СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок риторики в 5 классе по теме: « Что вы знаете о вежливости?»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет изучить правила речевого поведения и  правила общения.

А также поспособствует воспитанию уважительного отношения к человеку.

Просмотр содержимого документа
«Урок риторики в 5 классе по теме: « Что вы знаете о вежливости?»»

Урок риторики в 5 классе по теме:

« Что вы знаете о вежливости?»


Цели: 1.Обучающие: изучение этикетных правил речевого поведения,

помогающих деликатно выразить просьбу;

изучение правил общения;

2.Развивающие: расширить кругозор учащихся в выборе языковых

средств при формировании высказывания;

умение вводить в речь вежливые слова;

3.Воспитательная: воспитание уважительного отношения к человеку.


Методы работы: беседа.


Оборудование: словарные статьи, презентация, ноутбук для прослушивания пьесы, карточки с проблемными заданиями.


Ход урока.


1.Вступительное слово учителя.

Классный руководитель: Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению. Почему именно такая тема была выбрана мной?

Примерные ответы детей:

- Мы иногда ссоримся в классе.

- Грубо общаемся с одноклассниками, другими школьниками.

- Не всегда и не со всеми здороваемся.

Классный руководитель: Да, вы правы. Но общаться можно по-разному. Ссора, грубость - это ведь тоже общение, но есть и противоположная приятная форма общения. Нравится ли вам ссориться? Что способствует такому поведению? Это ответная реакция или нападение?

Дети отвечают.

Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?

Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность, вежливость).

Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?

Примерные ответы детей:

- Принять его таким, какой он есть, со всеми его недостатками.

- Найти в нем что-то хорошее.

- Пожалеть его.

- Сочувствовать ему.



2. Основная часть урока.

1. Итак, что же такое вежливость? У каждого на парте лежит листок, который содержит статьи из словарей со словом вежливость. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. Какого человека мы называем вежливым? (статья из словаря Ожегова, затем этимологического, синонимы к слову вежливый).

Приложение 1


2. Ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги (фото обложки слайд 2) «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:

- как понравиться окружающим;

- как стать популярным;

- как заставить людей выполнять твои желания.

Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует - значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.

Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?

Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия.

Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

Легко ли выполнить эти правила?

3. Работа со стихотворением Владимира Солоухина «Здравствуйте!». Приложение 2


- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?



Вопросы к тексту: - Какова основная мысль этого стихотворения?

- Как вам кажется, какие слова являются главными в

стихотворении?

Выводы: Итак, что несет приветствие? (радость, солнце, счастье, просто хорошее настроение, очень важно, учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу).


4. А теперь я вам предлагаю оценить собственную вежливость. У меня заготовлены карточки с проблемными ситуациями, по одному вытаскиваем их, затем читаем вслух и решаем их вместе). Приложение 3



5. А теперь давайте поговорим о том, что такое просьба, ведь можно просить вежливо или нет, а от этого зависит результат.


Дети высказываются.

Просьба – побудительное речевое действие, но не повелительного характера.

- Как вы думаете, чем просьба отличается от команды, приказа, требования?

Дети высказываются.


6. Пьеса Г.Свиридова «Ласковая просьба».

- Как музыкой композитор передает тему произведения?

- Уместно ли композитор выбрал название пьесы?


7. А в речи какие слова нужно применять, чтобы вам не отказали в просьбе?


8. Итоги урока. Чему мы научились, что вспомнили?


























Приложение 1



Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

                                                                    ( «Толковый словарь» Ожегов)

 

Вежливый. От вежа – «знаток, сведущий человек»

                                                                    ( Этимологический словарь)

Вежливый – учтивый (слово несколько устарело), любезный (слово

                       подчеркивает большую степень вежливости), корректный

                       (указывает на сдержанность и холодную вежливость в

                       общении), деликатный ( не только вежливый, но и мягкий в

                       общении), обходительный ( не только вежливый, но и

                       приветливый), предупредительный, галантный (манера

                       обращения).

                                                                      ( Словарь синонимов)


















Приложение 2

Мне навстречу попалась крестьянка пожилая.
Вся в платках (даже сзади крест – накрест).
Пропуская ее на тропинке,
Я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуйте!
Был ведь, был обычай прекрасный у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомым)
И «здравствуйте» тихо сказать.
«Здравствуйте» – то есть будьте
В хорошем здоровье. Это главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
Здравствуйте! Я вас встретил впервые,
Но я – человек и вы – человек,
Мы люди на этой земле.
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим.
(Если даже там снег, если даже там грязь по колено.)
Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!
Владимир Солоухин






Приложение 3

  1. Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)

  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

  3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет.)

  4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

  5. На уроке физкультуры , вы единственный получаете отличные отметки, другие ребята отчаянно стараются, но ничего не выходит, и однажды, вы видите как при беге ваши одноклассники срезают дистанцию и не бегут полный круг, ваши действия?

  6. Вы решили поменять место в классе, и вам непременно захотелось не свободное место, а уже занятое вашим одноклассником, ваши действия?

  7. Если учитель видит, как вы списываете у соседа по парте и просит вас пересесть, готовы ли вы признать свою вину, извиниться и занять другое место?

  8. Можете ли вы оговариваться со старшими и взрослыми людьми, если вам сделали замечания?

  9. Если в классе появился задира и бунтовщик, который подговаривает вас не дружить с кем-то, как вы поступите?

  10. Если вы единственный получили наивысший балл по олимпиаде из всего класса, стоит ли смеяться над неудачами одноклассников или помочь им с их трудностями?

  11. Если вы получили наименьший балл по олимпиаде из всего класса, стоит ли искать подвох, обвинять учителя и т.д.?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!