Русский язык 6 класс
Тема: Р.р. Описание признаков предмета и явлений окружающего мира.
Цель: Образовательная: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка.
Развивающая: на основе примеров художественных текстов создать собственные высказывания, описание природных явлений.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе и к своему родному городу.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Определение темы и постановка цели урока
Художник использует краски для изображения картин природы. Писатель для этого использует слово. А мы с вами будем учиться искусству слова.
- Что мы делаем на уроках развития речи?
Сегодня мы на основе примеров из художественных текстов научимся создавать свои тексты с элементами описания природы.
- Что такое пейзаж?
4 . Изучение материала
Давайте вспомним типы речи. Какие особенности характерны для каждого из них?
Определите тип речи каждого текста
1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетела и сверкала на солнце искорками.
Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.
2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.
Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоёмов.
Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.
В-третьих, не разорять гнёзда птиц, норы животных.
Итак, соблюдая все эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.
3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.
1-й текст – повествование. Докажите.
2-й текст – рассуждение.
3-й текст – описание.
- Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать?
- Какое настроение вызывает у вас это описание?
Мы мысленно представляем картину, которую создаёт писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя.
Теперь я предлагаю вам попробовать составить свой текст-описание.
Учитель записывает план на доске и вместе с детьми подбирают слова для сочинения.
Тема: Осень в моем городе.
План:
Осень в городе Лиски.
Описание изменений в природе.
Погода осенью.
Мое отношение к осени.
Словарная работа: Прекрасное время года, яркие краски, атмосфера уюта, привлекательный город, осенняя прогулка, приятная теплая атмосфера, разноцветные листья, золотые деревья, дождливые дни, яркое солнышко, хорошие воспоминания.
6.Устные выступления учащихся.
7.Домашнее задание: написать сочинение на тему «Осень в моем городе».