СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе «Предложение – основная единица речевого общения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая и понятная раработка урока по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Предложение – основная единица речевого общения»»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС).


Предмет

«Русский язык»

Класс

5

Тема урока

«Предложение – основная единица речевого общения»

Цель урока:

вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

  • усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;

  • научиться находить грамматическую основу предложения.

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информа­ционного поиска.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных умений; развивать навыки исследовательской деятельности

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.


Практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мо­тивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической деятельности;










Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Высказывание добрых пожеланий.

- Организация самопроверки д/з.

- Запись числа и «Классной работы».

Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность.


Проводят самопроверку д/з

Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа»)


Регулятивные УУД:

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Тренировочные задания.

1. Со следующими словами образовать словосочетания, раскрывая скобки.

(Чистый) голосом; зайти в (квартира); вписать в (список) речка в (лес); на (нижний) этаж; цветы (ландыш).

2. «Найти третье лишнее». Записать только словосочетания, объяснить, почему «третье – лишнее».

Раскрыта книга; тетрадь на столе; брат пишет.

Вечер тих; сильный ветер; следы на снегу.

Говорю с тобой; короткая беседа; звенит звонок.

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Познавательные УУД:

  • Выдвижение гипотез и их обоснование.



III. Постановка учебной цели

Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Чем являются «лишние слова»?

- Мы изучили на прошлом уроке наименьшую синтаксическую единицу – словосочетания. О чём пойдёт речь на уроке?

- Чем отличается словосочетание от предложения?

- Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, для чего нам необходимо, как можно больше узнать о предложении и его главных членах?

- Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Что мы должны «знать» и уметь», чтобы достичь поставленной цели?


- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?




Предполагаемые ответы:


- «Лишние слова» - это не словосочетания, a предложения.

- О предложениях.


- Словосочетания имеют главное и зависимое слова. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов предложения или из одного. Имеет смысловую и интонационную законченность.

- Вспомнить отличительные признаки предложения; учиться находить грамматическую основу предложений.

- «Предложение – основная единица речевого общения» (с помощью учителя формулируют тему, записывают её в тетради).

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

  • умение планировать и оценивать свои действия;

  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать языковой материал;

  • поиск и выделение необходимой информации.


IV. Объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.


Cоздание проблемной ситуации.

1. Работа с текстом.

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.

- Почему возникли затруднения при выполнении задания?

- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого

Постановка проблемы.

- Достаточно ли полученных ранее знаний для выполнения подобных знаний?


2. Работа с предложениями.

2. Дописать пословицы, подставив нужное по смыслу слово. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- В каких предложениях будет только один главный член?




3. Подведение к формулированию основных определений по теме урока.

- Что вы знаете о подлежащем и сказуемым?

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Какой частью речи выражается?

- В каком падеже стоит подлежащее?

- Как графически выделяется в предложении?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Какой частью речи выражается?

- Как графически выделяется в предложении?

- Что мы еще должны узнать о главных членах предложения?

1. Работа с текстом.

Чуть бре…жит рассвет. На листьях бл…стят капли росы. Туманное летнее утро об…щает теплым день. Поселок еще не проснулся. Я вых…жу на крыльцо и вдыхаю свеж…й воздух утра. Мир вокруг свеж и умыт.






Предполагаемые ответы.



2. Работа с предложениями.

Смелость города… . Правда в огне не горит и в воде… . Долг платежом… . Цыплят по осени … . Много будешь знать, скоро … . Слезами … не поможешь.

Слова для справок: красен, берёт, считают, состаришься, не тонет, горю, полнится.

Предполагаемые ответы.

- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее выражено в предложении разными частями речи: именем существительным, местоимением, именем числительным; подлежащее подчеркивается одной линией.

- Сказуемое главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? В предложении подчеркиваем двумя линиями.

Познавательные УУД:

  • извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


















Регулятивные:

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).



