Тема: Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину.
Цели урока:
1) показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;
2)совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; самостоятельно отбирать и перерабатывать нужный материал; развивать навыки актёрского мастерства, творческие способности учащихся;
3) пробудить интерес к истории войны, вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, записи песен о войне.
Эпиграф к уроку: “Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне”
К. Симонов
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Наш урок сегодня не совсем обычный. Это конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину, главному герою одноименной поэмы А.Т.Твардовского. Это поэма о войне, о победе нашего народа.
Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Нам, российским людям, свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где мы выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. Уже прошло 65 лет с того времени, когда закончилась самая страшная и кровопролитная Великая Отечественная война. А поэма продолжает жить и всегда живым остается в нашей жизни весельчак и балагур Василий Теркин.
3. Работа в группах.
(В классе работает 5 групп, которые получили индивидуальные задания.)
Учитель. Каждая группа выполняла свое задание. Но некоторые учащиеся могут получить несколько оценок, если примут участие в работе нескольких групп, будут активно участвовать в обсуждении выполненных заданий, задавать вопросы.
Сложно уже сейчас представить себе, что когда-то у нас не было доступа к всемирной паутине. Где еще можно найти разнообразный, так необходимый нам материал. Итак, начнем. Слово предоставляется учащимся 1 группы- нашему информационному центру
(Литературоведы рассказывают, какие материалы обнаружили в сети Интернет, представляют презентацию, называют адреса, где можно обнаружить материал о Твардовском.)
Учитель. Спасибо за интересную информацию. У кого есть вопросы к группе?
- Где и как вы нашли нужный материал?
- Укажите адрес нужного сайта.
Учитель. Мы узнали, что в Смоленске воздвигнут памятник Твардовскому и Василию Теркину, видели его на слайде. А какой же памятник предлагают поставить этому герою наши художники-скульпторы? Слово учащимся 2-й группы.
(Художники показывают свой проект памятника, дают его подробное описание, объясняют, почему сделали именно так, опираясь на текст поэмы. Говорят, как памятник должен быть привязан к местности.)
Учитель. Какие у вас возникли вопросы?
Почему вы предлагается изобразить Василия Теркина сидящим и с гармошкой в руках?
Может, кто-то хочет предложить свой вариант?
(Учащиеся остальных групп дают свою оценку, указывают сильные и слабые стороны ответа.)
Учитель. Лучшим памятником литературным героям являются бессмертные творения литературы. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое. Русский солдат Василий Теркин прошагал дорогами войны всю страну.
Слово нашим артистам.
(Артисты представляют отрывки из поэмы, выбранные для инсценирования, которые раскрывают образ Теркина )
-Почему вы выбрали для инсценирования именно эти отрывки из поэмы?
(Оценка)
Учитель. Великие литературные произведения воздействуют словом на наши чувства и мысли, вызывают вдохновение. Слово представляется творческой группе, которая отвечает на главный вопрос нашего урока: «Почему необходимо воздвигнуть памятник этому литературному герою?»( Творческий конкурс на лучшее стихотворение или синквейн, посвященный Теркину.)
-Трудно было составлять стихотворение?
(Оценка)
Учитель. Но памятник может быть не только изваянием из гранита. Памятниками своего времени являются также песни и музыка. Слово –нашим музыкантам.
(Музыканты рассказывают, какие нашли песни или музыку, соответствующие характеру Василия Теркина, его боевому пути. (Исполняют песню)
- Почему вы выбрали современную песню, а не времен войны?
4. Итог урока. Выставление оценок.
Наш урок подходит к концу, но неисчерпаем кладезь нашей литературы, которая служит для нас источником вдохновения. Сегодня мы попытались создать памятник литературному герою. Но памятник- это не только скульптура, а также песни, стихи и наша память о прошлом. Ведь слово памятник тоже произошло от слова память. Мы будем непобедимой страной до тех пор, пока в нас будет жить память сердца, память прошлых поколений и гордость за нашу великую Родину и народ. Наш урок окончен, но разговор о войне на этом не кончается. Дома вы должны будете написать сочинение. Я предлагаю вам три темы сочинении: «Зачем нам дана память», «Теркин вернулся», «Письмо Василию Теркину»
Всего один урок.
Лишь сорок пять минут…
Чем он тебе помог?
Наметил в жизни путь?
Иль пролетел, как миг-
Всего одно мгновенье?
Но если же тебя коснулось вдохновенье,
Затронул душу он,
И мысли появились,
То, значит, мы с тобой
Недаром потрудились!
5. Д/задание :сочинение «Зачем нам дана память», «Теркин вернулся», «Письмо Василию Теркину».