Данной теме в курсе русского языка (в соответствии с программой) предшествуют темы:
1. Компьютерный класс с локальной компьютерной сетью, компьютеры с ОС Windows XP, мультимедиапроектор Miracle, Программа Microsoft Office Excel, интерактивная приставка Mimio, и Microsoft Office Windows XP, раздаточный материал (карточки для проведения самостоятельной работы). Карточки для проведения самопроверки.
Научить учащихся отличать производные предлоги от омонимичных им частей речи по набору грамматических и лексических значений.
1.3 Мотивация и постановка учебной задачи.
№ п/ п | Цели и задачи этапов | Содержание урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
| Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: (надо, хочу, могу) Возможные варианты организации этапа – Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Словообразование. Предлог) Значит, вы умеете производить словообразовательный анализ слова. Это задание включено в экзамен по русскому языку. – Итак, вы готовы к изучению следующей темы? Выберите среди предложенных заданий те, которые вы еще не умеете решать (надо). Для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»), в классе создается атмосфера добро- желательности, открытости, партнерского сотрудничества, где ученик имеет личный опыт переживания ситуации успеха, уверен в заинтересованном отношении в его успехе, как со стороны учителя, так и со стороны учеников класса. Для организации понимания учащимися посильности для себя следующего шага («могу) выполнить пробное действие, зафиксировать свое затруднение, а затем подумать и найти причину затруднения | Алгоритм: а) Определить лексическое значение слова через однокоренное Например, рассказчик- - тот, кто рассказывает б) Сравнить основы слов (производного и производящего) рассказ и рассказчик в) Выделить формант (словообразовательный аффикс) –чик- Итак, что мы решали на предыдущем уроке? Можем ли мы применить знания о способе словообразования? | Отвечают на вопросы Восстанавливают алгоритм словообразовательного разбора и записывают его на доске, приводя свои примеры | Задает вопросы Дает задание в группах вспомнить и записать алгоритм словообразовательного разбора. Теперь давайте проверим, работает ли наш способ | самоопределение (Л); внутренняя позиция школьника (Л);- учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
| На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, этот этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия | Работа в группах: Используя алгоритм, определите способ образования данных слов и определите, какой частью речи являются данные слова: Болтливый Столовая Вместо Насчет Вдоль На выполнение задания отводится 5-7 минут, затем отвечают представители от каждой группы (если ответы совпадают, то соглашаются, если нет, предоставляют свой вариант ответа . Анализ проделанной работы. | Работают в группе. Поскольку у учащихся еще нет знаний о производных предлогах, то при выполнении данного задания они либо вообще не смогут получить никакого ответа, либо их ответ будет неверным, либо, в случае верного ответа, они не смогут его обосновать. Болтливый образовалось от слова болтать суффиксальным способом, столовая – это субстантивация (учащиеся обучаются по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, поэтому этим термином владеют и могут его заменить другим – переход одной части речи в другую) Вместо –образовалось от существительного место, насчет –тоже таким способом, а слово вдоль мы не можем объяснить через однокоренное и не знаем, как оно образовалось) | Для организации фиксирования учащимися затруднения, учитель спрашивает: – Какая группа смогла определить способ образования каждого слова? ( ни одна) – Кто смог определить части речи данных слов? (никто) – У кого получилось полностью справиться с заданием. ? (ни у кого) – В чем же затруднения? ( не смогли определить способ образования слова вдоль) и определить все части речи, мы сомневаемся :это наречия или другая часть речи) – Молодцы, вы смогли зафиксировать свое затруднение. Что вам надо теперь сделать? (Нам надо подумать и найти причину затруднения.) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П); -рефлексия(Л) |
3. Построение и реализация проекта выхода из затруднений. |
1 | На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. | Восстановить выполненные операции и зафиксировать, где возникло затруднение Приложение 3 Совместное построение предложений Вместо меня пришел мой друг. Насчет похода мы договорились. Мы гуляли вдоль берега. В место надежное спрятал. На счет в банке положил деньги. Знаю лес вдоль и поперек. | Планируют свою деятельность для решения данного задания. Для этого нужно определить лексическое и грамматическое значение этих слов. Чтобы понять их значения, нужно включить их в предложение. Составляют свои предложения и проговаривают их и говорят, что возможны 2 варианта предложений . Учащиеся задают вопросы к данным словам, определяют их лексические значения и синтаксическую роль в предложении. В 1 группе –предлоги, потому что мы их заменяем другими предлогами (за. о, об, у, около) Эти предлоги производные. Во 2 группе это существительные и 1 наречие вдоль. Оно перешло из наречия в предлог | Учитель фиксирует на доске способ образования слов и части речи, называемые учащимися. Как же определить способ образования слова вдоль и узнать, какой же частью речи являются наши слова? Что нужно для этого сделать? Фиксирует предложения на доске 1 группа Вместо меня пришел мой друг. Насчет похода мы договорились. Мы гуляли вдоль берега. 2 группа В место надежное спрятал. На счет в банке положил деньги. Знаю лес вдоль и поперек. Вернемся к началу урока и вспомним, как называются слова, образованные от других слов? Теперь вы сможете определить, как же образовалось слово вдоль? Значит, тема сегодняшнего урока? (производные предлоги) | планирование учебного сотрудничества (К); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
| На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | На экране алгоритм определения части речи(после того, как учащиеся проговорят свои варианты ответа) 1.Смотрим, к какому слову в предложении относится 2.Если к существительному или местоимению, то это предлог. 3.Производный предлог можно заменить другим производным или непроизводным предлогом. 4.К предлогу нельзя задать вопрос Проверка задания с помощью эталона | Создают в тетради алгоритм определения части речи. Определяют части речи выделенных слов (задания распечатаны на карточках) | Учитель одновременно шаг за шагом высвечивает через монитор компьютера алгоритм определения части речи Проверка задания с помощью эталона предлог предлог 3 – существительное с предлогом 4 – предлог 5 –наречие 6 - наречие . | самоконтроль (Р); коррекция (Р); |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
| При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Самостоятельная работа по карточкам Отметить номера предложений с производными предлогами. В предложения вместо пропусков вставить подходящие по смыслу производные предлоги | Выполняют самостоятельную работу Осуществляют самоконтроль по эталону | Учитель высвечивает через монитор компьютера шаги решения на доске. Помогает осуществлять коррекцию | самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
1 | На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Задается домашнее задание | Отмечают в листке самоконтроля свои баллы за выполненные задания и проводят рефлексию | Оценивают свою деятельность на уроке | Предлагает оценить каждому школьнику свою деятельность Задает домашнее задание –дифферинцированное Составить текст о предлоге в научном стиле. Составить текст о предлоге в публицистическом стиле . Составить 10-15 предложений (или текст) с производными предлогами | - самооценка на основе критерия успешности (Л); |