Урок «Путешествие в страну естествознание» в рамках предметной недели «Парад наук», 7 класс.
Урок проводится в рамках школьной предметной недели «Парад наук». Прежде чем начать урок, класс делят на группы-команды (по 5-6 человек). Минимальное количество групп – 4. Учитель, проводящий урок, объясняет правила. Каждая группа должна пройти шесть раундов и набрать как можно большее количество очков. Каждый раунд имеет временной отрезок, который фиксируется с помощью часов. Команда (команды), набравшая (набравшие) больше всего очков, получает (получают) за работу на уроке оценку «5» (отлично), все остальные команды – оценку «4» (хорошо).
Цель: обобщение и повторение знаний по темам предметной области «Естествознание» в 7 классе, расширение кругозора обучающихся, повышение их интеллектуального и культурного уровней.
Участники: 7-е классы.
Оборудование: карточки с заданиями разного уровня сложности по предметной области «Естествознание», проектор, компьютер, карандаши (простые), ручки, пластилин, картинки физических приборов (предварительно разрезанные на отдельные части – пазлы), песочные часы (30 секунд, 1 минута, 2 минуты, 4 минуты) или обычные часы (секундомер).
Ход урока.
Слово учителя.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет проходить урок в рамках предметной недели «Парад наук» (слайд 1). Работа будет проходить в группах. Каждая группа должна будет выполнить шесть заданий. За правильное выполнение заданий группа получает баллы. Чем больше баллов набрано, тем лучше. Группа, набравшая больше всего баллов, получит в журнал оценку «5» (отлично), остальные получат оценку «4» (хорошо). На каждое задание отводится определённое время. Если команда работала над заданием больше установленного времени, то она получает штраф в 1 балл. Проверку правильности заданий будем смотреть на слайдах презентации.
Целью нашего урока – обобщение и повторение знаний по темам предметной области «Естествознание» (физика, биология, география и др.), расширение кругозора, повышение интеллектуального и культурного уровней (слайд 2).
Итак, начинаем.
Раунд «Наука». Команды получают таблички с названиями наук. Необходимо выбрать те, которые напрямую имеют отношение к области «Естествознание». Остальные отложить в сторону. Время работы: 3 минуты. Максимальное количество баллов – 5. Проверим (слайд 3).
Раунд «Лишнее слово». Команды получают карточки со столбцами слов, составленными по определённому признаку (например, физические приборы). В каждом столбце есть лишнее слово. Его надо найти и зачеркнуть. Время работы: 5 минут. Максимальное количество баллов – 4. Проверяем (слайд 4).
Раунд «Узнай учёного». Командам зачитываются подсказки, связанные с именем учёного. После каждой подсказки даётся 10 секунд на размышление. Если команда уверена в своём ответе, любой участник команды поднимает руку и говорит ответ. Если ответ верен, команда получает определённое количество баллов и происходит переход к угадыванию имени следующего учёного. Если ответ неверен, то команда теряет шансы получить баллы за этого учёного. Остальные команды продолжают отгадывать имя учёного. Очки начисляются так: учёный отгадан после первой подсказки – 5 баллов, отгадан после второй – 4 балла, отгадан после третьей – 3 балла, отгадан после четвёртой – 2 балла, отгадан после пятой – 1 балл. Портреты учёных смотрим на слайдах 5-7.
Раунд «Пазлы». Каждой команде даётся разрезанная на части картинка физического прибора. Её необходимо собрать и рассказать, что это за прибор и что он измеряет. Время работы – 3 минуты. Максимальное количество баллов за задание – 5. Проверка: слайды 8-11.
Раунд «Моделирование молекул». Каждой команде необходимо смоделировать несколько молекул: кислород, водород, вода. Для этого команды получают пластилин. Из пластилина необходимо сделать шарики по числу атомов в молекуле и «собрать» молекулу. За каждую правильно собранную молекулу команда получает 2 балла. Время работы – 4 минуты.
Раунд «Фраза поэта». Командам выдаётся кроссворд. Его необходимо разгадать. В кроссворде каждой букве соответствует цифра. Такая же цифра есть в ленте, на которой зашифрована фраза знаменитого русского поэта. В ленте необходимо расставить буквы, соответствующие цифрам из кроссворда, и отгадать по фразе имя поэта. Имя поэта команда пишет внизу ленты. Время работы – 7 минут. Проверка слайды 12 и 13.
В процессе урока учитель записывает командам после каждого раунда количество набранных очков.
Итак, все раунды завершены. Подводим итоги урока. Наибольшее количество баллов набрала (набрали) команда (команды) … . Участники этой команды (этих команд) получают в журнал оценку «5» (отлично). Все остальные – оценку «4» (хорошо). Спасибо за урок.
Приложение к уроку (карточки к раундам).
Раунд «Наука» (напечатать по количеству команд и разрезать построчно)
ИНФОРМАТИКА |
МАТЕМАТИКА |
ЛИНГВИСТИКА |
БОТАНИКА |
ГЕОЛОГИЯ |
ГЕОФИЗИКА |
МЕДИЦИНА |
АСТРОНОМИЯ |
ЗООЛОГИЯ |
КОСМОБИОЛОГИЯ |
БИОЛОГИЯ |
ГЕОГРАФИЯ |
ЭКОЛОГИЯ |
ФИЗИКА |
Лишние: информатика, лингвистика, математика.
