СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Производные предлоги". Тип урока - урок открытия нового знания

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе»

Автор: Хабибуллина В.Г.

Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей инновационных технологий № 36» г. Набережные Челны РТ

Предмет: русский язык

Класс - 6

Тема урока: «Производные предлоги»

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Русский язык, 6 класс, авторы В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова

Роль и место темы в курсе:

Данной теме в курсе русского языка (в соответствии с программой) предшествуют темы:

- Способы словообразования

- Предлог как часть речи

За изученной на данном уроке темой следует тема:

- «Правописание производных предлогов»

Время реализации – 45 минут

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

1. Компьютерный класс с локальной компьютерной сетью, компьютеры с ОС Windows XP, мультимедиапроектор Miracle, Программа Microsoft Office Excel, интерактивная приставка Mimio, и Microsoft Office Windows XP, раздаточный материал (карточки для проведения самостоятельной работы). Карточки для проведения самопроверки.

Способ работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Научить учащихся отличать производные предлоги от омонимичных им частей речи по набору грамматических и лексических значений.

Личностная цель: Способствовать развитию внутренней учебно-познавательной мотивации школьника


Этапы урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1.1 Организационный момент

1.2 Актуализация знаний

1.3 Мотивация и постановка учебной задачи.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

2.1 Решение пробного учебного действия

2.2 Фиксация затруднения

2.3 Рефлексия пробного учебного действия

3. Выявление места и причины затруднения.

3.1 Восстановление выполненных операции и фиксирование затруднений

3.2 Соотнесение действий с алгоритмом

3. Построение и реализация проекта выхода из затруднений.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Ход урока 2

п/

п

Цели и задачи этапов

Содержание урока


Деятельность учеников

Деятельность учителя

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.






Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: (надо, хочу, могу)

Возможные варианты организации этапа

– Какую тему мы изучали на предыдущих уроках?

(Словообразование. Предлог) Значит, вы умеете производить словообразовательный анализ слова. Это задание включено в экзамен по русскому языку.

– Итак, вы готовы к изучению следующей темы? Выберите среди предложенных заданий те, которые вы еще не умеете решать (надо).

Для возникновения у учеников внутренней потребности включения

в учебную деятельность («хочу»), в классе создается атмосфера добро-

желательности, открытости, партнерского сотрудничества, где ученик имеет личный опыт переживания ситуации успеха, уверен в заинтересованном отношении в его успехе, как со стороны учителя, так и со

стороны учеников класса.

Для организации понимания учащимися посильности для себя следующего шага («могу) выполнить пробное действие, зафиксировать свое затруднение, а затем подумать и найти причину затруднения



Алгоритм:

а) Определить лексическое значение слова через однокоренное

Например, рассказчик- - тот, кто рассказывает

б) Сравнить основы слов (производного и производящего)

рассказ и рассказчик

в) Выделить формант (словообразовательный аффикс) –чик-


Итак, что мы решали на предыдущем уроке? Можем ли мы применить знания о способе словообразования?




Отвечают на вопросы


Восстанавливают алгоритм словообразовательного разбора и записывают его на доске, приводя свои примеры













Задает вопросы


Дает задание в группах вспомнить и записать алгоритм словообразовательного разбора.

Теперь давайте проверим, работает ли наш способ




самоопределение (Л);

внутренняя позиция школьника (Л);- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, этот этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия

Работа в группах:

Используя алгоритм, определите способ образования данных слов и определите, какой частью речи являются данные слова:

Болтливый

Столовая

Вместо

Насчет

Вдоль


На выполнение задания отводится 5-7 минут, затем отвечают представители от каждой группы (если ответы совпадают, то соглашаются, если нет, предоставляют свой вариант ответа

.

Анализ проделанной работы.




Работают в группе.

Поскольку у учащихся еще нет знаний о производных предлогах, то при выполнении данного задания они либо вообще не смогут получить никакого ответа, либо их ответ

будет неверным, либо, в случае верного ответа, они не смогут его

обосновать.

