I Организационный момент Учитель: - Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу доброго утра. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Начнем наш урок. - Приглашаю вас сегодня в путешествие по стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ. В любое путешествие отравляются с определенной целью. Куда же мы отправимся и зачем? II. Актуализация начала урока Вот и первое препятствие: правильно напишите слова, а из вставленных букв получится новое слово – какое? Задание 1: запишите и вставьте пропущенные буквы в словах: КО…ЬБА ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ КОЛО….НА МОЛО…ЬБА Б…ГРОВЫЙ РЮ…КЗАК ПРО…ЬБА Б…НОКЛЬ …ЖЕЧЬ Учитель: - А какие это были слова? - Итак, это слово «Синтаксис». В стране Языкознание есть такое государство. О нем мы сегодня и поговорим. III. Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и Пунктуация». Учитель: - Закончите мою мысль: В разделе «Синтаксис» изучаются …. ( словосочетания и предложения, их построение) (Синтаксис – это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение) - А вот и знакомый нам сказочный камень, а на нем – как и полагается – надпись: «Направо пойдешь – в «Словосочетание» попадешь, прямо пойдешь – в «Предложение» придешь». - Ребята, по какой дороге пойдем? А что молвит нам Жар-птица? (Коли путник ты бывалый, То сворачивай направо, Там чудесная страна, Счастья и богатств полна!) Учитель: - Ну и что ж, посмотрим в ваш сундучок знаний о словосочетании. Готовы? Вот вам и первое теоретическое препятствие: - Что называется словосочетанием? - Из каких частей оно состоит? - Как связано главное слово с зависимым? - Прочитаем строки из стихотворения Сергея Есенина: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. - Красивая картина ранней осени?! - Выпишите из стихотворения все словосочетания. Вывод: Словосочетание - это сочетание двух слов, связанных по смыслу. Оно состоит из главного и зависимого слова. Ребята, а почему вы не назвали сочетание слов закружилась листва? Учитель: - Молодцы! Это предложение. Что называется предложением? (ответ уч-ся) Учитель: - Ребята, мы с вами, оказывается, вышли на прямую дорожку в «Предложение», а Жар- птица зовет нас с собой: «Коли путник ты упрямый, То иди ты только прямо…» - И вновь для вас теоретическое препятствие: знаете ли вы ответы на эти вопросы? 1. Что такое грамматическая основа? 2. Подлежащее – это… 3. Что называется сказуемым?? 4. Чем выражается подлежащее? 5. Сказуемое? Вывод: Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? Что? Выражается существительным или местоимением, ино…… - А теперь Баба-Яга приготовила для вас практическое задание: Анализ предложений - А сейчас обратите внимание на следующую загадку, запишите ее и произведите синтаксический разбор. На травинке солнце бьется, С ветерком на небо рвется, Но совсем не горячи Солнца белые лучи. Вывод: Почему это предложение сложное? Рефлексия Ребята,та теперь давайте заглянем в домик к обобщающему слову. Что же мы там увидим или услышим? А услышим мы там интересную песенку…. Звучит запись песни «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь» Учитель: - Итак, вы прослушали песенку про пять минут. - Как вы думаете, пять минут – это много или мало? - Что же можно сделать за это время? - Я вам предлагаю закончить мою фразу: За пять минут можно сделать многое:….. Составьте и запишите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Вывод: ______________________ Учитель: - Ребята, нам угрожает опасность!!! Для того, чтобы её избежать нужно написать письмо о помощи, но только не простое, а закодированное. Я вам буду зачитывать высказывания, а вы будете отмечать согласны вы или нет с ним. (+ или -) |