МБОУ Б-Болдинская сош им. А.С. Пушкина
Урок русского языка в 1 «б» классе
по УМК Н.Ф. Виноградовой
Тема: «Большая буква в названиях городов, сел, деревень. Упражнения в письме. Списывание с печатного текста».
Учитель: Смолькина Н.А.
Цель:
Совершенствовать умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень; Развивать орфографическую зоркость, закреплять навык начертания букв и соединений;
Задачи:
1) Познавательные УУД: ознакомление детей со словами, которые пишутся с большой буквы – названиями городов; создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации;
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания; формировать цель деятельности на уроке.
4)Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности. Способствовать формированию навыков правильного письма- письма при списывании с печатного текста, способствовать развитию мышления, умения осуществлять контроль и самоконтроль, учить применять полученные знания при самостоятельной работе. Развивать орфографическую зоркость, память, речь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, карточки для групповой работы, работы в парах, самостоятельной работы.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
3. Мотивация и актуализация знаний.
4. Сообщение целей и темы урока.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Минутка чистописания.
7. Гимнастика для глаз
8. Работа в группах.
9. Словарная работа.
10. Работа по учебнику.
11. Закрепление ранее изученного материала (игровые упражнения).
12. Физкультминутка.
13. Работа в парах.
14. Самостоятельная работа (дифференцированная работа): списывание предложений с печатного текста.
15. Итог урока. Графический диктант.
16. Рефлексия.
17. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и друг другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению, и теперь настроимся на работу- откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: Я хочу много знать и научиться красиво писать.
- Покажите с помощью карточек какое у вас настроение в начале урока.(дети показывают карточку с изображением солнца или тучки)
2. Психологический настрой.
Учитель:
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (слайд 1)
- Как вы сегодня будете работать на уроке?
Ученики: Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
3. Мотивация и актуализация знаний.
Учитель:- Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка?
Ученики: - Будем учиться красиво писать. В этом нам поможет минутка чистописания.
- Познакомимся с новым словарным словом. Будем проводить словарную работу.
- Учиться правильно списывать предложения.
- Открывать новые тайны языка.
4. Сообщение целей и темы урока.
1) Учиться красиво писать.
2) Познакомиться с новым словарным словом.
3) Учиться правильно списывать предложения.
4) Открывать новые тайны языка. (слайд 2)
5. Пальчиковая гимнастика.
Учитель:
Давайте по порядку
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять.
(один ученик проводит с классом пальчиковую гимнастику)
- Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
1.Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?
2.Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.
3. Зайка кулачок зажал
И кузнечик ускакал
Пальчики свои разжал
И кузнечик ускакал.
4. Каждый пальчик –
Это птичка: вот ворона, вот синичка
Дятел, филин, воробей,
Посчитай все поскорей.
Учитель:- Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.
6. Минутка чистописания.
Учитель:
Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания (слайд 3)
Выполнить задание и
найти букву
Меня Условия для поиска буквы:
Земля обозначает звук:
помял
милый - согласный
- непарный
- звонкий
- мягкий
Буква М
- Из каких элементов состоит маленькая буква «ЭМ»?
- Найдите элементы на своих карточках-подсказках и обведите их обратной стороной ручки.
- Соберите букву из элементов на интерактивной доске.
(доска)
- Запишем элементы строчной буквы «Эм», но сначала вспомним правила посадки за столом.
- Вот, что я сказать хочу:
Как сижу я - так пишу.
Сядьте удобно и правильно,
Проверьте до глаз расстояние.
(один ученик комментирует, учитель прописывает элементы на доске, ученики в воздухе)
- короткая наклонная линия с закруглением внизу влево
- короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо
- короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо
- соединяем элементы и получаем строчную букву «ЭМ»
-затем пишем элементы заглавной буквы «ЭМ»
-соединяем элементы и пишем заглавную букву «ЭМ»
-Установите закономерность и напишите сочетания букв (слоги)
Ма мя Мо мё Му мю Мэ ме Мы ми
(слайд3)
7. Гимнастика для глаз
(электронная физкультминутка для глаз) (слайд 4)
8. Работа в группах.
Учитель: Выполнив групповую работу, вы узнаете какое слово у нас будет на словарной работе. Соберите из элементов буквы.
2.Буква состоит из 1 элемента: Маленький овал Буква - | 3.Буква состоит из 1 элемента: Маленький левый полуовал Буква - |
1. Буква состоит из 3 элементов: 1)Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево; 2)Длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо; 3)Длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо; Буква - | 4.Буква состоит из 3 элементов: 1)короткая, наклонная, прямая линия; 2)от середины линии вверх наклонная линия с закруглением вправо; 3)от середины линии «маленький гусь»; Буква – |
5. Буква состоит из 2 элементов: 1)верхняя петля; 2) маленький овал; Буква - | 6. Буква состоит из 2 элементов: 1) маленький овал; 2)Короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо; Буква - |
(каждая группа называет свою букву, учитель записывает на доске )
- Получилось слово
Москва
- Проверьте, правильно ли мы составили слово. (слайд 5)
-Прочитаем это слово, как оно записано и запишем в тетрадь, диктуя себе по буквам. Поставим ударение, подчеркнём опасные места, разделим это слово на слоги и запишем, деля на слоги.
- Проведём звуковой анализ слова Москва. Один ученик разбирает это слово на интерактивной доске, остальные на местах с помощью фишек. (интерактивная доска 1)
Ученик:
- Первый звук в слове «Москва» - [м]- согласный, твёрдый, звонкий непарный, обозначу синей фишкой;
- Второй звук – [о] – гласный, обозначу красной фишкой;
- Третий звук – [с] – согласный, твёрдый, глухой парный, обозначу синей фишкой;
- Четвёртый звук - [к] – согласный, твёрдый, глухой парный, обозначу синей фишкой;
- Пятый звук - [в] – согласный, твёрдый, звонкий парный, обозначу синей фишкой;
- Шестой звук - [а] – гласный, обозначу красной фишкой;
- Поставлю ударение, обозначу звуки буквами.
