СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Правописание производных предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является закрепляющим материал в системе изучения служебных частей речи и правописания производных предлогов в частности. В начале урока учащиеся пишут словарную работу, выучить слова к которой им было необходимо еще к прошлому занятию. Для закрепления изученного учащимся предлагается упражнение из учебника и приготовленный на слайде тест, который поможет не только реализовать цель, поставленную на уроке, но и развить орфографическую зоркость, внимание и память учащихся. Лингвистическая сказка поможет выяснить, как ребята усвоили материал. Данный урок позволит обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов, закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Правописание производных предлогов"»



Конспект урока

Предмет: русский язык,

МБОУ «ООШ № 100» им. С.Е. Цветкова, класс 7 «Б»

Ф.И.О. учителя: Коноваленко Виктория Борисовна

Программа, по которой работает учитель: русский язык
Тема урока: Правописание производных предлогов
Тип урока: урок закрепление изученного материала

Учебник, по которому работает учитель: Русский язык. 7 кл. В.3 ч. Ч.2: учеб.для общеобразоват.учреждений / С.И. Львова, В.В. Львова. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007. – 206 с.

Цель урока: расширить и углубить представление о предлоге как служебной части речи, закрепить знания о правописании производных предлогов

Задачи урока:

Обучающие

  • Расширить и углубить представление учащихся о предлоге как служебной части речи;

  • Сформировать умение учащихся опознавать в тексте предлог по его служебной роли;

  • Закрепить представление о разрядах предлогов;

Воспитательные

  • продолжать формирование навыка коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

  • воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся;

  • воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ;

  • воспитывать умение объективно оценивать свои знания и умения в ходе выполнения заданий и оценочного слова учителя;

Развивающие

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

  • способствовать развитию связной речи учащихся (устной и письменной).

Список литературы:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 336с.,

2. Русский язык: учеб. 7 кл. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.И. Львова, В.В. Львова] – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2007. – 206с.





Методическое обоснование

Данный урок является закрепляющим материал в системе изучения служебных частей речи и правописания производных предлогов в частности. В начале урока учащиеся пишут словарную работу, выучить слова к которой им было необходимо еще к прошлому занятию. Для закрепления изученного учащимся предлагается упражнение из учебника и приготовленный на слайде тест, который поможет не только реализовать цель, поставленную на уроке, но и развить орфографическую зоркость, внимание и память учащихся. Лингвистическая сказка поможет выяснить, как ребята усвоили материал. Данный урок позволит обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов, закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи.

Ход урока:

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приложение


1. Организационный момент








2. Словарная работа













3. Повторение изученного




























4. Закрепление материала







































































































5. Домашнее задание














6. Подведение итогов




















Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Вчера вы с учителем изучали правописание производных предлогов и сегодня мы с вами будем закреплять знания по этой теме.


Дома вы учили производные предлоги, сейчас мы проведем словарную работу - откройте свои тетради, запишите дату, классная работа. Записываем словосочетания:

Благодаря товарищам, наподобие цветка, в виде варенья, невзирая на обстоятельства, исходя из выводов, в продолжение дня, в течение года, ввиду ненастья, по направлению к дому, в связи с отпуском, в качестве сувенира, спустя неделю, в силу обстоятельств, в отличие от нас, несмотря на грипп, по мере приближения, вследствие болезни, в заключение доклада.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. 0 ошибок – 5, 1 ошибка – 4,
2 ошибки – 3,
3 ошибки и более – 2.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Какими бывают предлоги по происхождению?

Какие предлоги называются непроизводными?


Какие предлоги называются производными?



По составу предлоги делятся на?

Молодцы!


Теперь давайте обратимся к учебнику, откройте 92-я страницу, упражнение 561-е. Рита, читай задание.

Задание выполняем самостоятельно, один человек у доски. Первым пяти выполнившим ставлю оценки сразу в журнал.





Ребята, а теперь послушайте сказку и

Постарайтесь ответить на вопросы: какие предлоги любил использовать царь Деловей? А какие еще есть? А чем они отличаются? И от каких знаменательных частей речи могут образовываться производные предлоги? 

Сказка будет увлекательна. Слушайте ее внимательно.


За полями, за горами, за синими морями, куда добраться можно только по этой чудесной дороге, было прекрасное царство-государство под названием “Грамматея”. Жили в нем веселые и очень умные люди. А вот и сам царь – Деловей-1. Вы спросите, почему в Грамматее царь Деловей? Отвечу… Все предыдущие государи были Грамотеями: Грамотей-1, Грамотей-2 и т.д. Были они людьми действительно знающими, и в царстве их все без ошибок писали. А вот царю Деловею мало показалось просто грамотным быть. Захотел он от всех отличиться. А был он надменным, очень не хотел, чтоб его за простого грамотея принимали… И начал он только на официально-деловом стиле выражаться…Вот, вот… И царь Деловей, бывало, в простоте ни слова не скажет. Можно сказать: “из-за плохой погоды прогулка сорвалась”, а он говорит “вследствие плохой погоды…”. Вместо слов “я беседую с женой о своих детях”, он-“я беседую насчет своих наследников”. Не скажет он “во время прогулки”, а скажет “В течение прогулки…”

А вы внимательно слушали сказку? Да? Тогда ответьте на вопросы:

какие предлоги любил использовать царь Деловей? А какие еще есть? А чем они отличаются? И от каких знаменательных частей речи могут образовываться производные предлоги? 




