Рабочий лист.
Задание 1: вставить пропущенные орфограммы:
д .ректива, пр. шляпить, гар . нтировать, с. нсация, прик . лоться, к . нтингент, библ. ография, экспер. мент, неопров . ржимый, тол . рантность, гипот . за, к . мп . тентность, ч. пуха.
Задание 2. Отрывок из текста М.Зощенко «Три документа».
«Заявление.
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально - опасным преступником, который велел мне снять зимнее с барашковым воротником пальто.
Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться.
Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики,- и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.
Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью, я обращаюсь с просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.
Константин Печёнкин»
Задание 3. Отрывок из повести А.Грина «Алые паруса».
«Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но капитан Грэй был серьезен, как анатом. Он терпеливо разбирал свертки и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана».
Задание 4. Текст В. Конецкого.
«Недавно я вспомнил статью из газеты: "Промысловиками китобойной флотилии добыт абсолютно белый кит". Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: " Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. Среди тёмно-серых плыл белый кит. Точный выстрел гарпунной пушки – и наконец лебёдки втянули на палубу белоснежную тушу. "На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко", – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.
За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. Стадо китов провожает светило на ночной покой. Среди стада плывёт белый красавец. Один на десятки тысяч.
Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил белого кита? Я понимаю глупое любопытство матросов. Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.
"Киты-самоубийцы" – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. "Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали».
Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. Что заставляет их "сознательно" идти на верную гибель? Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто вроде самосожжения буддистов. У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание. Люди, где ваше милосердие?»
Д/з:
1. Написать сочинение-рассуждение (от 70 слов) в научном стиле, используя следующую цитату: «Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. от речевой ситуации. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи». Использовать не менее двух аргументов из своего жизненного опыта.
2.Написать сочинение-рассуждение (от 70 слов) в публицистическом стиле, используя высказывание В. Солоухина: « Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». Использовать не менее двух аргументов из жизненного опыта или художественной литературы.