Учитель:
- Что означает это слово?(слайд 6,7)
- Существует легенда о происхождении названия нашей столицы. Послушайте её. (рассказывает ученик)
- В стародавние времена жил князь, а звали его Мосоха. И была у него жена – красавица, по имени Ква. Жили они дружно, крепко любили друг друга. Были они неразлучны, а имена их всегда упоминали вместе. Если кто-то говорил о князе Мосохе, то вспоминали имя Ква. Если говорили о княгине Ква, то обязательно произносили имя её мужа – Мосоха. Так появилось слово Москва.
- Придумайте предложения с этим словом.
- Какие пословицы, стихи, песни о Москве вы знаете?
- Проведём игру «Собери пословицу» (слайд 8)
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Придумайте предложения со словом «Москва».
10. Работа по учебнику.
Учитель:
- Почему слово «Москва» мы пишем с прописной (заглавной) буквы?
- Это имя собственное, название города.
- А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
- Имена, отчества, фамилии, клички животных, названия рек, улиц, сел, деревень.
Проблемный вопрос
- Почему они пишутся с заглавной буквы? Ответ вы найдёте на странице 25 учебника. (работа в парах)
- Выполним упражнение 2 на странице 51 учебника.
- Как называется наш населённый пункт, где мы живём?
- село Большое Болдино.
- Название нашего села тоже пишется с заглавной буквы.
- Какие вы знаете города России?
11. Закрепление ранее изученного материала (игровые упражнения).
- 1)Из имён собственных выберите только названия городов.
Алексей
Новгород
Волга
Города Саратов
Жучка
Тула
Мурманск
( интерактивная доска 2)
2) Расположите города в алфавитном порядке.
Москва, Арзамас, Саранск, Нижний Новгород
( интерактивная доска 3)
12. Физкультминутка.
- Проведём физкультминутку для снятия напряжения мышц плечевого пояса. (один ученик проводит физкультминутку с классом)
1) «Роняем руки»
2) «Трясём кистями рук»
3) «Стряхиваем воду с пальцев рук»
4) «Поднимаем и опускаем плечи»
5) «Твёрдые и мягкие руки»
13. Работа в парах.
Учитель: Работая в парах, определите порядок действий при списывании.
1. Прочитай предложение. Пойми его.
3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.
2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.
5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.
6. Так же списывай остальные слова предложения.
(ученики работают в парах, затем один ученик выполняет эту работу на интерактивной доске)
( интерактивная доска 4)
14. Самостоятельная работа (дифференцированная работа): списывание предложений с печатного текста.
Карточка 1 (слабый уровень)
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
Карточка 2(средний уровень)
Кто в (М,м)…оскве не бывал, тот красоты не видал.
Карточка 3 (высокий уровень)
Кто в (М,м)…оскве не бывал, тот красоты не видал.
(М,м)…осква от глаз далека, да сердцу близка.
15. Итог урока. Графический диктант.
Учитель:
- Вспомните цели нашего урока. Выполнили ли мы наши цели?
- Проведём графический диктант: если согласны с утверждением, то выкладывайте красную фишку, если не согласны, то жёлтую. (один ученик выполняет задание с обратной стороны доски, остальные на местах, затем проверяют)
1) На минутке чистописания мы писали букву М.
2) Сегодня мы познакомились с новым словарным словом – МОСКВА.
3) Это слово всегда пишется с маленькой буквы.
4) Мы сегодня повторяли порядок действий при списывании.
5) На уроке мы писали предложения под диктовку.
ж
к
ж
к
к
-Какие задания понравились?
-Какие оказались трудными?
16. Рефлексия.
- Покажите с помощью смайликов какое у вас настроение осталось от урока.
Было интересно, у меня всё получилось.
Было трудно.
Мне не понравился урок.
(интерактивная доска 5)
17. Домашнее задание.
На выбор:
1) Подготовить рассказ о достопримечательностях села
Б. Болдино.
2) Найти стихи, песни, пословицы о Москве.
В стародавние времена жил князь, а звали его Мосоха. И была у него жена – красавица, по имени Ква. Жили они дружно, крепко любили друг друга. Были они неразлучны, а имена их всегда упоминали вместе. Если кто-то говорил о князе Мосохе, то вспоминали имя Ква. Если говорили о княгине Ква, то обязательно произносили имя её мужа – Мосоха. Так появилось слово Москва.
2.Буква состоит из 1 элемента: Маленький овал Буква - | 3.Буква состоит из 1 элемента: Маленький левый полуовал Буква - |
1. Буква состоит из 3 элементов: 1)Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево; 2)Длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо; 3)Длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо; Буква - | 4.Буква состоит из 3 элементов: 1)короткая, наклонная, прямая линия; 2)от середины линии вверх наклонная линия с закруглением вправо; 3)от середины линии «маленький гусь»; Буква – |
5. Буква состоит из 2 элементов: 1)верхняя петля; 2) маленький овал; Буква - | 6. Буква состоит из 2 элементов: 1) маленький овал; 2)Короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо; Буква - |
Прочитай предложение. Пойми его.
Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.
Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.
Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
Запиши слово, чётко диктуя его себе.
Так же списывай остальные слова предложения.
Карточка 1
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
Карточка 2
Кто в (М,м)…оскве не бывал, тот красоты не видал.
Карточка 3
Кто в (М,м)…оскве не бывал, тот красоты не видал.
(М,м)…осква от глаз далека, да сердцу близка.