СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторения пройденного материала. "Повторяем, всё, что знаем"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

При подготовке к данному уроку я определила цель - выявить условия применения технологии личностно - ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения пройденного материала. "Повторяем, всё, что знаем"»


Урок русского языка.


Тема: Имя существительное. Повторяем, что знаем. (4класс)

Цели:

  • учебно-познавательные:

  1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;

  2. актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных и их роде;

  3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

  • интеллектуально-развивающие, воспитывающие:

Развивать умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей(групповой) позиции; уважительное отношение к партнёрам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

воспитание чувства культуры интеллектуального труда;

развивать творческий подход;

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.



Оборудование:

- толковые словари;

-музыка «Родной Челябинск»

- тесты, карточки (с региональным компонентом)

- конспект по теме «Имя существительное»;

- выставка рисунков «Зима в Челябинске».










Ход урока.

  1. Орг.момент. Урок русского языка.

  2. Игра.

Прочитайте предложение.

[йа оч’ин’ л’убл’у горат ч”ил”аб”инск]

(Я очень люблю город Челябинск)

- Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному краю и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край».

Задание.

- Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания.

III. Орфографическая пятиминутка.

Зима принесла в наш город много слов.

- Прочитайте эти слова.

С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель.

- Что вы заметили? (два одинаковых слова)

- Так ли это?

- Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари)

Задание.

1гр. – определяет лексическое значение слова: иней

2гр. – изморозь

3гр. – изморось

- Назовите слова – синонимы!

(иней – изморозь)

- Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы.

Проверка – ключ

(и,е,е,е,з,е,с,д,е)

- В каком слове допустили ошибки?

- Какие орфограммы мы вспомнили?

- Какое слово лишнее? Почему? (блестит)

- Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да)

IV. Тема: Имя существительное.

Целеполагание:

  1. Повторить всё, что мы знаем об имени существительном.


- Работать будем в паре, в группе.

Представление: 1гр. Смекалистые

2гр. Сообразительные

3гр. Догадливые

4гр. Дружные

- Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы?

- Что это? (устойчивое сочетание слов)

1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)

2гр. «Работать с огоньком» (с большим интересом, увлекая других ребят)

3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо

4гр. «Терпенье и труд всё перетрут»


«Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино.

- Чтобы бы вы ответили ему?

(Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной)

- Давайте докажем Буратино важность имени существительного.


«Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам».

V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся)

Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы)

Схема на доске.

- Задание. Подчеркнуть.

1гр. – явления природы

2гр. – признак, как предмет

3гр. – действие, как предмет.

- Проверка.

VI. Какими признаками обладает имя существительное?

(постоянными и непостоянными)

- Что относим к постоянным признакам? (ответы)

- Мы это знаем?

- Давайте докажем!

«Снежная атака»

Вопросы:

- Почему в определении существительного указываются два вопроса:

кто? что? (одуш. и неодуш.)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)

- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)


- Физминутка!

(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели)

Брусника, синичка, лось, Увильды, черника, Тургояк, рудник, снегирь.

- Молодцы!

- Какие существительные называются собственными? (ответы)

- Изменяются ли имена существительные по родам? (нет)

- В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

- Сколько родов в русском языке?

- Как определить род у имени существительного?

- Что вы знаете о типах склонения?

- Как определить склонение?

-Работа в паре!

Маршрутный лист. Задание №1.

- Соедини линиями правильные ответы.

Работаем в группе!

(если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами)

Задания:

1гр.Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное.

Исправь ошибки:

Живу я в глубене России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы сини

И всиних отсветах металл.

-Кто узнал это стихотворение? Кто его автор? (Наш уральский поэт ( поэтесса) Л.Татьяничева.)

2гр. Род.

-Какое здесь слово лишнее?

- На сколько групп вы бы разделили имена существительные?

торф, золото, слюда, мрамор, салазки, гранит, глина, известняк.

-Что объединяет все эти слова? (Они называют полезные ископаемые Челябинской области.)

3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души».

Вам письмо!

Уважаемые знатоки!

Я давно живу в Челябинске и очень люблю этот город, уважаю его жителей.

Вопрос:

- На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе.

Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-антонимы. И пусть они чаще звучат в нашем городе.

Определите род и число.

- Проверка! Защита!


Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь.

Вопрос!

4группа Напишите названия 8 городов Челябинской области, которые начинаются на букву К.

Проверка.


VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)

- Как изменяются имена существительные?

(по числам)

-Найди лишнее:

Линь, налим, сом, ёрш, Челябинск, хариус, судак, карась.

Маршрутный лист. Задание №2.

- Что мы называем склонением?

Вопрос – ловушка?

- Просклоняй имена существительные.

Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е)

- Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)

- Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.)

- Как различить В.п. и Р.п.?

смотрю на оленя

враги оленя

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

Д.п. кто? что?

И.п. кем? чем?

Т.п. кого? что?

П.п. кому? чему?

Р.п. о ком? о чём?

В.п. кого? что?

2группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

И.п. с, за, между…

Т.п. к, по

П.п. через, в, на

В.п. у, от, до, из…

Д.п. в, о, при, на

3группа. Маршрутный лист. Задание №3.

- Взаимопроверка. (консультанты)

- Физминутка (музыка)

- Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные)

- Подберите синоним к слову родник.

- Родник – ключ, источник.

- Ключ! Какое это слово? (многозначное)

(ответы: ключ - дверной, музыкальный)

- Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр)

- Вспомним слова – ключи!

1скл. – земля, вода

2скл. – конь, вода

3скл. – степь, печь

- Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ)

Задания! Маршрутный лист.

1группа – задание №5.

2группа – задание №6.

3группа - задание №4

4группа – Исследование.

Вывести правило!

Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц?

«е» или «о»

Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й.

Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е)

Проверка заданий.

  1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?

  2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?

  3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения е.(дети выводят алгоритм)

- Что ещё мы должны знать об имени существительном?

(синтаксическую роль имени существительного в предложении)

- Ответы.

Творческая работа.

1группа: определите сами задание.

(В) челябинской облости можно (в)стретить горы лиса и степи.

2группа: Составить предложение. Исправить ошибки.

На, Южный Урал, водахронилища, пастроить, на крупные ,реки, региона – -Миассе Урале Увельке Уфе.

3 группа: Определите сами задание: (В) чилябинской облосте (на)ходятся три заповедника, и два национальных парка.


4группа:

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.)

3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.)

4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.)

(С первым снегом к нам прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.)

- Каких существительных больше в вашем сочинении?

(существительных во множественном числе)

- Это поиск следующего урока.

Подведение итогов.

-Что мы сегодня повторяли на уроке?

- Чему научили тебя твои одноклассники? -А ты какими знаниями поделился с друзьями?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!