Конспект урока
Предмет Родной русский язык
Тема урока: «Во что одевались в старину»
Класс 1-В
Учитель Гафарова А.Б.
Урок №20
Цель: дать представление об одежде, которую носили в старину на Руси
1. познакомить со словами, обозначающими предметы традиционной русской одежды (рубаха, сарафан, пояс, лапти, армяк, кафтан);
2. формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
Развивать мышление, внимание;
3. воспитывать уважение и интерес к традициям народа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять элементы одежды, объяснять значение слов, обозначающих одежду; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; оценивать результаты своей деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник 1 класс Н. А.лександровой, предметные картинки( старинная одежда), сказочные герои
Формы и методы работы: словесный, наглядный, коллективный, работа в группах.
Ход урока
Орг.момент
Мотивация
Девиз урока « С малой удачи начинается успех»
Как вы понимаете эти слова
3. Актуализация знаний
-Определить тему урока нам поможет сказка.
«Сарафан в гостях у Рубахи»( чтение сказки)
Жил на краю деревни Сарафан-господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да оденет. Скука его одолела и порешил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. "Попьёшь чайку - забудешь тоску". Сели они рядком, да разговор завели:
-Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
-Меня хозяин на тело надевает, свей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
-Как же ты нечисть то всякую не пускаешь?
-У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. (Л. Сергеева)
3.Самоопределение к деятельности
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Об одежде.)
-Прочитайте тему урока. (Во что одевались в старину.)
4.Изучение нового материала.
-Какие предметы одежды были героями сказки? (Сарафан и рубаха
Просмотр стариной одежды на доске.
Рубаха-самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаху носили и мужчины, и женщины. Различалась она только длиной: у мужчин была короче. Детская одежда также была одинаковой и для девочек, и для мальчиков и состояла из одной длинной рубахи.
5.Физминутка
6. Работа по учебнику
-Откройте учебник с.90
Коллективная работа
А)Названия старинной одежды.
Б)Отгадайте загадки.
-Какие непонятные слова встретились?
Словарная работа
(Кафтан, армяк,- верхняя мужская одежда
)Продолжение работы по учебнику
-Рассмотрите рисунки с.91.
-Чем кафтан отличается от армяка? (Кафтан на пуговицах, армяк подвязывается поясом.)
-Почему эти слова перестали использовать? Какая современная одежда заменила кафтан и армяк? (Пальто.)
Лапти? (Обувь, сплетённая из коры деревьев.)
Мужчин с детства учили плести лапти. Изготавливали их по одной колодке, поэтому правый лапоть не отличался от левого. Были они очень грубыми и мозолили ноги, поэтому ноги обматывали тканью-портянками. Также лапти были недолговечными. Мужчине пары лаптей хватало на неделю. Поэтому, отправляясь в дорогу, брали несколько пар лаптей. Стоили они дёшево, потому что их делали из лыка, которого было очень много.
7. Работа в тетради
-Запишите в тетрадь слова: рубаха, сарафан, кафтан, армяк, лапти. Поставьте ударение, разделите на слоги.
-На какие группы можно разделить эти слова? (Одежда, которую уже не носят, и одежда, которую носят и сейчас. Одежда и обувь. Женская, мужская и одежда, которую носили все. Слова из 2 и 3 слогов.)
8. Закрепление изученного материала.
Игра « Доскажи словечко»
В праздники и будни
Пети да Ивашки
Одевали «в люди»
Чистые… (рубашки)!
Чтоб в рубашке красоваться,
Надо было подвязаться
Не снопом, не колосом,
А обычным… (поясом)!
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали. (Лапти.)
Легкий, пестрый, кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну, поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду. (Сарафан)
9.Обобщение изученного.
-Рассмотрите картинки.
Алёнушка, Иван – царевич, Емеля
Расскажите, во что одеты сказочные герои.
Проверка.(Алёнушка-рубаха, сарафан, лапти. Иван-царевич-кафтан, пояс. Емеля-армяк, пояс, лапти.)
10. Работа в группах.
Соединить стрелочками картинку и слово
Кафтан лапти сарафан рубаха армяк
7.Рефлексия
Было интересно( смайлики)
Было сложно
8. Подведение итогов:
-Что нового из истории одежды вы узнали на уроке?
-Почему одежда со временем меняется?
-Где сейчас можно увидеть старинную одежду? (В музеях, на картинах, в кинофильмах.)