1

2

3

4

1





2





3





4





5





Молодцы! Теперь обратите внимание на слайд. Вашему вниманию предоставляется тест, но сначала вам необходимо нарисовать в тетрадях данную таблицу:



На слайде:

1. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (за) счет усердия

2) (не) смотря на погоду

3) (на)счет работы

4) (из)за помарок

 2. В каком варианте предлог пишется раздельно?

 1) (в)следствие неудачи

2) (в)связи с работой

3) (на)счет работы

4) (в)виду отъезда

 3. В каком варианте предлог пишется слитно?

 1) (в)целях безопасности

2) (в)продолжение экзамена

3) (не)взирая на успех

4) ( в)отличие от друзей

 4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке?

 1) поговорить (на) счет отпуска — предлог, пишется слитно

2) учить (в)течени... года — предлог, пишется раздельно, на конце Е

3) идти (на)встречу ветру — существительное с предлогом, пишется раздельно

4) прочитать (в)продолжени... повести — существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И

 5. Найдите вариант с ошибкой.

 1) Вместо назначения поезд опоздал.

2) Я вернусь в течении часа.

3) Ты опоздал из-за меня.

4) Имей в виду, я буду поступать по-своему.

 

Теперь соедините все точки, если вы все выполнили правильно, то у вас должна получиться ваша же оценка: 5




Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Теперь откройте дневники, давайте запишем домашнее задание. На странице 92-й, упражнение 562-е. В этом упражнении вам необходимо списать предложения, раскрывая скобки, и ответить на вопрос - в каких случаях выделенные слова являются производными предлогами, а в каких - словами других частей речи?

Есть вопросы по упражнению?




Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня с вами вспомнили? Что узнали новое?

















Резерв

И напоследок выполним с вами устно еще одно упражнение со слайда:

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).



Метод: слушание

Прием: глобальное, некритическое









Образец записи в тетради:

Благодаря товарищам, наподобие цветка, в виде варенья, невзирая на обстоятельства, исходя из выводов, в продолжение дня, в течение года, ввиду ненастья, по направлению к дому, в связи с отпуском, в качестве сувенира, спустя неделю, в силу обстоятельств, в отличие от нас, несмотря на грипп, по мере приближения, вследствие болезни, в заключение доклада.




Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, некритическое




Производными и непроизводными.


Слова, которые всегда относились к этой части речи, например: в, с, над, по и пр.

- Предлоги, образованные от слов самостоятельных частей речи: наречий, глагольных форм, существительных.

- простые, составные, сложные



Рита: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки

Вариант выполнения:

Поговорить насчет ближайших планов на будущее. Перевести деньги в банк на счет управляющего. Идти в течение получаса. Преодолеть препятствие в течении ручья. Ждать в продолжение месяца. Познакомиться с судьбой героев в продолжении книги. Совершить ошибку вследствие рассеянности. Устранить ошибку в следствии по уголовному делу.

























Царь любил использовать производные предлоги: вследствие, насчет, в телечие. Еще есть непроизводные: из-за, о, во.


Непроизводные –это Слова, которые всегда относились к этой части речи, например: в, с, над, по и пр.

Производные – это предлоги, образованные от слов самостоятельных частей речи: наречий, глагольных форм, существительных.

Они бывают простыми, составными, сложными















Результаты учеников:


1

2

3

4

1


*

*


2


*



3



*


4



*


5

*

*













Метод: слушание,

Прием: глобальное, некритическое

























































Упр. 562, стр.92.












Предлоги бывают Производными и непроизводными.


Непроизводные –это Слова, которые всегда относились к этой части речи, например: в, с, над, по и пр.

Производные – это предлоги, образованные от слов самостоятельных частей речи: наречий, глагольных форм, существительных.

Они бывают простыми, составными, сложными













Вариант выполнения: Поступить наперекор желанию друзей, идти навстречу ветру, действовать согласно закону, вопреки предсказанию, благодаря прочным знаниям, добиться успеха благодаря серьезному отношению к делу, нам дали несколько тетрадей, выдали по десять рублей, по приезду в город устроился в гостинице, тосковал по родному селу, грустил по вас, сделать доклад по возвращению, приехать на стройку по окончанию вуза, вопреки совету друзей, тужить по нему, действовать согласно предписанию, скучать по сыну.





Слайд 1






























































































Слайд 2









Слайд 3








Слайд 4







Слайд 5







Слайд 6








Слайд 7









Слайд 8


















Слайд 9








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!