Урок родного русского языка в 7 классе
Тема «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания
при них».
Цели: познакомить с обобщающими словами; отрабатывать умение находить
обобщающие слова при однородных членах; формировать умения: а)правильно
ставить знаки препинания при обобщающих словах, б)составлять схемы
предложений с обобщающими словами при однородных членах, в)различать
предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с
составными именными сказуемыми; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения»,
запись на доске.
Ход урока.
1.Объявление темы и цели урока.
II. Лингвистическая разминка.
1. Словарный диктант.
Акация, видеокамера, сканер, терраса, кутюрье, просвещение, единомышленник, предшественники, современники, искусство, перрон, рекомендация, поликлиника, витрина, комбинация, представление.
• Отметьте слова, пришедшие из других языков.
2. Проверочная диагностирующая работа.
— Запишите текст под диктовку. По ходу записи выделяйте грамматические основы, подчеркните однородные члены.
По-настоящему земля открылась мне на войне. Сколько перекопал, перелопатил я ее за войну! Я рыл окопы, и траншеи, и землянки, и ходы сообщения, и могилы, Я не только рыл землю, но и жил в ней.
Это была моя родная земля, и она хранила и берегла меня с материнской верностью. Она была мне убежищем и постелью, столом и родным домом.
(И. Иванов)
III. Объяснение нового материала.
1.Слово учителя.
-Вспомните, какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
Из курса русского языка 5 класса вы знаете, что при однородных членах в предложении могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены. Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее, а однородные члены – видовое, например: реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин). Обобщающими словами могут быть и словосочетания (Гипербола, метафора, олицетворение - изобразительно-выразительные средства языка.).
2. Учащиеся наблюдают материал на с. 156 § 40, делают вывод, в каком предложении есть обобщающее слово, читают теоретический материал на с. 156.
3. Знакомятся с таблицей «Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом».
Знаки препинания при однородных членах предложения
с обобщающим словом
Место обобщающего Слова | Пример | Схема |
Впереди однородных членов предложения | Она очень любила сладости: конфеты, зефир, мармелад. | |
После однородных членов предложения | В лесах, на лугах, в полях – всюду стали распускаться первые цветы. | |
Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается | Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки — лежали в корзине. | …] |
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 1, с. 158 учащиеся распределяют предложения на две группы:
а) с обобщающим словом после однородных членов;
б) с обобщающим словом перед однородными членами.
2. Упр. 2,с 158
4. Объяснительный диктант.
МУЗЕЙ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Летом и осенью в лесах Беловежской Пущи вызревает бесчисленное количество ягод: черники, земляники, брусники, клюквы. Тьма грибов: боровиков, рыжиков, подосиновиков, подберезовиков, лисичек, опенок встречается на каждом шагу.
В Беловежской Пуще живет на свободе зубр — дикий первобытный лесной бык. Из крупных хищников встречаются рысь и волк; водятся разные птицы: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, дикая утка, черный аист, журавль, а также много других.
(По В. Вольскому)
Грамматическое задание.
V. Домашнее задание: § 40,