Болтливый образовалось от слова болтать суффиксальным способом, столовая – это субстантивация (учащиеся обучаются по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, поэтому этим термином владеют и могут его заменить другим – переход одной части речи в другую)

Вместо –образовалось от существительного место, насчет –тоже таким способом, а слово вдоль мы не можем объяснить через однокоренное и не знаем, как оно образовалось)


Для организации фиксирования учащимися затруднения, учитель спрашивает:

– Какая группа смогла определить способ образования каждого слова? ( ни одна)

– Кто смог определить части речи данных слов? (никто)

– У кого получилось полностью справиться с заданием. ? (ни у кого)

– В чем же затруднения? ( не смогли определить способ образования слова вдоль) и определить все части речи, мы сомневаемся :это наречия или другая часть речи)

– Молодцы, вы смогли зафиксировать свое затруднение. Что вам надо теперь сделать? (Нам надо подумать и найти причину затруднения.)



- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

-рефлексия(Л)

3. Построение и реализация проекта выхода из затруднений.

1

На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.












Восстановить выполненные операции и зафиксировать, где возникло затруднение Приложение 3

Совместное построение предложений

Вместо меня пришел мой друг.

Насчет похода мы договорились.

Мы гуляли вдоль берега.


В место надежное спрятал.

На счет в банке положил деньги.

Знаю лес вдоль и поперек.









Планируют свою деятельность для решения данного задания.

Для этого нужно определить лексическое и грамматическое значение этих слов.

Чтобы понять их значения, нужно включить их в предложение.


Составляют свои предложения и проговаривают их и говорят, что возможны 2 варианта предложений .

Учащиеся задают вопросы к данным словам, определяют их лексические значения и синтаксическую роль в предложении.

В 1 группе –предлоги, потому что мы их заменяем другими предлогами

(за. о, об, у, около)

Эти предлоги производные.

Во 2 группе это существительные и 1 наречие вдоль. Оно перешло из наречия в предлог


Учитель фиксирует на доске способ образования слов и части речи, называемые учащимися.


Как же определить способ образования слова вдоль и узнать, какой же частью речи являются наши слова? Что нужно для этого сделать?






Фиксирует предложения на доске

1 группа

Вместо меня пришел мой друг.

Насчет похода мы договорились.

Мы гуляли вдоль берега.

2 группа

В место надежное спрятал.

На счет в банке положил деньги.

Знаю лес вдоль и поперек.


Вернемся к началу урока и вспомним, как называются слова, образованные от других слов?


Теперь вы сможете определить, как же образовалось слово вдоль?

Значит, тема сегодняшнего урока? (производные предлоги)

планирование учебного сотрудничества (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.



На экране алгоритм определения части речи(после того, как учащиеся проговорят свои варианты ответа)

1.Смотрим, к какому слову в предложении относится

2.Если к существительному или местоимению, то это предлог.

3.Производный предлог можно заменить другим производным или непроизводным предлогом.

4.К предлогу

нельзя задать вопрос

Проверка задания с помощью эталона




Создают в тетради алгоритм определения части речи.

Определяют части речи выделенных слов (задания распечатаны на карточках)



Учитель одновременно шаг за шагом высвечивает через монитор компьютера алгоритм определения части речи



Проверка задания с помощью эталона

  1. предлог

  2. предлог

3 – существительное с предлогом

4 – предлог

5 –наречие

6 - наречие

.

самоконтроль (Р);

коррекция (Р);

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельная работа по карточкам

  1. Отметить номера предложений с производными предлогами.

  2. В предложения вместо пропусков вставить подходящие по смыслу производные предлоги




Выполняют самостоятельную работу

Осуществляют самоконтроль по эталону

Учитель высвечивает через монитор компьютера шаги решения на доске.

Помогает осуществлять коррекцию

самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Задается домашнее задание


Отмечают в листке самоконтроля свои баллы за выполненные задания и проводят рефлексию



Оценивают свою деятельность на уроке


Предлагает оценить каждому школьнику свою деятельность

Задает домашнее задание –дифферинцированное

  1. Составить текст о предлоге в научном стиле.

  2. Составить текст о предлоге в публицистическом стиле .

  3. Составить 10-15 предложений (или текст) с производными предлогами

- самооценка на основе критерия успешности (Л);




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!