СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Жанры публицистического стиля: очерк"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Тема мини-проекта: Жанры публицистического стиля. Создание очерка на основе воспоминаний родственников обучающихся школы №12 о Великой отечественной войне.

2. Актуальность проекта

Актуальность проекта: Обращение к теме Великой Отечественной войны сегодня как никогда актуально, тем более, если молодое подрастающее поколение будет помнить не только тех героев, о которых пишут в учебниках истории, но и знать своих дедов и прадедов, принимавших участие в военных сражениях, отдавших жизнь за Родину.

Почему выбран метод учебного проекта? Он позволяет решить те задачи, которые ставит перед нами современное образование:

  • научить самостоятельно выявлять проблему;
  • находить способы её решения;
  • применять на практике полученные теоретические знания.

Проект дает возможность ребятам в процессе деятельности усвоить основные признаки жанров публицистического стиля и применить эти знания на практике, создавая собственные очерки по воспоминаниям родственников о Великой Отечественной войне.

Таким образом, проект позволяет решить предметные, метапредметные и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал.

3. Цели:    

  1. Собрать и сохранить материалы обучающихся 5 классов, посвящённые ВОВ и её участникам, членам их семей.
  2. Использовать полученные материалы на уроках литературы при изучении тем, связанных с ВОВ, на уроках русского языка при изучении стилей и жанров.
  3. Составить дидактические материалы на основе детских работ.

4. Задачи

Предметные:

·        уметь различать стили речи;

·        выявить основные  особенности публицистического стиля речи;

·        определять очерк как жанр публицистики;

·        определять тему, идею текста, его композицию;

·        совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля;

·        создавать собственный текст на основе данного.

 

 

 

 

Метапредметные:

·        извлекать основное содержание из прочитанного;

·        точно формулировать мысли, строить высказывание по вопросу или тексту;

·        развивать умения сотрудничать с другими людьми при выполнении общего задания;

·        составлять интеллект-карту.

Личностные:

·        формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;

·        воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;

·        воспитывать чувство патриотизма, чувства уважения к истории своей семьи, своей страны.

5. Дидактическое обеспечение: текст сочинения обучающегося 5а класса школы №12 «Фотография из семейного альбома», презентация «Дети войны», презентация «Функциональные стили русского языка», мультимедийный проектор.

6. Этапы работы над проектом:

  • проблематизация;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • реализация;
  • рефлексия.

7. Планируемый результат

Проектным продуктом станет сборник сочинений, написанных в жанре очерка и основанных на воспоминаниях участников войны.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Жанры публицистического стиля: очерк"»

Комитет образования и науки г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»





ПРОЕКТ


« Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Проектная группа:

обучающиеся 5а класса.

Руководитель проекта: СтефашкинаТ.Ф.,

классный руководитель













Новокузнецк

2015


1.Тема мини-проекта: Жанры публицистического стиля. Создание очерка на основе воспоминаний родственников обучающихся школы №12 о Великой отечественной войне.

2. Актуальность проекта

Актуальность проекта: Обращение к теме Великой Отечественной войны сегодня как никогда актуально, тем более, если молодое подрастающее поколение будет помнить не только тех героев, о которых пишут в учебниках истории, но и знать своих дедов и прадедов, принимавших участие в военных сражениях, отдавших жизнь за Родину.

Почему выбран метод учебного проекта? Он позволяет решить те задачи, которые ставит перед нами современное образование:

  • научить самостоятельно выявлять проблему;

  • находить способы её решения;

  • применять на практике полученные теоретические знания.

Проект дает возможность ребятам в процессе деятельности усвоить основные признаки жанров публицистического стиля и применить эти знания на практике, создавая собственные очерки по воспоминаниям родственников о Великой Отечественной войне.

Таким образом, проект позволяет решить предметные, метапредметные и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал.

3. Цели:

  1. Собрать и сохранить материалы обучающихся 5 классов, посвящённые ВОВ и её участникам, членам их семей.

  2. Использовать полученные материалы на уроках литературы при изучении тем, связанных с ВОВ, на уроках русского языка при изучении стилей и жанров.

  3. Составить дидактические материалы на основе детских работ.

4. Задачи

Предметные:

  • уметь различать стили речи;

  • выявить основные особенности публицистического стиля речи;

  • определять очерк как жанр публицистики;

  • определять тему, идею текста, его композицию;

  • совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля;

  • создавать собственный текст на основе данного.





Метапредметные:

  • извлекать основное содержание из прочитанного;

  • точно формулировать мысли, строить высказывание по вопросу или тексту;

  • развивать умения сотрудничать с другими людьми при выполнении общего задания;

  • составлять интеллект-карту.

Личностные:

  • формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;

  • воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;

  • воспитывать чувство патриотизма, чувства уважения к истории своей семьи, своей страны.

5. Дидактическое обеспечение: текст сочинения обучающегося 5а класса школы №12 «Фотография из семейного альбома», презентация «Дети войны», презентация «Функциональные стили русского языка», мультимедийный проектор.

