Конспект урока русского языка,
проведенного учителем А.М. Матафоновой
во 2б классе 25.01.2017г
Тема урока «Правописание имен собственных»
Цель: обеспечить актуализацию, расширение и закрепление знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных, формировать умения различать имена нарицательные и имена собственные.
Задачи:
Расширить представление о значении имен собственных и нарицательных.
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания имен собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей, исследовательских умений.
Воспитание познавательного интереса к изучению русского языка
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
- различать заглавные и строчные буквы;
- различать слова, которые пишутся с заглавной буквы;
- формировать навык написания слов с заглавной буквы;
- находить в словах изученные правила.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом
- уметь сравнивать;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- производить логические операции;
Личностные:
- формировать познавательный интерес к учебному материалу;
- формировать осознание значимости данного умения.
- понимать причины успеха в учебной деятельности.
Формируемые УУД
Познавательные:
уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно
объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
Регулятивные:
- уметь осуществлять самооценку результатов работы ,
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом , выработанным планом
- закрепить способ написания заглавной буквы в именах собственных;
- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; .
Коммуникативные:
уметь планировать учебное сотрудничество в паре , группе
формулировать понятные высказывания, используя термины
Дидактические средства:
для обучающегося – тетрадь, карточки для работы в парах, в группе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Начнём урок русского языка.
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от работы друг с другом.
2. Отгадайте загадки.
Учитель: Я буду загадывать загадки, вы отгадывать их и записывать ответы в тетрадь, ставить ударение в них и выделять безударную гласную. Показ слайдов после ответа на загадку.
Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою. Медведь
Не живая, а идёт,
Не подвижна, а ведёт. Дорога
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. Заяц
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где пройдется, там след остается. Карандаш
Удивляются соседи:
- Ох-ох-ох! Ах-ах-ах!
На четырех баранках едет,
Держит пятую в руках. Машина
3. Проверка написания слов из словаря.
Учитель: Почему написание этих слов надо запомнить? (Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением)
IV. Работа над темой урока.
Перед вами карточки со словами. Я не успела, ребята, проверить, все ли слова правильно написаны. Помогите, проверьте . работаем в парах.
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок.
Исправьте ошибки. Объясните.
Учитель: Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных)
Чему вы хотите научиться? (отличать им собст и им нариц)
Учитель: Какие имена существительные называются собственными? (После ответов детей вывешивается карточка (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ))
Учитель: Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена)
Учитель: Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.
Учитель: А как пишутся собственные имена существительные? (Ответы детей)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
-Данил, когда у тебя День рождения?
А почему возникла пауза? (Два Саши)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию)
В нашей школе в одном классе учились два Михайлова Сережи. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству)
Перед вами портрет известного человека.
Вы узнали его?
Как написано его имя, фамилия и отчество?
Что вы знаете о нём?
Учитель: Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
Учитель: Какое имя вы записали?
Но у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные.
Они называют множество одинаковых предметов. (Карточка ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ)
С какой буквы пишутся имена нарицательные?
А теперь запишите свои имена нарицательные.
Учитель: Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали? (Ученик, мальчик, девочка, сын, дочь и т.д.)
V. Физминутка.
VI. Коллективная работа (устно).
Учитель: Объясните написание. Показ слайдов
Это кот Пушок. (Он и в правду как пушок)
Вот моя подружка Роза. (А в руках подружки-роза!)
VII. Работа в группе
Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по четыре предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Исправьте ошибки. Дети получают карточки
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
АНДРЮША РЫБАКОВ ЛЮБИТ СЛУШАТЬ РАССКАЗЫ РЫБАКОВ.
Проверка работы.
VIII. Выборочное списывание.
А теперь давайте прочтем письмо, которое прислал почтальон Печкин.
Показ слайда
Учитель: Подготовьтесь рассказать о том, с какой буквы пишутся имена собственные, с какой имена нарицательные.
Учитель: Мы не будем списывать весь текст, а выпишем только имена собственные. (Проверка)
Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.
- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.
а) Спишите, раскрывая скобки.
Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.
Б) Исправь ошибки, запиши правильно.
Я живу в селе тыгда. Она красивая и светлая. рядом с деревней течет река улагач.
В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.
Меня зовут… Я живу в городе… Вечером я кормлю котёнка …
IX Рефлексия.
Поместите свой смайлик на лестницу успеха, в зависимости от того, как вы усвоили материал урока.
X. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что мы узнали на уроке?
Какие имена называются собственными?
С какой буквы они пишутся?
Какие имена называются нарицательными?
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
Животные, кошка конь, собака, гнедой, мурка, пушок. |
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
___________________________________________________
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
_________________________________________________________
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
АНДРЮША РЫБАКОВ ЛЮБИТ СЛУШАТЬ РАССКАЗЫ
РЫБАКОВ.