СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-размышление по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»/

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     

   «Книги, как люди, имеют свою судьбу. Судьба книг А. И. Куприна завидна, жизнь у них долгая, любовь народа, читателей к ним велика».

   Чем же дороги  читателям  произведения этого писателя? Прежде всего тем, что он поднимает в них «вечные», общечеловеческие  проблемы: смысла жизни, положения человека в обществе, любви.

   И во всем этом многообразии выделяется одна заветная тема, к которой писатель  обращается очень бережно и благоговейно, - тема любви.

  Изучение рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе  будет актуальным и интересным для старшеклассников, ведь  16 – 17 лет – время становления личности, обретения ею нравственных основ, познания волнующего чувства первой любви. И ученики смогут сформулировать свое мнение о значении любви в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»/»

Урок-размышление по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

«Книги, как люди, имеют свою судьбу. Судьба книг А. И. Куприна завидна, жизнь у них долгая, любовь народа, читателей к ним велика».

Чем же дороги читателям произведения этого писателя? Прежде всего тем, что он поднимает в них «вечные», общечеловеческие проблемы: смысла жизни, положения человека в обществе, любви.

И во всем этом многообразии выделяется одна заветная тема, к которой писатель обращается очень бережно и благоговейно, - тема любви.

Изучение рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе будет актуальным и интересным для старшеклассников, ведь 16 – 17 лет – время становления личности, обретения ею нравственных основ, познания волнующего чувства первой любви. И ученики смогут сформулировать свое мнение о значении любви в жизни человека.

Тема урока: «…что это было: любовь или сумасшествие?» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»)

Цели:

  • показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком;

  • показать, как писатель изображает процесс пробуждения чувств в человеке;

  • развивать мышление учащихся;

  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство.

Оборудование: портрет А. И. Куприна, выставка книг писателя, иллюстрации, плакаты с высказываниями: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное восприятие моего «Я»

(А. И. Куприн);

«В мире чувства есть лишь один закон – составить счастье того, кого любишь» (Стендаль);

«Раны от любви, если не убивают, то никогда не заживают» (Дж. Байрон).

Тип урока : размышление.

ХОД УРОКА

I.Организация класса

II. Сообщение темы и целей урока

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

У ч и т е л ь. Любовь – излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Любовь тонко описывает Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Именно любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн.

По мнению Куприна, это то чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». И до сих пор философы, писатели, поэты, художники, композиторы продолжают искать ответ на вопрос о сущности любви. Мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. А что же говорят об этом словари?

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова находим такое определение: 2Любовь – чувство самоотверженной сердечной привязанности».

В. Даль выражает свои мысли так: 2Любовь – состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделенье; охота, расположение к чему».

Итак, что же такое любовь? Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Но сначала послушаем историю создания этого произведения.

VI. Работа по теме урока

1. Заслушивание сообщений учащихся об истории создания рассказа.

2. Актуализация знаний учащихся.

Блиц-опрос

1) В каком году был написан рассказ «Гранатовый браслет»? (В 1911 году)

2) Основная тема произведения. (Тема любви)

3) Какое событие отмечает семья Шеиных? (День рождения Веры)

4) Назовите день именин Веры Шеиной. (17 сентября)

5) Фамилия сестры Веры. (Фриессе)

6) Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан)

7) Что подарила Анна сестре? (Записную книжку)

8) Что подарил Вере муж? (Серьги из грушевидных жемчужин)

9) Чей это портрет: «… пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на миниатюрах»? (Вера)

10) Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узкими глазами … однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»? (Анна)

11) Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному институту? (Женни Рейдер)

12) Имя мужа Веры. (Князь Василий Львович)

13) Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах … какое свойственно мужественным и простым людям…» ? (Генерал Аносов)

14) Фамилия Веры до замужества? (Мирза Булат-Тугановская)

15) Кто «… хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с вывалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (Муж Анны – Густав Иванович)

