СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - изучение нового материала. Используемые УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, работа в парах. В разработке урока также представлен демонстрационный материал для работы в парах.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"»


Конспект урока русского языка в 6 классе учителя

МОУ «Милославская средняя СОШ»

Обысовой Натальи Владимировны


Тема: Имя существительное как часть речи.


Учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.



Цели урока для учащихся:

  1. усвоить знание морфологических признаков существительных: разряды по значению, категорию рода, одушевлённости и неодушевлённости;

  2. усвоить алгоритм определения категории одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; понимать последовательность шагов алгоритма;

  3. сформировать умения правильно определять морфологические признаки имени существительного (род, разряд по значению, одушевлённое - неодушевлённое).


Тип урока: изучение нового материала.

Используемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Материал к занятию:

Демонстрационный (для работы в парах):

Имена существительные

Названия конкретных предметов

Названия веществ

Названия абстрактных

(отвлечённых) понятий

Не имеют формы ед. числа

сани

щипцы

брюки

ворота

проводы

сливки

сутки

каникулы

сумерки

Не имеют формы мн. числа


молоко

бензин

желтизна

суета

честность

доброта


Материал для работы по алгоритму эмпирического обобщения



Задание: сравните предложенные слова по родовой принадлежности и постройте новые понятия о категории рода.

1) врач, 2) дочь, 3) плакса, 4) хлеб, 5) небо, 6) река, 7) дом, 8) море.






Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


УУД

1




















Организационный момент
















  1. Приветствие, стабилизация внимания учащихся.

  2. Запись на доске числа и классной работы.



  1. Ученики приветствуют учителя и слушают его.

  2. Учащиеся записывают число и классную работу.


1 мин.


2.

Проверка домашнего задания.

-Ребята, как вы выполнили зад. 2 в раб тетради? Каким алгоритмом пользовались?

Учитель выборочно называет слова разных частей речи.


-Учащиеся отвечают.




- Ребята не только называют, к какой части речи они принадлежат, но и доказывают свой выбор по алгоритму.


2 мин

Регулятивные: осуществление контроля по результату и по способу действия.

3.

Вхождение учащихся в новое пространство развивающей образовательной деятельности.

Организация процедуры подведения под понятие.

Ребята, а вы любите есть мороженое? Почему?

Перед вами предложение: Петя и Маша ели вкусное мороженое.

Вопросы: а) можно ли считать именем существительным слово «мороженое»?

б) свой ответ обоснуйте.

А в словосочетании «мороженое мясо» слово «мороженое» является существительным?


- А в слове «бег» видовой признак – действие. Почему это не глагол, а существительное?


-Прочитайте рубрику на с. 116.




-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Запишите тему урока.





а) Можно



б) Слово «мороженое» – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

- Нет, эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какое?

-Это слово отвечает на вопрос что?

-Имя существительное как часть речи.


Учащиеся записывают тему урока.

3 мин


4.

Работа с текстом определения понятия.

  1. Прочитайте текст определения понятия.

  2. Выделите в тексте термин, называющий определённый класс объектов. (Прочитайте, что он означает в переводе с латинского).

  3. Найдите в тексте указание на то, к какому роду он принадлежит.

  4. Найдите в тексте описание видовых признаков.

  5. Сколько здесь выделено признаков?

  6. В каких отношениях находятся видовые признаки?

  7. Сколько родовидовых признаков достаточно, чтобы определить, относится ли конкретный объект к данному классу объектов?

- Учащиеся читают.



-Имя существительное.


Учащиеся читают опорный материал на с. 116.





- Часть речи.



- Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?



- Два.



- Конъюнкция.





- Три.

3 мин.


Познавательные: умение строить логическое рассуждение.



5.



Постановка цели урока.


Работа с алгоритмом целеполагания:

  1. В результате изучения данной темы какое знание нам нужно усвоить?

  2. Как вы думаете, для определения какого признака нам понадобится алгоритм (способ действия)?




  1. Что вы научитесь понимать?






  1. Какие умения необходимо освоить в рамках изучения данной темы?





  1. В каком случае цель будет считаться достигнутой?



- Усвоить знание морфологических признаков существительных: разряды по значению, категорию рода, од. и неодушевлённости.


- Для определения категории одушевлённости – неодушевлённости.


-Понимать последовательность шагов алгоритма. (Сможем объяснить логику его построения).


-Сформировать умения правильно определять морфологические признаки имени существительного (род, разряд по значению, од. – неод.)

- Ребята продолжают предложение «Цель будет считаться достигнутой, если…»



3 мин.


Регулятивные: способность к целеполаганию, преобразование практической задачи в познавательную.

6.

Планирование этапов работы и построение проекта деятельности.

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? Давайте запланируем вместе этапы работы на уроке и укажем, сколь ко времени понадобится на каждый этап работы.











На доске этапы работы:

  • Работа с текстом (теоретическим материалом).5 мин.

  • Составление алгоритма.3 мин

  • Выполнение заданий, следуя шагам алгоритма.7

мин

  • Контроль, проверка.3 мин


2 мин.

Регулятивные: планирование учебной деятельности.


Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение создавать и преобразовывать алгоритмы и схемы для решения задач, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач.


7.

Реализация построенного проекта.











































Работа по алгоритму эмпирического обобщения.