Раунд «Лишнее слово» (напечатать по количеству команд).
Физическая величина | Физический прибор | Физическое явление | Единица физической величины |
вес | часы | диффузия | секунда |
скорость | барометр | инерция | Архимед |
давление | мензурка | движение | килограмм |
плотность | жидкость | нагревание | паскаль |
путь | динамометр | падение тел | метр3 |
газ | весы | молния | ньютон |
время | линейка | молекула | литр |
масса | спидометр | трение | градус |
сила | термометр | рассвет | метр/секунду |
объём | измерительная лента | вьюга | килограмм/метр3 |
Лишние: газ, жидкость, молекула, Архимед.
Раунд «Узнай учёного».
М.В.Ломоносов
1.Его работы внесли огромный вклад в развитие теории строения вещества (5 баллов).
2.Он возглавлял академию наук Российской империи в городе Санкт-Петербурге во время правления Елизаветы I (4 балла).
3.Создал фундаментальные труды по истории русского народа (3 балла).
4.Его именем назван университет в городе Москве (2 балла).
5.Способствовал изданию первого учебника физики на русском языке (1 балл).
И.Ньютон
1.Изложил законы классической механики (5 баллов).
2.С 1655 по 1678 годы возглавлял Лондонскую академию наук в Великобритании (4 балла).
3.Его прах захоронен в Вестминстерском аббатстве, Англия (3 балла).
4.Первым доказал существование всемирного тяготения (2 балла).
5.Его именем названа единица измерения силы (1 балл).
Афанасий Никитин
1.Родился в Тверской губернии в семье крестьянина Никиты (5 баллов).
2.Все его путешествия длились 7 лет (4 балла).
3.Был не только путешественником, но и купцом (3 балла).
4.Один из первых европейцев, достигших Индии (2 балла).
5.Автор путевых записей «Хождение за три моря» (1 балл).
Раунд «Пазлы» (увеличить и распечатать).
Раунд «Фраза поэта» (напечатать по количеству команд).
Кроссворд
1.Древнегреческий учёный, благодаря которому появилось слово «физика». | 7 | 16 | 6 | 8 | 9 | 1 | 9 | 4 | 3 | 17 |
2.Огромное физическое тело, к которому притягиваются все окружающие человека предметы. | 26 | 4 | 21 | 8 | 10 | | | | | |
3.Материя, из которой состоят все физические тела. | 2 | 4 | 12 | 4 | 8 | 9 | 2 | 1 | | |
4.Физический эксперимент. | 1 | 13 | 11 | 9 | | | | | | |
5.Итальянский учёный, изучавший свободное падение тел с наклонной башни. | 20 | 7 | 3 | 6 | 3 | 4 | 15 | | | |
6.Характеристика тел, которая может быть измерена на опыте. | 2 | 4 | 3 | 6 | 23 | 6 | 5 | 7 | | |
7.Физический прибор для измерения атмосферного давления. | 25 | 7 | 16 | 1 | 21 | 4 | 9 | 16 | | |
8.Единица времени в СИ. | 8 | 4 | 14 | 22 | 5 | 18 | 7 | | | |
9.Горизонтальная чёрточка на шкале физического прибора. | 19 | 9 | 16 | 6 | 24 | | | | | |
Лента с фразой поэта (начинают с выделенной цифры 1 по часовой стрелке)
| | | | | 1 | | 8 | 14 | 1 | 3 | 17 | 14 | 1 | |
13 | 16 | 1 | 8 | 2 | 4 | 12 | 4 | 5 | 17 | 10 | | 18 | 22 | 5 |
| 22 | 18 | 5 | 11 | 24 | , | 6 | | 20 | 4 | 5 | 6 | 24 | 7 |
9 | 16 | 20 | , | 6 | | 8 | 3 | 22 | 23 | 7 | 15 | 15 | | 21 |
10 | 9 | 22 | 4 | 9 | 7 | 9 | 4 | 3 | 17 | . | , | , | 6 | |
2 | | 16 | 16 | 25 | 1 | 26 | 6 | | 20 | 1 | 25 | 13 | | 1 |
1 | 14 | 18 | | 2 | 1 | 8 | 14 | 1 | 18 | 7 | 16 | 7 | 1 | 9 |
9 | 1 | 25 | 6 | 19 | 1 | | 5 | 11 | 8 | , | 9 | 11 | 13 | 14 |
1 | 20 | | 24 | 11 | 5 | 18 | 22 | 23 | | 15 | 6 | 9 | 11 | 16 |
Имя поэта ___________________ .
Ответы на кроссворд:
1.Аристотель
2.Земля
3.Вещество
4.Опыт
5.Галилей
6.Величина
7.Барометр
8.Секунда
9.Штрих
Фраза поэта (А.С.Пушкин):
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Протокол игры
Название раунда | Баллы |
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | Команда 4 |
Наука | | | | |
Лишнее слово | | | | |
Узнай учёного | | | | |
Моделирование молекул | | | | |
Пазлы | | | | |
Фраза поэта | | | | |