СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Родного языка. "Как одевались в старину"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  родного языка

Просмотр содержимого документа
«Урок Родного языка. "Как одевались в старину"»

Конспект урока 

Предмет Родной русский язык

Тема урока: «Во что одевались в старину»

Класс 1-В

Учитель Гафарова А.Б.

Урок №20

Цель: дать представление об одежде, которую носили в старину на Руси

1. познакомить со словами, обозначающими предметы традиционной русской одежды (рубаха, сарафан, пояс, лапти, армяк, кафтан);

2. формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

Развивать мышление, внимание;

3. воспитывать уважение и интерес к традициям народа.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять элементы одежды, объяснять значение слов, обозначающих одежду; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; оценивать результаты своей деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник 1 класс Н. А.лександровой, предметные картинки( старинная одежда), сказочные герои

Формы и методы работы: словесный, наглядный, коллективный, работа в группах.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Мотивация

Девиз урока « С малой удачи начинается успех»

Как вы понимаете эти слова

3.      Актуализация знаний

-Определить тему урока нам поможет сказка.

«Сарафан в гостях у Рубахи»( чтение сказки)

Жил на краю деревни Сарафан-господин, а на другом краю той же деревни Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да оденет. Скука его одолела и порешил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. "Попьёшь чайку - забудешь тоску". Сели они рядком, да разговор завели:

-Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

-Меня хозяин на тело надевает, свей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

-Как же ты нечисть то всякую не пускаешь?

-У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой(Л. Сергеева)

 

3.Самоопределение к деятельности

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Об одежде.)

-Прочитайте тему урока. (Во что одевались в старину.)

 

4.Изучение нового материала.

-Какие предметы одежды были героями сказки?  (Сарафан и рубаха

Просмотр стариной одежды на доске.

 Рубаха-самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаху носили и мужчины, и женщины. Различалась она только длиной: у мужчин была короче. Детская одежда также была одинаковой и для девочек, и для мальчиков и состояла из одной длинной рубахи.

5.Физминутка

6. Работа по учебнику

 -Откройте учебник с.90

Коллективная работа

А)Названия старинной одежды.

Б)Отгадайте загадки.

-Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа

(Кафтан, армяк,- верхняя мужская одежда

)Продолжение работы по учебнику

-Рассмотрите рисунки с.91.

-Чем кафтан отличается от армяка? (Кафтан на пуговицах, армяк подвязывается поясом.)

-Почему эти слова перестали использовать? Какая современная одежда заменила кафтан и армяк? (Пальто.)

Лапти? (Обувь, сплетённая из коры деревьев.)

Мужчин с детства учили плести лапти. Изготавливали их по одной колодке, поэтому правый лапоть не отличался от левого. Были они очень грубыми и мозолили ноги, поэтому ноги обматывали тканью-портянками. Также лапти были недолговечными. Мужчине пары лаптей хватало на неделю. Поэтому, отправляясь в дорогу, брали несколько пар лаптей. Стоили они дёшево, потому что их делали из лыка, которого было очень много.

7. Работа в тетради

-Запишите в тетрадь слова: рубаха, сарафан, кафтан, армяк, лапти. Поставьте ударение, разделите на слоги.

-На какие группы  можно разделить эти слова? (Одежда, которую уже не носят, и одежда, которую носят и сейчас. Одежда и обувь. Женская, мужская и одежда, которую носили все. Слова из 2 и 3 слогов.)

8. Закрепление изученного материала. 

Игра « Доскажи словечко»                

 

 В праздники и будни

Пети да Ивашки

Одевали «в люди»

Чистые… (рубашки)!

 

Чтоб в рубашке красоваться,

Надо было подвязаться

Не снопом, не колосом,

А обычным… (поясом)!

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали. (Лапти.)

 

Легкий, пестрый, кружевной.

Я хочу себе такой.

Две бретельки натяну, поясочек затяну,

И гулять я в нем пойду. (Сарафан)


9.Обобщение изученного.

-Рассмотрите картинки.

Алёнушка, Иван – царевич, Емеля


Расскажите, во что одеты сказочные герои.

 

  Проверка.(Алёнушка-рубаха, сарафан, лапти. Иван-царевич-кафтан, пояс. Емеля-армяк, пояс, лапти.)

 10. Работа в группах.

Соединить стрелочками картинку и слово

        

 Кафтан                    лапти                    сарафан                рубаха                армяк

 

7.Рефлексия

Было интересно( смайлики)

Было сложно

 

8. Подведение итогов:

-Что нового из истории одежды вы узнали на уроке?

-Почему одежда со временем меняется?

-Где сейчас можно увидеть старинную одежду? (В музеях, на картинах, в кинофильмах.)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!