V. Физкультминутка.

Цель этапа: снятие напряженности и усталости

- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.


Выполняют физкультминутку вместе

с учителем.






VI. Закрепление изученного материала

Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.


- Организует выполнение заданий

Задание 1. «Собери предложения»:

«Кулик! Кулик! – восклицает она.

A кукушка в ответ обещает ей что-то.

Длиннохвостая птица летит над болотом.

И опять над болотом стоит тишина.


Задание 2. Работа с текстом.

Списать текст, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу.

Слоны идут купат…ся они долго плавают в р…ке ни один сухопутный зверь так (не) любит воду слонихи моют своих к…призных д…тей сл…ненок кричит но мамаша вытаскивает его в воду она пол…вает и массирует ему спину хоботом потом сл…ниха посыпает сына (с)верху землей и п…ском.


Задание 3. Работа по карточкам.

Составьте и запишите из слов предложения? Получился ли у вас текст?

  1. В, лес, тёмный, вошёл.

  2. Ветка, его, лапой, хрустнула, еловая.

  3. На, ёлке, белка, испугалась, маленькая.

  4. Из, лапок, она, шишку, уронила.

  5. В, лоб, упала, зайцу, шишка, угодила, и.

  6. Он, сорвался, леса, помчался, и, в, гущу.

Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала стр.92

  • Анализ языкового материала.

  • Вывод

2. Выполнение упр. № 453 (стр. 90) (устно).

3. Выполнение упр. № 456 (стр. 92) (письменно).



Составляют четверостишие из предложенных строф, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы.




Работают с текстом. Выполняют задания. Комментируют пропущенные орфограммы, определяют границы предложений, подчеркивают грамматические основы.








Работа в группе









Работа с учебником.

Читают теоретический материал

1. Чтение теоретического материала

стр. 92

  • Анализируют языковой материал.

  • Делают выводы

3. Выполнение упр. № 456 (стр. 92) (письменно).

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;

  • коррекция;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:

  • самоопределение.

VII. Домашнее задание

Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме.

Задаёт домашнее задание:

- выучить теоретический материал стр. 92;

- составить текст «Весна» (6 предложений)


Записывают домашнее задание в дневники.


VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Комментирование оценок.


Отвечают на вопросы:

  1. Сегодня мы узнали о …

  2. Теперь я могу…

  3. Я научился…

  4. Мне было трудно…

  5. Своей работой я ….


Регулятивные УУД:

  • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

    • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

    • умение выражать свои мысли.

    • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.




+ / -


+ / -


1.На уроке я работал

хорошо


плохо



2.Своей работой на уроке я

доволен


не доволен



3.Урок для меня показался

коротким


длинным



4.За урок я

не устал


устал



5.Мое настроение

стало лучше


стало хуже



6.Материал урока мне был

понятен


не понятен



7.Домашнее задание мне кажется

легким


трудным










Карточка №1.

Составьте и запишите из слов предложения.

  1. В, лес, тёмный, вошёл.

  2. Ветка, его, лапой, хрустнула, еловая.



Карточка №2.

Составьте и запишите из слов предложения.

  1. На, ёлке, белка, испугалась, маленькая.

  2. Из, лапок, она, шишку, уронила.



Карточка №3.

Составьте и запишите из слов предложения.

  1. В, лоб, упала, зайцу, шишка, угодила, и.

  2. Он, сорвался, леса, помчался, и, в, гущу.












1. Работа с текстом.

Чуть бре…жит рассвет. На листьях бл…стят капли росы. Туманное летнее утро об…щает теплым день. Поселок еще не проснулся. Я вых…жу на крыльцо и вдыхаю свеж…й воздух утра. Мир вокруг свеж и умыт.


Задание . «Собери предложения»:

«Кулик! Кулик! – восклицает она.

A кукушка в ответ обещает ей что-то.

Длиннохвостая птица летит над болотом.

И опять над болотом стоит тишина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!