Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 города Иванова
По тематическому плану это пятый урок по разделу «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме» из 12ч, отведённых на изучение темы. Триединая цель урока:
1). Развивать умения распознавать и подбирать однокоренные слова. Овладевать способами проверки безударных гласных в корне слова.
2) Развивать мышление, устную и письменную речь учащихся.
3) Способствовать формированию познавательного интереса.
- развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
- постановка учебной задачи, с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;
- учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
-формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
-формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.
- учебник «Русский язык» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина
- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (задания подобраны с учётом дифференцированного подхода)
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивация к учебной деятельности. (личностные – мотивация к изучению предмета; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). - Здравствуйте, ребята. Садитесь. |
2. | Актуализация знаний (позн.- отбор информации, работа со словарём, анализ, сравнение, исп – е знаково – символических средств; личност.- сделать учение осмысл – м). |
2.1 | - Послушайте историю. Недавно я была на одном из уроков русского языка во 2 – м классе. Учительница написала на доске слова и сказала ребятам: - Спишите их, только не спешите. Все пишут, а одна девочка – нет. - Почему ты не работаешь, Катя? - Я не знаю, что надо делать. То Вы говорите «спишите», то «не спишите». - Как вы думаете, почему растерялась девочка? | Слушают, отвечают на вопрос учителя. -В словах учителя встретились два похожих слова. |
2.2 | Чистописание. -Помогут нам разобраться с этой задачей гласные. -Подумайте, почему на доске именно эти буквы? - На доске дана «цепочка» букв: аоиея, соединённых элементом: короткая линия с закруглением с короткой петлёй внизу. - В каких буквах встречается данный элемент? | На доске гласные буквы: а, я, и, е, о - Гласные звуки, которые обозначают эти буквы в словах слышаться нечётко. - В буквах Ц, Щ. |
2.3 | Словарно – орфографическая работа. - Спишите слова с доски, вставьте буквы, поставьте ударение, выделите орфограмму. | Списывают слова: к…пуста, м…рковь, ур…жай, с…нтябрь, п…льто. |
2.4 | Самопроверка. Самооценка. |
3. | Самоопределение к деятельности. (регулятивные - самост. определение темы, задач; позн.-наблюдение, анализ текста; ком. – планирование уч. сотрудничества; личн. – уважение чужого мнения, осознание ответствен-ти за общее дело) |
3.1 | Постановка учебной задачи - На какую тему вы записали слова? - Составьте с любым из слов предложение. - Могу ли я слово «осень» добавить к этим словам с точки зрения русского языка? Почему? - К слову «осень» я добавила ещё слова. Прочитайте. Кто догадался по опорным словам, над какой проблемой мы будем сегодня работать? - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим, чтобы решить главную проблему урока? - Посмотрите ещё раз на слова. Какое слово, из представленных, лишнее? | - Мы написали слова на тему «Осень». Составление (устно) предложений. - Нет, т. к. это слово с проверяемой безударной гласной, а остальные – с непроверяемой. безударной гласной На доске слова: КОРЕНЬ ПРОВЕРКА ГЛАСНЫЕ АНТОНИМЫ - Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. - Учиться правильно писать слова с безударной гласной, подбирать проверочные слова. - Антонимы. |
3.2 | Повторение алгоритма выявления безударной гласной и способы её проверки. - Подберите к этим словам антонимы. Вот вам и потребовалось слово «антоним». - Вспомним алгоритм работы со словами с безударной гласной. - Какой «шаг» в алгоритме для вас самый трудный? - Какие пути проверки вы знаете? - Чем оба пути похожи? | На доске слова: УДАРНАЯ – (безударная) СИЛЬНАЯ – (слабая) ЧЁТКАЯ – (нечёткая) Учащиеся повторяют алгоритм, используя памятку. - Подбор проверочных слов. - Изменить слово или подобрать однокоренное. - Гласный должен быть ударным, т. е. стоять в сильной позиции и быть чётким) |
4. | Физкультминутка. Дежурный проводит комплекс упражнений на снятие напряжения с глаз. |
5 | Закрепление с проговариванием во внешней речи.(позн.- рассуждение, док – во, действие по алгоритму, исп – е знак. –символ. средств; ком.-умение выражать свои мысли; личн. –этическое поведение ) |
5.1 | Работа в группе. - Вспомним правила работы в паре, группе. Выполните работу на карточках №1. (см. Приложение) | Называют правила, распределяют обязанности в группе. Выполняют задания. |
5.2 | Проверка. Самооценка | Каждая группа защищает свой ответ, показывая работу на интерактивной доске. |
5.3 | Работа в паре. - Выполните задание на карточке №2, работая в паре. (см. Приложение) | Два ученика работают за компьютером, выполняя аналогичное задание. Вовремя проверки их ответ выводится на экран. |
5.4 | Взаимопроверка. Самооценка. | Учащиеся на местах проверяют работу тех, кто выполнял задание за компьютером, называя проверочные слова вслух. |
5.5 | Самостоятельная работа. - Теперь работаете самостоятельно, выполняя тестовые задания на карточке №3. (см. Приложение) | Тест. |
6. | Рефлексия учебной деятельности. (позн. – оценка процесса и результатов деят – ти; личн. – адекватное понимание успеха и неуспеха (осознание того, что ещё подлежит усвоению); ком. – использование критериев для обоснования своего мнения, планирование учеб. сотрудничества). |
6.1 | - У вас на парте есть «Опросник». Заполните его. - Поставьте отметки на оценочной шкале. - Почему написание безударных гласных букв надо проверять? - Какие упражнения оказались полезными для вас? | Заполнение «Опросника». – Написание гласных надо проверять, потому что гласный звук слыщится нечётко. Ответы детей. |
7. | Домашнее задание. Комментирование дифференцированного задания. - 1 группа – с. 105 №160 2 группа – записать 5 слов с орфограммой сегодняшнего урока, орфограмму обозначить. 3 группа – подобрать проверочные слова к словам «вечерело», «деревянный», «береговой». | Запись домашнего задания в дневнике. |