных световых лучей.

А) Рассмотрим случай собирающей линзы.

2

0


1

F S1

S

О F

1 А


0

2




Перечертить в рабочую тетрадь.

Строим собирающую линзу (рисунок слева), фокусы (4 клеточки от центра линзы) и точку S (за фокусом). Проводим произвольным образом луч 1 до линзы. Через оптический центр линзы (точка О) проводим линию параллельную лучу 1 (линия 0-0). С другой стороны линзы, через главный фокус проводим линию 2-2 (она называется фокальная линия собирающей линзы) параллельно плоскости линзы до пересечения с линией 0-0 (точка А). Луч 1 преломляется так, что проходит через точку А до пересечения с главной оптической осью (точка S1). Построение закончено. Точка S1 есть изображение точки S.


А ) Рассмотрим случай рассеивающей линзы.

1

2


1

0



S F ' S1 O F '


A


0 2

1'

Перечертить в рабочую тетрадь.

Строим рассеивающую линзу (рисунок слева), фокусы (8 клеточек от центра линзы) и точку S (за фокусом). Проводим произвольным образом луч 1 до линзы. Через оптический центр линзы (точка О) проводим линию параллельную лучу 1 (линия 0-0). С этой же стороны линзы, через главный фокус проводим линию 2-2 (пунктиром, она называется фокальная линия рассеивающей линзы) параллельно плоскости линзы до пересечения с линией 0-0 (точка А). Луч 1 преломляется так, что его продолжение (пунктирная линия 1') проходит через точку А и пересекается с главной оптической осью (точка S1). Построение закончено. Точка S1 есть изображение точки S.

УЭ5

Итоги урока:

1.Для построения любых изображений в линзах берут два стандартных луча (один через оптический центр, другой – параллельно главной оптической оси).

2.В собирающей линзе характер изображений предмета может быть различным, в рассеимвающей, где бы не находился предмет, характер изображений одинаков.

3.Для построения с помощью нестандартных лучей необходимо провести сам луч, луч через оптический центр, линию фокальной плоскости и ход светового луча (изображение точки, лежащей на главной оптической оси).

4.Все продолжения лучей строим пунтктиром, действительные лучи – сплошной линией.

5.Все мнимые изображения строим пунктиром, все действительные изображения строим сплошной линией.


Важно. Знать!

УЭ6

ДЗ: §69, 70; упр.49

Выполнить в рабочей тетради сфотографировать и прислать на проверку.



Письменное задание (упр.49) выполняем в рабочей тетради и присылаем на проверку по e-mail: shagov.sergej@mail.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!