6. Этапы работы над проектом:

  • проблематизация;

  • целеполагание;

  • планирование;

  • реализация;

  • рефлексия.

7. Планируемый результат

Проектным продуктом станет сборник сочинений, написанных в жанре очерка и основанных на воспоминаниях участников войны.

8. Содержание.

Ход урока


Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Жанры публицистического стиля: очерк

Тип урока: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи)

Форма урока: комбинированный

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Метод обучения: частично-поисковый

Цель: систематизация знаний о жанрах публицистического стиля речи

Задачи

Образовательная:

  • уметь различать стили речи;

  • выявить основные особенности публицистического стиля речи;

  • определять очерк как жанр публицистики;

  • определять тему, идею, тип текста;

  • совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля;

  • создавать собственный текст на основе данного.

Развивающая:

  • извлекать основное содержание из прочитанного;

  • точно формулировать мысли, строить высказывание по вопросу или тексту;

  • развивать умения сотрудничества при выполнении общего задания.

Воспитательная:

  • формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;

  • воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;

  • воспитывать чувство патриотизма, чувства уважения к истории своей семьи, своей страны.

Ход урока


I. Подготовка к восприятию темы урока


- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок, авторами его во многом будете вы сами. Необычный урок и начинаться должен необычно, поэтому сейчас мы послушаем песню «С чего начинается Родина» В.Баснера на стихи М.Матусовского.

(звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»)

- Почему именно с прослушивания этой песни я решила начать сегодняшний урок, вы мне сами скажете чуть позже. А сейчас мы продолжим наш разговор о функциональных стилях русского языка.


II. Актуализация изученного


- Какие стили речи мы знаем?

- Проведем небольшую разминку. На слайде обозначены стили речи и их основные признаки, но информация перепутана. Ваша задача – верно соединить название стиля с его признаками.

1.Художественный: Цель – общение, обмен мнениями; употребляются нейтральные слова, эмоционально-окрашенные, просторечные; форма реализации – диалог.

2. Разговорный: Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью созданных образов; используются все языковые средства выразительности; форма реализации – драма, проза, поэзия.

3.Публицистический: Цель – точная передача информации; используются нейтральные и специальные слова, стандартные выражения; форма реализации – переписка граждан с учреждениями, учреждений с гражданами, граждан друг с другом.

4.Научный: Цель – воздействие на читателей и слушателей, то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать; широко используются нейтральные, торжественные слова, обращения, побудительные и восклицательные предложения; форма реализации – газеты, журналы, митинги, радио, телевидение.

5.Официально-деловой: Цель – точная передача научных знаний; используются следующие языковые средства: специальные слова, термины, определения; форма реализации – учебники, словари, научные статьи.

III. Изучение нового материала


- Предметом более пристального внимания сегодня будет публицистический стиль и его жанры.

- Назовите признаки, особенности, жанры публицистического стиля.

- Приведите примеры актуальных тем, которые могут раскрываться в текстах публицистического стиля.

- Великая Отечественная война может являться актуальной темой?

- Почему?

- Великая Отечественная война прошла через судьбы многих людей, нет таких семей в России, которых она не коснулась. Но, к сожалению, мы забываем об этом. Забываем тех, кто пожертвовал своей молодостью, здоровьем, а часто и жизнью ради Родины, ради нас с вами. Память об этих людях мы обязаны хранить. К сожалению, человеческая память несовершенна. Не зафиксированные в документах, в произведениях искусства события исчезают из нашей памяти. Чтобы с нами такого не произошло, в нашей гимназии создается «Книга памяти», пишут ее сами ученики. Это воспоминания ваших прадедушек и прабабушек (или дедушек и бабушек) о страшных днях войны.

- Одну из таких историй мы сейчас послушаем. (Обучающийся читает подготовленное сообщение о своем прадедушке «Фотография из семейного альбома»). Приложение №1.

- А сейчас мы посмотрим презентацию «Дети войны» (в презентации история о прадедушке, дедушке и бабушке). Приложение №2.

IV. Работа в группах


- А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы, проанализировать прослушанное и увиденное, заполнить таблицу и с ее помощью определить, к какому жанру публицистики относятся эти тексты.

Назначение, сфера использования

Целевые функции

Тема и идея

Композиция

Тип текста

Жанр









V. Презентация работы групп


- Обобщите сказанное и назовите жанровые признаки очерка.


VI. Домашнее задание


Напишите сочинение-рассуждение на основе прочитанных на уроке текстов, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».


VII. Рефлексия:


- Какие новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?

- Что вызывало затруднения?

- Почему именно с прослушивания песни мы начали наш урок?


- Итак, события Великой Отечественной войны всегда будут волновать нас, слишком уж дорогой ценой досталась нам Победа. Родина должна помнить своих героев, а Родина – это мы с вами, которые должны знать, помнить и хранить историю своей страны. Записывая воспоминания наших родственников, прошедших войну, мы создаем своеобразную книгу памяти. Жанр очерка помогает нам наиболее полно раскрыть эту тему.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!