По программе М.Т. Ладыженской.
6 класс. Уроки № 99-100.
Учитель: Магомедова Саида Абдуламидовна МКОУ «СОШ №4» г. Хасавюрт РД
Дата:
Тема: Развитие речи. Подготовка и написание выборочного изложения на тему
«Возвращение Владимира в отчий дом»
Цели: развивать навыки устного и письменного изложения текста; закреплять умение определять разряд прилагательных; формировать умения формулировать основную мысль текста, писать выборочное изложение.
Ход урока
1. Орг. момент. Тема и цели урока.
Ваша задача — пересказать текст выборочно. Какие части нас интересуют?
Те, которые относятся к теме «Возвращение Владимира в отчий дом».
2. Подготовка к выборочному изложению.
Чтение фрагмента текста.
Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.
Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.
Беседа по тексту.
- Назовите непонятные слова (кровля, между коими шла дорога, опутанная лошадь, косматые хвосты, изъявления радости, дворня, ветхое крыльцо, из людских изоб).
- О чём говориться в тексте? Как его можно озаглавить?
- Что чувствует Владимир, возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия?
- Какие изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?
- Как встретили Владимира дворня?
- Кем герою приходится Егоровна?
- Вспомните типы текстов. К какому типу можно отнести данный текст.
Составление плана.
I. «Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
II. «Через десять минут въехал он на барский двор».
1. «Березки выросли и стали теперь высокими …»
2. «Двор обращен был в некошеный луг...»
3. «Дворня высыпала и окружила молодого барина.»
Словарная работа.
Влево, с красной кровлей, Кистенёвка, тщательно, некошеный луг, обращён, из людских изб, опутанная лошадь, изъявления радости, насилу, сквозь, в сенях, воспитанник.
3. Написание изложения.
4. Итог урока. Домашнее задание.
Стр. 158-160 словарные слова А-В