МБОУ «ГРУЗСЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Проверь свою
подготовку
по орфографии
(Открытый урок русского языка в 6 классе)
Подготовил учитель русского языка и литературы
Мирошник Наталья Александровна
- Грузское, 2017 -
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель: Мирошник Наталья Александровна
Предмет: Русский язык
Тема урока: Проверьте свою подготовку по орфографии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по изученному разделу.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Технология: здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, личностно-ориентированный подход.
Методы и приёмы обучения: методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, разъяснение, инструктаж );
методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение)
методы контроля (приёмы: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, тестовый контроль)
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Русский язык. 6 класс: учебник / М.М.Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017.- 335 с.
2. Русский язык. 6 класс: система уроков по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. I полугодие/ сост. О.А. Финтисова, О.В. Чермашенцева, - Волгоград: Учитель, 2016.- 210 с.
Цели урока: повторить, обобщить изученный материал, актуализировать полученные знания и умения перед написанием контрольного диктанта.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить умения по правописанию приставок ПРЕ-,ПРИ-, сложных имен существительных и прилагательных; формировать навык правильно писать Н и НН в суффиксах прилагательных.
Развивающие: развивать у учащихся интерес к русскому языку, углублять их творческий потенциал.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, личностные качества: уверенность в себе, смекалку, фантазию, коллективизм.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, осуществляют выбор правильного написания слов с изученными орфограммами, выполняют творческие задания.
Метапредметные:
Личностные УУД: понимание необходимости изучения пройденного материала и его широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата, дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», проявляют ответственность, уважение к коллективу, умеют работать в группе.
Познавательные УУД: анализ и извлечение необходимой информации, умение самостоятельно формулировать тему, цели, структурировать знания, решать проблему, выстраивать логическую цепь рассуждения, точно и грамотно излагать свои мысли.
Регулятивные УУД: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, уметь выражать свои мысли, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, ребята! Я желаю вам хорошего настроения и удачи. Надеюсь на вашу активную работу на уроке. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. У нас сегодня гости - поприветствуйте их.
Проверьте ещё раз готовность к уроку и присаживайтесь на свои места.
II. Актуализация. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель: Вызвало ли выполнение домашнего задания затруднения? ( проверка нескольких слов).
На доске написан эпиграф
Эпиграфом нашего урока будут следующие слова «Повторение- мать учения!».
(Пословица)
- Какой смысл содержится в пословице? ( Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. Повторение пройденного тренирует память, облегчает учебный процесс, учит выстраивать логические связи, мыслить).
- Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки на тему ученья вы знаете.
(дети называют пословицы и поговорки об учении)
«Ученье – свет, неученье – тьма»
«Век живи - век учись»
«За одного ученого двух неученых дают»
«С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плач»
III. Целеполагание и мотивирование.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о правописании приставок без-, бес-, пре-, при-. О правописании НЕ с именами существительными, прилагательными и глаголами).
Сегодня мы проводим очередной урок обобщения и систематизации знаний по изученному разделу «Морфология» и продолжим проверять и закреплять вашу подготовку по орфографии.
.- Что такое орфография? (Раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).
Запишите число и тему урока «Проверь свою подготовку по орфографии».
А о чем именно будем говорить сегодня на уроке мы узнаем, выполнив задания. Сейчас вам предлагается отредактировать текст. Задание связано с правописанием приставок ПРЕ и ПРИ. Вы поработаете в парах и оцените друг друга.
IV. Этап включения в систему знаний и повторения ( прием «Восстанови текст»)
Редактирование текста.
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
(Ребята работают в парах, объясняют правила написания
приставок ПРЕ-, ПРИ-, оценивают друг друга)
V. Этап самостоятельной работы с проверкой. (Работа в группах)
(Ребята работают в группе, объясняют правила написания
слов, капитаны оценивают)
Задания группам.
1 группа
Распределите сложные имена существительные на две группы:
пишу слитно – пишу через дефис-
(пол)села, (пол)дома, (пол)сливы, (полу)тень, (полу)круг, (Пол)Белгорода, (пол)игры, (пол)апельсина, (пол)лаваша.
2 группа
Распределите сложные имена прилагательные на две группы:
пишу слитно- пишу через дефис –
(ярко)белый, (литературно)музыкальный вечер, (юго)восточный, (научно) фантастический, (древне)русский, (дальне)восточный, (бело)каменный, (черно)глазый
3 группа
Распределите имена прилагательные на две группы:
пишу -Н- пишу –НН-
Деревя..ый, жестя...ой, муравьи..ый, стекля..ый, искусстве..ый, со..ый, листве..ый, равни..ый, серебря..ый, ветре..ый, мыши..ый
VI. Постановка учебной задачи.
Учитель: Вы прочитали задания. Скажите
1. О чем же мы сегодня будем говорить?
2. Какие задачи поставим перед собой?
3. Чему должны научиться?
Цели урока: повторить изученный материал, актуализировать полученные знания и умения перед написанием контрольного диктанта.
Молодцы, ребята! Ну а теперь выполняйте свои задания.
Слово 1 группе – читает задание и правильные ответы.
Обратимся к учебнику Упр. 376. Расскажите о правописании сложных имен существительных.
Слово 2 группе – читает задание и правильные ответы.
Обратимся к учебнику Упр. 384. Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.
Слово 3 группе – читает задание и правильные ответы.
Обратимся к учебнику Упр. 379. Расскажите о правописании сложных имен прилагательных.
VII. Физкультминутка. Этап выявления места и причины затруднений.
Физкультминутка будет сегодня необычной. Каждый ученик сейчас покажет свои знания по изученному материалу. Ваша задача подойти к доске и выбрать любой листик с заданием, озвучить правильное написание слова и прикрепить его к нужной орфограмме на доске.
-Н- | -НН- | ПРЕ | ПРИ | -НЕ- существительные и прилагательные (слитно) | -НЕ- существительные и прилагательные (раздельно) |
Лебединая песня Песчаный берег | Оловянный солдатик Длинный день | Преинтересный рассказ Преградить путь | Присесть на скамейку Пришкольный участок | Некрасивый поступок Неправда Невежда | Ничуть не интересная книга Это не правда, а ложь. |
VIII. Применение знаний и умений (закрепление)
Работа у доски и в тетрадях.
Упр. 377 (4 словосочетания с объяснением)
Упр. 380 (4 словосочетания с объяснением)
IX. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1. Эмоциональная разрядка.
Отгадайте загадки, найдите слова с изучаемой орфограммой, объясните:
1. Конь стальной, хвост льняной (иголка и нитка);
2. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет
(карандаш);
3. Поля стеклянные, межи деревянные (окно);
4. Катится золотое яблоко по серебряному блюдечку (солнце);
5. По полотняной стране пароход плывет, за ним такая гладь, что и зыби не видать (утюг).
2. Буквенный диктант.
Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу.
Торжественный, ледяной, туманный, ветреный, юный, организационный,
лебединый, кожаный, стеклянный, багряный.
Проверка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
НН Н НН Н Н НН Н Н НН Н
X. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Мы заканчиваем урок. Как оцениваете свою работу? Что вызвало затруднение?
Над чем стоит ещё поработать?
Подведите итог урока, продолжив фразы:
Я буду знать…
Я буду уметь..
Я убедился в том, что…
Урок был полезен тем…
Своей работой на уроке я…
Материал урока мне был …
- С каким настроением вы уходите с урока?
Молодцы. Спасибо за урок.
XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению