Комитет образования и науки г. Новокузнецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
ПРОЕКТ
« Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
Проектная группа:
обучающиеся 5а класса.
Руководитель проекта: СтефашкинаТ.Ф.,
классный руководитель
Новокузнецк
2015
1.Тема мини-проекта: Жанры публицистического стиля. Создание очерка на основе воспоминаний родственников обучающихся школы №12 о Великой отечественной войне.
2. Актуальность проекта
Актуальность проекта: Обращение к теме Великой Отечественной войны сегодня как никогда актуально, тем более, если молодое подрастающее поколение будет помнить не только тех героев, о которых пишут в учебниках истории, но и знать своих дедов и прадедов, принимавших участие в военных сражениях, отдавших жизнь за Родину.
Почему выбран метод учебного проекта? Он позволяет решить те задачи, которые ставит перед нами современное образование:
научить самостоятельно выявлять проблему;
находить способы её решения;
применять на практике полученные теоретические знания.
Проект дает возможность ребятам в процессе деятельности усвоить основные признаки жанров публицистического стиля и применить эти знания на практике, создавая собственные очерки по воспоминаниям родственников о Великой Отечественной войне.
Таким образом, проект позволяет решить предметные, метапредметные и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал.
3. Цели:
Собрать и сохранить материалы обучающихся 5 классов, посвящённые ВОВ и её участникам, членам их семей.
Использовать полученные материалы на уроках литературы при изучении тем, связанных с ВОВ, на уроках русского языка при изучении стилей и жанров.
Составить дидактические материалы на основе детских работ.
4. Задачи
Предметные:
уметь различать стили речи;
выявить основные особенности публицистического стиля речи;
определять очерк как жанр публицистики;
определять тему, идею текста, его композицию;
совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;
создавать собственный текст на основе данного.
Метапредметные:
извлекать основное содержание из прочитанного;
точно формулировать мысли, строить высказывание по вопросу или тексту;
развивать умения сотрудничать с другими людьми при выполнении общего задания;
составлять интеллект-карту.
Личностные:
формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;
воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;
воспитывать чувство патриотизма, чувства уважения к истории своей семьи, своей страны.
5. Дидактическое обеспечение: текст сочинения обучающегося 5а класса школы №12 «Фотография из семейного альбома», презентация «Дети войны», презентация «Функциональные стили русского языка», мультимедийный проектор.
6. Этапы работы над проектом:
проблематизация;
целеполагание;
планирование;
реализация;
рефлексия.
7. Планируемый результат
Проектным продуктом станет сборник сочинений, написанных в жанре очерка и основанных на воспоминаниях участников войны.
8. Содержание.
Ход урока
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Жанры публицистического стиля: очерк
Тип урока: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи)
Форма урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая
Метод обучения: частично-поисковый
Цель: систематизация знаний о жанрах публицистического стиля речи
Задачи
Образовательная:
уметь различать стили речи;
выявить основные особенности публицистического стиля речи;
определять очерк как жанр публицистики;
определять тему, идею, тип текста;
совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;
создавать собственный текст на основе данного.
Развивающая:
извлекать основное содержание из прочитанного;
точно формулировать мысли, строить высказывание по вопросу или тексту;
развивать умения сотрудничества при выполнении общего задания.
Воспитательная:
формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;
воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;
воспитывать чувство патриотизма, чувства уважения к истории своей семьи, своей страны.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию темы урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок, авторами его во многом будете вы сами. Необычный урок и начинаться должен необычно, поэтому сейчас мы послушаем песню «С чего начинается Родина» В.Баснера на стихи М.Матусовского.
(звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»)
- Почему именно с прослушивания этой песни я решила начать сегодняшний урок, вы мне сами скажете чуть позже. А сейчас мы продолжим наш разговор о функциональных стилях русского языка.
II. Актуализация изученного
- Какие стили речи мы знаем?
- Проведем небольшую разминку. На слайде обозначены стили речи и их основные признаки, но информация перепутана. Ваша задача – верно соединить название стиля с его признаками.
1.Художественный: Цель – общение, обмен мнениями; употребляются нейтральные слова, эмоционально-окрашенные, просторечные; форма реализации – диалог.
2. Разговорный: Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью созданных образов; используются все языковые средства выразительности; форма реализации – драма, проза, поэзия.
3.Публицистический: Цель – точная передача информации; используются нейтральные и специальные слова, стандартные выражения; форма реализации – переписка граждан с учреждениями, учреждений с гражданами, граждан друг с другом.
4.Научный: Цель – воздействие на читателей и слушателей, то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать; широко используются нейтральные, торжественные слова, обращения, побудительные и восклицательные предложения; форма реализации – газеты, журналы, митинги, радио, телевидение.
5.Официально-деловой: Цель – точная передача научных знаний; используются следующие языковые средства: специальные слова, термины, определения; форма реализации – учебники, словари, научные статьи.
III. Изучение нового материала
- Предметом более пристального внимания сегодня будет публицистический стиль и его жанры.
- Назовите признаки, особенности, жанры публицистического стиля.
- Приведите примеры актуальных тем, которые могут раскрываться в текстах публицистического стиля.
- Великая Отечественная война может являться актуальной темой?
- Почему?
- Великая Отечественная война прошла через судьбы многих людей, нет таких семей в России, которых она не коснулась. Но, к сожалению, мы забываем об этом. Забываем тех, кто пожертвовал своей молодостью, здоровьем, а часто и жизнью ради Родины, ради нас с вами. Память об этих людях мы обязаны хранить. К сожалению, человеческая память несовершенна. Не зафиксированные в документах, в произведениях искусства события исчезают из нашей памяти. Чтобы с нами такого не произошло, в нашей гимназии создается «Книга памяти», пишут ее сами ученики. Это воспоминания ваших прадедушек и прабабушек (или дедушек и бабушек) о страшных днях войны.
- Одну из таких историй мы сейчас послушаем. (Обучающийся читает подготовленное сообщение о своем прадедушке «Фотография из семейного альбома»). Приложение №1.
- А сейчас мы посмотрим презентацию «Дети войны» (в презентации история о прадедушке, дедушке и бабушке). Приложение №2.
IV. Работа в группах
- А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы, проанализировать прослушанное и увиденное, заполнить таблицу и с ее помощью определить, к какому жанру публицистики относятся эти тексты.
Назначение, сфера использования | Целевые функции | Тема и идея | Композиция | Тип текста | Жанр |
| | | | | |
V. Презентация работы групп
- Обобщите сказанное и назовите жанровые признаки очерка.
VI. Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение на основе прочитанных на уроке текстов, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
VII. Рефлексия:
- Какие новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?
- Что вызывало затруднения?
- Почему именно с прослушивания песни мы начали наш урок?
- Итак, события Великой Отечественной войны всегда будут волновать нас, слишком уж дорогой ценой досталась нам Победа. Родина должна помнить своих героев, а Родина – это мы с вами, которые должны знать, помнить и хранить историю своей страны. Записывая воспоминания наших родственников, прошедших войну, мы создаем своеобразную книгу памяти. Жанр очерка помогает нам наиболее полно раскрыть эту тему.