-Подойдите к интерактивной доске и укажите, на какие разряды делятся существительные.

- Перед вами раздаточный материал. Впишите существительные в рубрики таблицы.

- Проверьте себя по эталону.



- Как вы думаете, как определить, одуш. сущ. или нет?



- Это не совсем верно: к слову «кукла» не понятно, какой вопрос можно задать.

- Пользуясь рубрикой «Советы помощника», составьте алгоритм определения, одуш. сущ. или неодуш.


- Выполните № 228, пользуясь составленным алгоритмом.





Задание: сравните предложенные слова по родовой принадлежности и постройте новые понятия о категории рода.


- Какими общими свойствами обладают отдельные группы сравниваемых слов?

- Подберите названия выделенным группам слов, учитывая присущие им свойства.

- К какому роду относится последняя группа слов?

- Я вам помогу. Такие существительные называются сущ. общего рода.

-Сформулируйте определение понятия сущ. общего рода.




- Сформулируйте правило использования нового определения.







- Найдите в тексте упр. 230 сущ. общего рода и назовите, прочитав самостоятельно каждое предложение.

- Учащиеся подходят и называют разряды существительных.


- Учащиеся заполняют таблицу.

- Ребята проверяют и указывают на ошибки.


- Если сущ. отвечает на вопрос кто? – оно одуш., если на вопрос что? – неодуш.



- Учащиеся составляют алгоритм.



-Учащиеся распределяют слова по рубрикам, а также аргументируют свой выбор.


Учащиеся читают слова: 1) врач, 2) дочь, 3) плакса, 4) хлеб, 5) небо, 6) река, 7) дом, 8) море.

- Это слова разного рода. Здесь 4 группы слов.

- Сущ. хлеб и дом – м.р., дочь и река – ж.р., море и небо – ср. р.,


- И к мужскому и к женскому, точно не знаем.


Существительное общего рода – это такое сущ., которое относится к лицам и мужского, и женского пола.

- Чтобы определить, является ли сущ. общего рода, надо подобрать к нему сущ., обозначающие лиц м. и ж. пола. Если сущ. подходит к этим словам, то оно – общего рода.

- Ребята называют.



18 мин.
























3 мин.

Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

8.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самопроверка по эталону и контроль учебной деятельности.

-Выполните задания на экране, где мы обобщим изученные понятия.

Учащиеся выполняют и исправляют ошибки.

4 мин

Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: осуществление контроля по способу действия; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

9.

Рефлексия учебной деятельности


















































- Заканчивается урок. В конце урока нам нужно обязательно подвести итог.


- Вспомним, какие цели мы ставили на уроке. (Цели прописаны на доске).


Мы поставили цели:


- Усвоить знание морфологических признаков существительных: разряды по значению, категорию рода, од. и неодушевлённости.




-Понимать последовательность шагов алгоритма. (Сможем объяснить логику его построения).



-Сформировать умения правильно определять морфологические признаки имени существительного (род, разряд по значению, од. – неод.)


- Ребята, остались ли у вас ещё какие-либо вопросы по изучению новой темы?












-Учащиеся проговаривают.







-Учащиеся проговаривают шаги алгоритма и объясняют логику его построения.



- Учащиеся говорят, с каким материалом они работали, какие выполняли задания и чему научились.


- Учащиеся отвечают.

3 мин.

Регулятивные: осуществление контроля по результату и по способу действия.

10.

Выход из образовательного пространства.

- Ребята, вы молодцы!

- Знаете, если бы слово «мороженое», было прилагательным, мы бы никогда с вами не попробовали этого вкусного лакомства. Почему в русском языке нужно отличать сущ. от других частей речи?


- В русском языке есть слова, которые одинаково произносятся, но являются в тексте разными частями речи и соответственно имеют разные морфологические признаки. Такие слова называются морфологическими омонимами. Их надо уметь различать.

1 мин.

Личностные: способность к оценке собственной деятельности.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

11.

Домашнее задание

Чтобы закрепить изученное правило, запишем домашнее задание:

  1. П. 30,

  2. задания 2 в рабочей тетради на с. 61;

  3. упр.230 (повышенного уровня сложности). Можно восполььзоваться словарём Тихонова.





Учащиеся записывают домашнее задание.




1 мин.

Регулятивные: актуальный контроль на уровне произвольного внимания.











Таблица 2


Эталон проверки



Имена существительные

Названия конкретных предметов

Названия веществ

Названия абстрактных

(отвлечённых) понятий

Не имеют формы ед. числа

сани

щипцы

брюки

ворота

проводы

сливки

сутки

каникулы

сумерки

Не имеют формы мн. числа


молоко

бензин

желтизна

суета

честность

доброта










Имена существительные

Названия конкретных предметов

Названия веществ

Названия абстрактных

(отвлечённых) понятий

Не имеют формы ед. числа






Не имеют формы мн. числа








Имена существительные

Названия конкретных предметов

Названия веществ

Названия абстрактных

(отвлечённых) понятий

Не имеют формы ед. числа






Не имеют формы мн. числа











Материал для работы по алгоритму эмпирического обобщения




Задание: сравните предложенные слова по родовой принадлежности и постройте новые понятия о категории рода.



1) врач,

2) дочь,

3) плакса,

4) хлеб,

5) небо,

6) река,

7) дом,

8) море.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!