СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие по стране «Синтаксис»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Личностные: роль русского языка, синтаксиса и пунктуации в частности, в развитии интеллектуальных способностей, гордость за него, определение роли пунктуации в речи.
  2. Межпредметные: развивать адекватное понимание информации устного сообщения, способность извлекать информацию, способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; способность применять полученные знания в жизни.
  3. Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся о разделе языкознания синтаксис и пунктуация; развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

 

Оборудование урока: презентация «Путешествие в страну «Синтаксис», раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по стране «Синтаксис»»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Урок-путешествие по стране «Синтаксис»

Цели:

  1. Личностные: роль русского языка, синтаксиса и пунктуации в частности, в развитии интеллектуальных способностей, гордость за него, определение роли пунктуации в речи.

  2. Межпредметные: развивать адекватное понимание информации устного сообщения, способность извлекать информацию, способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; способность применять полученные знания в жизни.

  3. Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся о разделе языкознания синтаксис и пунктуация; развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.



Оборудование урока: презентация «Путешествие в страну «Синтаксис», раздаточный материал.

Ход урока

Комментарии

I Организационный момент

Учитель:

- Здравствуйте, ребята!

Давайте пожелаем друг другу доброго утра. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Начнем наш урок.

- Приглашаю вас сегодня в путешествие по стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ. В любое путешествие отравляются с определенной целью. Куда же мы отправимся и зачем?

II. Актуализация начала урока

Вот и первое препятствие: правильно напишите слова, а из вставленных букв получится новое слово – какое?

Задание 1: запишите и вставьте пропущенные буквы в словах:

КО…ЬБА

ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ

КОЛО….НА

МОЛО…ЬБА

Б…ГРОВЫЙ

РЮ…КЗАК

ПРО…ЬБА

Б…НОКЛЬ

…ЖЕЧЬ

Учитель:

- А какие это были слова?

- Итак, это слово «Синтаксис». В стране Языкознание есть такое государство. О нем мы сегодня и поговорим.

III. Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и Пунктуация».

Учитель:

- Закончите мою мысль:

В разделе «Синтаксис» изучаются ….

( словосочетания и предложения, их построение)

(Синтаксис – это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение)

- А вот и знакомый нам сказочный камень, а на нем – как и полагается – надпись:

«Направо пойдешь – в «Словосочетание» попадешь, прямо пойдешь – в «Предложение» придешь».

- Ребята, по какой дороге пойдем?

А что молвит нам Жар-птица?

(Коли путник ты бывалый,

То сворачивай направо,

Там чудесная страна,

Счастья и богатств полна!)

Учитель:

- Ну и что ж, посмотрим в ваш сундучок знаний о словосочетании. Готовы? Вот вам и первое теоретическое препятствие:

- Что называется словосочетанием?

- Из каких частей оно состоит?

- Как связано главное слово с зависимым?

- Прочитаем строки из стихотворения Сергея Есенина:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

- Красивая картина ранней осени?!

- Выпишите из стихотворения все словосочетания.

Вывод: Словосочетание - это сочетание двух слов, связанных по смыслу. Оно состоит из главного и зависимого слова. Ребята, а почему вы не назвали сочетание слов закружилась листва?

Учитель:

- Молодцы! Это предложение.


Что называется предложением?

(ответ уч-ся)


Учитель:

- Ребята, мы с вами, оказывается, вышли на прямую дорожку в «Предложение», а Жар- птица зовет нас с собой:

«Коли путник ты упрямый,

То иди ты только прямо…»

- И вновь для вас теоретическое препятствие: знаете ли вы ответы на эти вопросы?

1. Что такое грамматическая основа?

2. Подлежащее – это…

3. Что называется сказуемым??

4. Чем выражается подлежащее?

5. Сказуемое?

Вывод: Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? Что? Выражается существительным или местоимением, ино……

- А теперь Баба-Яга приготовила для вас практическое задание:

Анализ предложений

- А сейчас обратите внимание на следующую загадку, запишите ее и произведите синтаксический разбор.


На травинке солнце бьется,

С ветерком на небо рвется,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.


Вывод: Почему это предложение сложное?

Рефлексия

Ребята,та теперь давайте заглянем в домик к обобщающему слову. Что же мы там увидим или услышим? А услышим мы там интересную песенку….

Звучит запись песни «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь»

Учитель:

- Итак, вы прослушали песенку про пять минут.

- Как вы думаете, пять минут – это много или мало?

- Что же можно сделать за это время?

- Я вам предлагаю закончить мою фразу: За пять минут можно сделать многое:…..

Составьте и запишите предложение с однородными членами и обобщающим словом.

Вывод: ______________________

Учитель:

- Ребята, нам угрожает опасность!!!

Для того, чтобы её избежать нужно написать письмо о помощи, но только не простое, а закодированное.

Я вам буду зачитывать высказывания, а вы будете отмечать согласны вы или нет с ним. (+ или -)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!