СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Решение задач по теме "Фотоэффект", 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

 

Образовательная:   обеспечить закрепление изученного материала и продолжить формирование понятия фотоэффекта

 

Воспитательная:  продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

 

Развивающая:  развитие творческих способностей и интереса к физике.

 

Оборудование: презентация, карточки, тексты задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Решение задач по теме "Фотоэффект", 11 класс»

МБОУ «Санномыская СОШ» Романова Евгения Ильинична

Тема: «Решение задач по теме фотоэффект» ( 11 класс)


Цель урока:


Образовательная: обеспечить закрепление изученного материала и продолжить формирование понятия фотоэффекта


Воспитательная: продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.


Развивающая: развитие творческих способностей и интереса к физике.


Оборудование: презентация, карточки, тексты задач.


Ход урока.


  1. Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу.


Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кого нет ? (отмечает в журнал отсутствующих учащихся)


Сегодня мы проведём урок, на котором уточним знания по основным вопросам изученной темы «Фотоэффект и его применение», закрепим их и подготовимся к контрольной работе по данной теме. Я, надеюсь, что сегодня вы будете хорошо работать, проявлять познавательную и творческую активность. Хочу пожелать вам успехов на сегодняшнем уроке.


Эпиграфом к уроку нам послужат слова А.С. Пушкина


«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог-изобретатель …»


Напомним правила поведения на уроке


- Краткость – сестра таланта

- Знание – сила

- Шёпот слышнее крика

- Критикуя – предлагай

- Будь бдителен


2. Актуализация и коррекция опорных знаний.


В стихотворении А.С. Пушкина есть слова «просвещенья дух» - их можно воспринять как теорию, а слово «опыт» - как один из экспериментальных методов, а мы сегодня ЗНАТОКИ, займёмся теорией.


Задание № 1


Внимание на слайд. ( на слайде записаны вопросы по теме «Фотоэффект и его применение», учащимся необходимо дать на них ответ. За каждый правильный ответ ставится 3 балла. Кто наберёт больше баллов получит звание «Знаток теории фотоэффекта»)


  1. что называют фотоэлектрическим фотоэффектом ?

  2. в чём состоит экспериментальное исследование, проведённое А.Г. Столетовым ?

  3. сформулируйте законы внешнего фотоэффекта.

  4. какое напряжение называется задерживающим ?

  5. на что расходуется энергия фотонов при фотоэффекте ?

  6. в чём сущность гипотезы Эйнштейна в теории фотоэффекта?

  7. что такое фотон ?

  8. где применяется фотоэффект ?

  9. к каким выводам пришли учёные относительно природы света после открытия фотоэффекта ?


Задание № 2


Установите соответствие, обменяйтесь карточками с соседом и выставьте оценку используя предложенные критерии оценки.


«5» - одна ошибка

«4» - две ошибки

«3» - три ошибки

«2» - меньше трёх ответов


1

фотоэффект

8

6

Электрон, вырванный светом из катода

2

фотоэлектрон

6

7

Максимальное значение фототока

3

Фототок насыщения

7

8

Явление вырывания электронов из вещества под действием света

4

Задерживающее напряжение

10

9

Движение вырванных светом из катода электронов

5

фототок

9

10

Напряжение, при котором величина фототока равна нулю


Внимание на слайд. Проверьте так ли у вас.


  1. Решение задач.


Задача.

При освещении металлической пластинки монохроматическим светом задерживающая разность потенциалов равна 1,6 В. Если увеличить частоту света в 2 раза, задерживающая разность потенциалов равна 5,1 В. Определить максимальную длину волны.



Краткая запись условия.


- В задаче идёт речь о фотоэлектрическом Дано:

эффекте на одной и той же металлической

пластине при освещении светом разной

частоты


Анализ условия:


  1. описать фотоэффект можно с

помощью уравнения Эйнштейна



  1. т. к. рассматривается два случая,

то это уравнение, выражающее закон

сохранения энергии в процессе фотоэффекта,

записывается два раза


  1. - опыты проводятся в тот момент, когда

напряжение на электродах равно

запирающему.


- ток не идёт.


- т. е. электрическое поле совершает работу

по торможению электронов


Получим уравнения в которых неизвестными являются работа выхода и частота


- при максимальной длине волны падающего

света электроны выбиваются с поверхности металла,

но не получают кинетическую энергию


- вычислим максимальную длину волны


Проведём расчёты. Ответ: 6,54 х 10 м


Проанализируем результаты.

1. какого цвета свет ?

2. будет ли наблюдаться фотоэффект при



3. при освещении жёлтым светом ?

В стихотворении А.С.Пушкина так же есть слова «гений парадоксов друг». Знаете ли вы, что такое ПАРАДОКС ?


ПАРАДОКС – это неожиданное явление, не отвечающее обычным представлениям.

В чём состоит ПАРАДОКС фотоэффекта?


Ответ: ПАРАДОКС фотоэффекта состоит в том, что при увеличении мощности потока падающего света заданной длины волны скорость фотоэлектронов не увеличивается, а свет, имеющий длину волны меньше порогового значения не может выбить из металла электрон независимо от мощности светового потока.

Физкультминутка.



Решение задач по группам.


Группа № 1.

Работа выхода электронов из кадмия равна 4,08 эВ. Какова длина волны света, падающего на поверхность кадмия, если максимальная скорость фотоэлектронов равна 7,2 х 10 м/с


Группа № 2.

Наибольшая длина волны света, при которой может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450 нм. Найдите максимальную скорость фотоэлектронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300 нм.


Группа № 3.

Работа выхода электронов из ртути равна 4,53 эВ. При какой частоте излучения запирающее напряжение окажется равным 3 В ?


Группа № 4.

При освещении фотоэлемента фиолетовым светом с частотой , запирающее напряжение , а при освещении красным светом с частотой

, запирающее напряжение . Какое значение постоянной Планка было получено ?


Решение задач проверить на доске. (по одному учащемуся от каждой группы)


Домашнее задание: придумать тексты своих задач по теме «Фотоэффект»


Рефлексия:


  1. Сегодня на уроке я научился.

  2. Сегодня на уроке мне понравилось

  3. Сегодня на уроке мне не понравилось.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!