16) Имя Желткова? (Георгий)

17) Чей это портрет: «… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (Желтков)

18) Кто эта женщина, которая «… обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (Вера)

19) Что подарил Желтков Вере? (Гранатовый браслет)

20) Кому принадлежат слова: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про своего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее коснуться!» (Генералу Аносову)



3. Беседа по содержанию рассказа

  • Мы определили место действия рассказа – черноморский курорт. Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее (Ученик читает фрагмент текста)

  • Какую роль в произведении играет первая глава? Какое настроение создает пейзаж? (Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает впечатление увядающего мира: дыхание осени чувствуется и в дождливом пейзаже, и в печали пустых дач с разбитыми стеклами, и в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скраб».

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

  • Как автор выявляет душевное состояние Веры? (Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описание осеннего сада.)

  • Найдите и прочитайте описание душевного состояния Веры со слов «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу…»

  • Что объединяет описания чувств Веры и сада?

  • Какую цель преследовал автор? (Показать, что душа Веры перебывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна … любезна, независима и царственно спокойна».)

  • Завязка действий происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесное». Что же счастливо-чудесное произошло в этот день? (Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г. С. Ж., а еще у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры)

  • В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шеиных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закралась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей было 13. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.

Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

  • Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны. (О серьгах: «Прекрасные серьги; какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете: золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

  • Что мы узнаем о браслете из письма Желткова? (По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»)

  • Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

  • Остановимся на содержании письма Желткова. (На фоне сонаты № 2 Бетховена звучат строки из письма Желткова к Вере Николаевне. Читают попеременно юноша и девушка.)

  • Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо? Сравните его письмо с письмом-признанием в юмористическом альбоме Шеиных. Как воспринимает муж Веры письмо Желткова?

  • Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче , муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?

  • Как относятся к любви Желтков и Василий Львович? А Вера?

  • Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа?

  • Как относится князь Василий к своей жене?

  • Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

  • Как генерал рассуждает о любви?

  • Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

  • Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и выводах Аносова? («Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

  • Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к месту встречи князя Шеина и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.

  • Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова к Вере.

  • Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? «Что это: любовь или сумасшествие?» (Для доказательства приводим слова князя Шеина (10 глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо …» и т.д. до слов: «Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать. (глава 11) «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

  • Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым. Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном…» до конца главы.

  • Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина? (Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»)

У ч и т е л ь. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки сонаты № 2 Бетховена, как бы донесшей его потрясение, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное, облагораживающее сострадание.

Послушаем музыку. (Звучит «Аппасионата» Бетховена.)

  • Почему Желтков заставил Веру слушать именно это произведение?

  • Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки.)

  • Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим душу и жизнь ей. Как вы думаете, родилось ли ответное чувство любви в душе Веры? (Да. Пусть на одно мгновенье, но ответное чувство пробудило в Вере жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

  • В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви? (В преображении души.)

  • Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение. (Восприятие Верой музыки: «Княжна Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…»)

  • О чем свидетельствуют слезы Веры? (Эти слезы очищающие, возвышающие душу.)

V. Подведение итогов урока

1. Беседа

Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.

2. Обсуждение ученических иллюстраций

- К сегодняшнему уроку учащиеся подготовили иллюстрации к рассказу Куприна. Посмотрите эти работы (размещены на доске) и дайте им оценку.

3. Словесное рисование

Ваши одноклассники попытались с помощью образов и цвета выразить чувства героев и свое отношение к произведению. А теперь вы словами выразите свои мысли, чувства, впечатление.

(Выслушиваются мнения учащихся)

4. Заключительное слово учителя

- Пройдут годы, но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить, воплощаться в произведениях Куприна и предаваться взволнованным читателям. К. Паустовский, почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью…»

5. Оценивание работы учащихся

VI. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: подобрать цитаты о любви, эпиграфы.

Усеинова Земфера Сеид Усмановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Зерновская школа»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!