Тема: повторение и обобщение по теме «Глагол»
Тип урока: урок-путешествие
Цель: организовать деятельность, направленную на повторение и закрепление знаний и умений учащихся по теме «Глагол – как часть речи», умений применять правило на практике.
Планируемые результаты
Предметные УУД.
-Писать предложение с глаголами единственного и множественного числа.
-Писать орфограммы в глаголах, образованных от словарных слов.
-Писать слова с известными орфограммами.
Личностные УУД.
Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные УУД.
Познавательные УУД:
- Отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение.
-Строить предложение с глаголами единственного или множественного числа и обосновывать своё мнение.
Регулятивные УУД:
-Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
-Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
-Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные УУД:
-Формулировать высказывание, мнение.
-Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).
Методы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, наглядный, интерактивный.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая
Материальное обеспечение: Компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, « Словарные слова», солнышком и лучиками с надписями, маршрутный лист, сигнальные карточки(единственное и множественное число), карточки с пословицами, тест.
Ход урока.
1.Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Ребята под каким девизом мы сегодня будем работать?
- Чтобы грамотным быть надо - думать, мыслить и творить.
- Что общего у всех этих слов ?(думать, мыслить и творить)
- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня в центре внимания какая часть речи будет? (глагол)
- А как вы думаете , будем сегодня изучать что-то новое или будем закреплять, повторять и обобщать?
- Да, сегодня на уроке мы будем закреплять, повторять и обобщать. А новое об этой части речи мы будем изучать в 3 классе.
- Пожалуйста, сформулируйте учебную задачу на урок.
(ученик рассказывает стихотворение о глаголе)
Ваня:
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто, что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит.
Все расскажет вам ГЛАГОЛ!
- Так для чего нам в речи нужен глагол?
- А сейчас соберем символ нашего урока- солнышко с лучиками из глаголов, и узнаем , какие умения вам понадобятся на уроке.
(Проверка: рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать). Верно!!!
- Ребята, а почему мы выбрали солнышко с лучиками.
-Правильно, потому что сейчас наступила весна.
- Сегодня мы отправимся в гости к весне, будем приближать приход весны.
. (на доске сосульки, после каждого задания снимается «тает» сосулька)
А еще, сегодня , вы сами себя будете оценивать на каждом этапе. У каждого лежит маршрутный лист и на нем указаны все этапы урока.
Критерии вы уже знаете давно.(!,+,-). В конце урока выставите общую оценку.
.
Имя- | | |
| 1.Словарные слова | |
| 2.Определение глагола | |
3.Число глаголов | |
4.Работа с пословицами | |
5.Ответь на вопросы | |
6.Тест | |
| Общая оценка | |
- Начинаем работу с повторения орфограмм и написания словарных слов
3. Словарная работа.
-Читаю загадку, вы пишите отгадку:
1.В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
2. Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? ... (Соловей)
3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
4.Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка)
5. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
6.Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...(стриж)
7. Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта-зеленый ...(чиж)
Самопроверка по карточкам (дети по цепочке комментируют орфограммы)
Выставляют в маршрутный лист оценку!
-Как можно эти слова назвать, одним словом? (Птицы)
-Назовите птиц, которые живут у нас и зимой, и летом? (Ворона, сорока, воробей)
-А как можно назвать остальных птиц? (Перелетные)
-Каких еще перелетных птиц вы знаете? (Скворец, жаворонок, грач)
-Почему они не остаются у нас зимой? (Нет корма)
- Это наш первый шаг приблизить весну (убирается одна сосулька)
4. Определение глагола в тексте.
-Найти в тексте глаголы и их выписать.
Чтобы справиться с этим заданием, что нужно знать?
(что такое глагол)
-Так, пожалуйста, что такое глагол?
- Прочитайте стихотворение
Солнце греет и взрослых, и маленьких,
Солнце топит сугробы и льдинки,
На лугу, у домов на проталинках
Пробиваются стрелки-травинки.
И звенят ручейки голосистые,
Набухают душистые почки,
Облака в небе чистые, быстрые
Ждут рождения клейких листочков.
- взаимопроверка (с экрана). Оценка в маршрутный лист!
- Молодцы. И это наш второй шажок до весны (убрать одну сосульку)
5. Продолжение работы по теме. Определение числа глагола. (сигнальные карточки).
- Возьмите сигнальные карточки. Я буду называть глаголы, а вы мне показываете, в каком числе употреблён глагол.
Пришла, прилетели, набухли, журчат, проснулся, растаял, зацвели, капает .
- Как определить число глагола?
-Самооценка в маршрутный лист.
- Это наш третий шаг приблизить весну (убирается одна сосулька)
6. Физкультминутка
7. Работа с пословицами. (Карточки)
-Как вы думаете какое здесь надо выполнить задание?
Если весной … вспотеешь, так и зимой … согреешься.
Кто … спит весною – тот … плачет зимою.
Весною день упустишь – годом … вернёшь.
…. потрудиться, так и хлеба …. добиться.
Пашню пашут — руками … машут.
- Прочитайте пословицы. Вставьте где нужно частицу НЕ. Кто может объяснить эти пословицы?
- Запишите в тетрадь одну любую пословицу.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг друга.
- Какие знания помогли вам выполнить это задание?
(рассказывают правило!)
- Оценку выставляют в маршрутном листе!
- Молодцы. Ещё один шажок до весны. (убрать одну сосульку)
8. Ответь на вопросы.
Ребята работая в группе , задают друг другу вопросы по теме «Глагол».
(Работа в группе, оценка в маршрутном листе).
- Молодцы. Ещё один шажок до весны. (убрать одну сосульку)
9.Подведение итогов. Оценивание.
Тест:
Укажи глаголы:
- варенье, пробка,
- цыпленок, листопад.
Загорает, разговаривают
- апельсиновый, пригожий
2. Укажи глаголы во множественном числе
- Кораблик плывет
- Ребята учатся.
-Станок работает.
-Принтер печатает.
3. Укажи глагол, подходящий по смыслу к существительному доктор
- рисует,
-летает
-лечит.
-поет.
4. Укажи предложения, в которых отсутствует глагол.
- Семья въехала в новую квартиру.
- Мы около музея восковых скульптур.
-В классе светло.
-Миша и Витя купаются в реке.
- Молодцы. Ещё один шажок до весны. (убрать одну сосульку)
10. Рефлексия. Самооценка за весь урок.
- Вот и растаяли все наши сосульки. Сегодня мы приблизились к весне. Уже всюду слышится её чудесная песенка. Детская песня «Солнечная капель». А пока звучит песенка, нарисуйте на своём маршрутном листе солнышко, показывающее ваше настроение и поставьте себе общую оценку за урок.
Спасибо за урок!
9