СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 9 класс «Сложные предложения с различными видами связи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен с использованием  литератрного материала произведений М.Ю.Лермонтова, цель - помочь учащимся разобраться в предложениях с различными видами связи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 9 класс «Сложные предложения с различными видами связи»»

Разработала - Черникова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» г. Прохладный КБР

Урок русского языка в 9 классе («Русский язык. 9 класс» Разумовская М.М., Львова С.И., 2012 год)

Тема урока: «Сложные предложения с различными видами связи»


Цели: 1) Помочь учащимся практически усвоить понятие «Сложные предложения с

различными видами связи»;

2) показать необходимость вдумчивого, осмысленного обращения с языковым

материалом; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

3) Продолжить работу по подготовке к экзамену по русскому языку, используя

комплексный анализ текста на примере произведений М.Ю. Лермонтова;

4) Воспитывать у детей любовь к родному краю.


Оборудование: таблица-схема «Структуры сложного предложения с различными видами

связи»; репродукции картин Лермонтова; высказывание Белинского, тексты.


Ход урока: I. Вступительное слово учителя:


- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Сложные предложения с различными видами связи».

? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, и чему вы должны сегодня научиться?

(Речь пойдет о предложениях, в которых сочетаются все виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная. Должны понять: что это за предложения, для чего они нужны. Должны научиться находить их в текстах, строить самостоятельно).


- Разговор наш пойдет на материале произведений М.Ю. Лермонтова, жизнь и творчество которого мы изучаем на уроках литературы. Из биографии поэта мы знаем, что Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе; любовь к Кавказу пронес через всю жизнь и немалое место уделил теме Кавказа в своем творчестве. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В.Г. Белинского: «Кавказ был колыбелью его поэзии…, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».


А) Работа с эпиграфом.

- Запишите число, тему урока.

- Запишите в тетрадь эпиграф

- Проанализируйте пунктограммы, выделите грамматические основы.

- Определите тип предложения.

- Начертите схему.

II Объяснение материала по теме.


А) Слово учителя

- Кроме таких простых синтаксических конструкций встречаются такие сложные предложения, состоящие из нескольких частей, смысловые отношения между которыми находятся на разных уровнях, т.е. связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что 2 или даже 3 тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

Б) – Обратимся к таблице-схеме.

?- Что мы на ней видим?

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться и сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

- Есть ли в этих предложениях двойные союзы?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНФРМАЦИИ. ЧТЕНИЕ УЧЕБНИКА - § 27.


III Домашнее задание.

- Прежде, чем мы приступим к практической работе, запишите домашнее задание: учебник, § 27 (прочитать и разобраться в схемах);1 группа - найти и выписать из романа «Герой нашего времени» (глава «Бэла») 2 предложения с различными видаими связи и начертить их схемы, 2 группа – упр.241 (письм.).

IV Самостоятельная работа учащихся.

А) - Обратимся к тексту, который лежит у каждого на парте. Это отрывок из романа «Герой нашего времени».


Я с трудом проб…рался (по) крутизне и вот вижу слепой пр…ост…новился потом пов…рнул низом (на) право. Он шел так близко от воды что к…залось сейчас волна схватит и унесет но видно это была (не) первая его прогулка судя по увере…ости с которой он ступал с камня на камень и изб…гал рытвин.

Наконец он ост…новился будто пр…слушиваясь к чему(то) присел на землю и пол…жил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с против…положной стороны пок…залась белая фигура она подошла к слепому и села возле него.

М.Ю. Лермонтов

  1. Вставьте пропущенные орфограммы, знаки препинания.

  2. Выразительно прочитайте текст. Найдите ключевые предложения.

  3. Объясните орфограммы.

  4. Определите стиль речи. Докажите.

  5. Определите тип высказывания. Докажите.

  6. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встречались в данном тексте (Примеры)

  7. Найдите деепричастные обороты. Объясните их роль.

  8. найдите в тексте слова с чередованием гласных в корне. Объясните их написание.

  9. Найдите в тексте предложения с различными видами связи; подчеркните грамматические основы, составьте схемы.

Б) Индивидуальная работа с упражнением № 244 у доски.


V Работа по конструированию текста.


- А сейчас, ребята, обратимся к несколько неожиданной для нас стороне творческого таланта М.Ю. Лермонтова, о которой мы пока не говорили – к живописи. (Ребята рассматривают акварели поэта «Вид Пятигорска» и «Воспоминание о Кавказе» и составляют по опорным словам предложения с различными видами связи).

- Давайте проверим работу.


VI. – Обратимся к тому домашнему заданию, которое вы получили на уроке литературы. Я просила вас подобрать отрывок из стихотворений, поэм или прозы Лермонтова, в котором есть описание Кавказа, его природы.

- Давайте проанализируем один из отрывков.

Например: Из Гете.

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…


- Выразительно прочитайте отрывок.

- Объясните знаки препинания.

- С каким видом связи мы встретились?

- Какие чувства, мысли вызывают эти строки?

- Выделите орфограммы, подчеркните грамматические основы.


VII Итог урока.

- Итак, ребята, с какими предложениями мы познакомились на уроке?

Исходя из практических целей, мы видим, что вы можете использовать сложные синтаксические конструкции на письменном экзамене, при сдаче устного экзамена по русскому языку в форме комплексного анализа текста.

Спасибо всем за работу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!