СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Русский литературный язык и его стили"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок с презентацией, рабочей картой "Русский литературный язык и его стили". 

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Функциональные стили литературного языка


Стили речи

Сфера применения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный






Научный






Официально-

деловой






Публицисти-

ческий






Художествен-

ный










ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Функциональные стили литературного языка


Стили речи

Сфера применения

Основные виды высказываний

Основные стилевые черты

Разговорный






Научный






Официально-

деловой






Публицисти-

ческий






Художествен-

ный

































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текст 1.

Заявление.

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально - опасным преступником, который велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться.

Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Константин Печёнкин.

(М.Зощенко)

- Укажите стилевые несоответствия.

- Для чего автор использует эти стилевые несоответствия?

Текст 2.



Выделите тропы.

Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся мате­рии, но капитан Грэй был серьезен, как анатом. Он терпеливо разбирал свертки и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На но­сок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел ро­зовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; в складках таи­лись намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана.

(А. Грин)







Текст 3.

Да, красота бывает разная, вернее, как многообразны ее проявле­ния в природе и особенно в портрете.

И уж если говорить о портретах, нужно сказать о, может быть, вели­чайшем произведении живописи всех времен и народов. Я имею в виду эрмитажный портрет старика, что сидит со сложенными на коленях ру­ками.

Портрет начинается с рук. Таких рук не дал ни один художник, это не руки, это замкнутая, необычно сложная и уже завершившаяся чело­веческая судьба. Эти руки старика здесь, на живописном полотне, пре­восходят по своей выразительности любые естественные встречающиеся в быту руки человека.

Я уж не говорю о лице. Лицо старика — огромный и ни при каких обстоятельствах не повторимый мир. (Ю. Куранов.)

Текст 4.

Легкий сумрак эрмитажных зал, тронутый темной позолотой, казал­ся мне священным. Я входил в Эрмитаж как в хранилище человеческого гения.

Первое время я терялся среди пышного шествия художников. У ме­ня кружилась голова от обилия и густоты красок, и, чтобы отдохнуть, я уходил в зал, где была выставлена скульптура.

Там я сидел долго. И чем больше я смотрел на статуи безвестных эллинских ваятелей, тем яснее понимал, что вся скульптура — зов к прекрасному в самом себе…
Недаром Гейне приходил в Лувр, часами просиживал около статуи Венеры Милосской и плакал.
О чем? О том, что путь к со­вершенству тяжел и далек... В этом сила скульптуры.

(К.Паустовский)

— Каковы широкая тема и главная мысль этих текстов?

- Назовите их стиль и обоснуйте свой ответ.

-Заполняем в таблице соответствующие этому стилю ячейки.




Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Практикум.

Определите, к какому стилю относятся приведенные ниже отрывки, отметьте это в таблице.


1. Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни отца /подпись/.


2. Легко сказать: пиши! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить , хоть до завтра, а примись за письмо, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. /А. Островский/.


3. Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами.


4. Художники решали все те же вопросы, которые человечество на но­вом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с представле­ниями об идеале человека неразрывно связана другая группа вопро­сов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я — сегодня, сейчас задающий этот вопрос?


5. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собою солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце.


6. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…


7. Подтверждаем получение Вашего письма № 764 от 02 ноября 2012г., в котором Вы запрашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится 21 декабря 2012г. Надеемся, что Вы примите в ней активное участие.


8. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…


Функциональные стили

1

2

3

4

5

6

7

8

Разговорный









Научный









Официально-деловой









Публицистический









Художественный











Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Рабочий лист.



Задание 1: вставить пропущенные орфограммы:

д .ректива, пр. шляпить, гар . нтировать, с. нсация, прик . лоться,  к . нтингент, библ. ография,  экспер. мент, неопров . ржимый, тол . рантность, гипот . за, к . мп . тентность, ч. пуха.







Задание 2. Отрывок из текста М.Зощенко «Три документа».


«Заявление.

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально - опасным преступником, который велел мне снять зимнее с барашковым воротником пальто.

Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться.

Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.


Константин Печёнкин»




Задание 3. Отрывок из повести А.Грина «Алые паруса».


«Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся мате­рии, но капитан Грэй был серьезен, как анатом. Он терпеливо разбирал свертки и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На но­сок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел ро­зовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; в складках таи­лись намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана».







Задание 4. Текст В. Конецкого.



«Недавно я вспомнил статью из газеты: "Промысловиками китобойной флотилии добыт абсолютно белый кит". Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: " Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. Среди тёмно-серых плыл белый кит. Точный выстрел гарпунной пушки – и наконец лебёдки втянули на палубу белоснежную тушу. "На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко", – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.
За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. Стадо китов провожает светило на ночной покой. Среди стада плывёт белый красавец. Один на десятки тысяч.
Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил белого кита? Я понимаю глупое любопытство матросов. Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.
"Киты-самоубийцы" – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. "Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали».
Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. Что заставляет их "сознательно" идти на верную гибель? Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто вроде самосожжения буддистов. У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание. Люди, где ваше милосердие?»



Д/з:

1. Написать сочинение-рассуждение (от 70 слов) в научном стиле, используя следующую цитату: «Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. от речевой ситуации. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи». Использовать не менее двух аргументов из своего жизненного опыта.


2.Написать сочинение-рассуждение (от 70 слов) в публицистическом стиле, используя высказывание В. Солоухина: « Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». Использовать не менее двух аргументов из жизненного опыта или художественной литературы.


Просмотр содержимого презентации
«Функциональные стили литературного языка»

Функциональные стили литературного языка

Функциональные стили литературного языка

Функциональные стили литературного языка

Функциональные стили литературного языка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!