СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Применение закона Кулона" для 10 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта к уроку "Применение закона Кулона". Технологическая карта разработана по модульной технологии. Здесь разбирается решение задач разного уровня сложности на применение закона Кулона. Технологическую карту можно использовать на уроке решения задач по указанной теме в 10 классе, в качестве повторения и закрепления материала для обучающихся 10 и 11 классов. Можно использовать и для дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Применение закона Кулона" для 10 класса»

Урок 54. Применение закона Кулона, 10.04.2020 (записать в тетради тему и дату урока).

Сокращения: УЭ – учебный элемент.


УЭ

Учебный материал с указанием цели и заданий

Комментарий для обучающихся

УЭ0

Входной контроль.

Цель: проверка знаний по теме «Электризация, электрический заряд и его свойства».

Задание выполнить в рабочих тетрадях. Каждый ученик выполняет свой вариант. Например, Антошкина А. стоит первой в журнале. Значит, она выполняет вариант 1.

Работа по вариантам (смотри после таблицы). Фотографируем и отправляем либо через сетевой город (если возможно), либо по e-mail: [email protected]

УЭ1

Цель: применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона при решении задач разного уровня сложности.

При решении задач по данной тематике используются формулы:

q1 + q2 + … + qn = const

F = k , k = 9 109 – постоянная Кулона, ɛ - диэлектрическая проницаемость вещества.

Примеры.

№1

Одинаковые металлические шарики, заряженные зарядами q и 4q, находятся на расстоянии r друг от друга. Шарики привели в соприкосновение. На какое расстояние их следует снова развести, чтобы сила взаимодействия между ними осталась прежней?

Дано: q1 = q Решение.

q2 = 4q Когда шарики привели в соприкосновение, заряды на них перераспределились и разделились поровну, т.е.

r1 = r = . Применим закон сохранения электрического заряда: q1 + q2 = 2 . Отсюда находим: = .

Найти: r2. По условию задачи: F1 = F2, т.е. k = k . Подставляя выражения для зарядов, получаем: k = k .

После сокращений, получаем: r2 = 1,25r.

Ответ: r2 = 1,25r.

2 (решить самостоятельно в рабочей тетради).

Два заряженных тела с зарядами –10 нКл и 16 нКл находятся на расстоянии 10 см друг от друга. Заряды приводят в соприкосновение. На какое расстояние их надо развести, чтобы сила взаимодействия между ними удвоилась.

№3

Заряды 40 нКл и –10 нКл расположены на расстоянии 10 см друг от друга. Какой надо взять третий заряд и где его следует поместить, чтобы равнодействующая сил, действующих на него со стороны двух других зарядов, была бы равна нулю?

Дано: q1 = 40 нКл Решение. F2 F1

q2 = –10 нКл Сделаем чертёж

r = 10 см q1 q2 q3

Н айти: х, q3.

r x

Так как заряды q1 и q2 разноимённые и |q1| |q2|, то третий заряд на расположить следует расположить за вторым на расстоянии х от него (смотри рисунок). Расставим силы, действующие на третий заряд со стороны первых двух. По условию задачи: F1 = F2 или k = k . После сокращений и преобразований дробей получаем: = . Извлекаем квадратный корень из обеих частей равенства и выражаем расстояние х: х = = 10 см. Заряд q2 брали по модулю. В силу симметричного расположения зарядов q1 и q3 по отношению к заряду q2 находим, что q3 = 40 нКл.

Учебник: §86.


Записать в рабочую тетрадь.
















Решить в рабочей тетради.



4 (решить самостоятельно в рабочей тетради).

Заряды 90 нКл и 10 нКл расположены на расстоянии 4 см друг от друга. Какой надо взять третий заряд и где его следует поместить, чтобы равнодействующая сил, действующих на него со стороны двух других зарядов, была бы равна нулю?

№5

Два заряда по 25 нКл каждый, расположенные на расстоянии 24 см друг от друга, образуют электростатическое поле. С какой силой это поле действует на заряд 2 нКл, помещённый в точку, удалённую на 15 см от каждого из зарядов, если заряды, образующие поле, одноимённые?

Д ано: q1 = 25 нКл Решение. q1 r q2

q2 = 25 нКл Сделаем чертёж

q3 = 2 нКл α/2

r = 24 см

х = 15 см x x

Н айти: F.

q3


F2 α F1



F

Из анализа условия задачи делаем вывод, что заряды расположены в вершинах равнобедренного треугольника (смотри рисунок). Расставим силы, действующие на заряд q3 и найдём их равнодействующую по правилу параллелограмма. Расставим заряды и расстояния на рисунке. Так как q1 = q2, то |F1| = |F2|. Для определения модуля равнодействующей силы, действующей на третий заряд со стороны первых двух, воспользуемся теоремой косинусов: |F| = = F1 . По закону Кулона находим силу F1: F1 = k = 20 мкН. Из тригонометрии находим: 1 – cos = 2sin2 .Тогда получаем формулу: |F| = 2F1 sin . Воспользуемся теоремой косинусов и найдём cos = = 0,8. Тогда sin = 0,6. Вычисляем искомую силу: |F| = 24 мкН.

Ответ: 24 мкН.

6 (решить самостоятельно в рабочей тетради).

Два заряда по 25 нКл каждый, расположенные на расстоянии 24 см друг от друга, образуют электростатическое поле. С какой силой это поле действует на заряд 2 нКл, помещённый в точку, удалённую на 15 см от каждого из зарядов, если заряды, образующие поле, разноимённые?


Решить в рабочей тетради.





























Решить в рабочей тетради.

УЭ2

ДЗ: §86 (внимательно изучить материал, примеры решённых задач); ЗСР (№№3-5). Кто планирует сдавать ЕГЭ выполнить ещё задание ЕГЭ (стр.289).

Выполнить в рабочих тетрадях, сфотографировать и выслать на проверку не позднее 15.04.2020 до 15.00 либо через сетевой город (если возможно), либо по e-mail: [email protected]






Вариант 1

В любом теле – огромное количество электронов. В капле воды, например, их около 1023. Почему же тела нейтральны в обычном состоянии?

Вариант 2

Почему незаряженные металлические опилки притягиваются к заряженному телу?

Вариант 3

Возможно ли в процессе электризации трением образование электрического заряда одного знака? Почему?

Вариант 4

Могут ли тела электризоваться при соприкосновении без трения? Почему?

Вариант 5

При каком условии можно наэлектризовать латунную палочку?

Вариант 6

Электрический заряд, имеющийся на проводящем шаре необходимо разделить на три равные части. Как это осуществить?

Вариант 7

Что имеет большую массу: атом азота или положительный ион азота? Атом натрия или отрицательный ион натрия?

Вариант 8

Если поднести на нити заряженное тело к незаряженному, то они сначала притянутся друг к другу, а после соприкосновения будут отталкиваться. Почему?

Вариант 9

Зёрнышко риса притягивается к отрицательно заряженному телу. Можно ли утверждать, что зёрнышко заряжено положительно? Ответ обосновать.

Вариант 10

Атомы металлов, вступая в химические реакции, сравнительно легко «отдают» электроны. Какими ионами они при этом становятся?

Вариант 11

При натирании сургуча шерстью сургуч заряжается отрицательно. Как вследствие электризации изменяется масса сургуча и шерсти?

Вариант 12

Существует ли гравитационное притяжение между одноимённо заряженными телами? Если да, то почему его обычно не учитывают?

Вариант 13

Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды?» Почему?

Вариант 14

Можно ли на концах эбонитовой палочки получить одновременно два разноимённых заряда? Как это сделать?

Вариант 15

Почему мельчайшие капельки одеколона, разбрызгиваемого пульверизатором, оказываются наэлектризованными?

Вариант 16

На тонкой шёлковой нити висит заряженная бумажная гильза. Как узнать знак заряда гильзы, имея каучуковую расчёску?

Вариант 17

Можно ли при электризации трением зарядить одно тело? Почему?

Вариант 18

Как с помощью отрицательно заряженного металлического шара зарядить положительно другой такой же шар, не изменяя заряда первого шара?



Вариант 19

На тонких шёлковых нитях подвешены две одинаковые лёгкие бумажные гильзы. Одна из них заряжена, а другая – нет. Как определить, какая из них заряжена?

Вариант 20

Может ли атом водорода лишиться, заряда, равного 1,5 заряда электрона? Почему?

Вариант 21

Почему при быстром перематывании плёнки на магнитофоне она приобретает способность «прилипать» к различным предметам?

Вариант 22

Атом хлора принял два электрона. Как называется полученная частица? Каков её заряд?

Вариант 23

Тело приобрело положительный заряд. Что произошло с массой этого тела? Почему?

Вариант 24

Почему заряженный электрометр разряжается быстрее в пыльном помещении?

Вариант 25

Как можно изменить заряд на заряженном электрометре не меняя знака заряда на нём?

Вариант 26

Как получить заряды разного знака, не имея в своём распоряжении ничего, кроме эбонитовой палочки и куска шерстяной материи?

Вариант 27

Почему металлический стержень нельзя наэлектризовать, если держать его в руке?

Вариант 28

Существуют ли в свободном состоянии частицы с зарядом меньшим, чем у протона? Почему?

Вариант 29

Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон? Если нет, то как называется такая частица и каков её заряд?

Вариант 30

Что произойдёт, если к электроскопу, заряженному отрицательно, поднести, не прикасаясь к нему, положительно заряженную палочку из стекла? Обосновать свой ответ.

Вариант 31

Какой заряд приобретает атом железа, если он потерял один электрон?

Вариант 32

Каков знак заряда земной поверхности непосредственно под облаком, если последнее заряжено положительно?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!