Задание: сравните предложенные слова по родовой принадлежности и постройте новые понятия о категории рода.
1) врач, 2) дочь, 3) плакса, 4) хлеб, 5) небо, 6) река, 7) дом, 8) море.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | УУД |
1
| Организационный момент
| Приветствие, стабилизация внимания учащихся. Запись на доске числа и классной работы. | Ученики приветствуют учителя и слушают его. Учащиеся записывают число и классную работу. | 1 мин. | |
2. | Проверка домашнего задания. | -Ребята, как вы выполнили зад. 2 в раб тетради? Каким алгоритмом пользовались? Учитель выборочно называет слова разных частей речи. | -Учащиеся отвечают. - Ребята не только называют, к какой части речи они принадлежат, но и доказывают свой выбор по алгоритму. | 2 мин | Регулятивные: осуществление контроля по результату и по способу действия. |
3. | Вхождение учащихся в новое пространство развивающей образовательной деятельности. Организация процедуры подведения под понятие. | Ребята, а вы любите есть мороженое? Почему? Перед вами предложение: Петя и Маша ели вкусное мороженое. Вопросы: а) можно ли считать именем существительным слово «мороженое»? б) свой ответ обоснуйте. А в словосочетании «мороженое мясо» слово «мороженое» является существительным? - А в слове «бег» видовой признак – действие. Почему это не глагол, а существительное? -Прочитайте рубрику на с. 116. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Запишите тему урока. | а) Можно б) Слово «мороженое» – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос что? - Нет, эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какое? -Это слово отвечает на вопрос что? -Имя существительное как часть речи. Учащиеся записывают тему урока. | 3 мин | |
4. | Работа с текстом определения понятия. | Прочитайте текст определения понятия. Выделите в тексте термин, называющий определённый класс объектов. (Прочитайте, что он означает в переводе с латинского). Найдите в тексте указание на то, к какому роду он принадлежит. Найдите в тексте описание видовых признаков. Сколько здесь выделено признаков? В каких отношениях находятся видовые признаки? Сколько родовидовых признаков достаточно, чтобы определить, относится ли конкретный объект к данному классу объектов? | - Учащиеся читают. -Имя существительное. Учащиеся читают опорный материал на с. 116. - Часть речи. - Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Два. - Конъюнкция. - Три. | 3 мин. | Познавательные: умение строить логическое рассуждение. |
5. |
Постановка цели урока. | Работа с алгоритмом целеполагания: В результате изучения данной темы какое знание нам нужно усвоить? Как вы думаете, для определения какого признака нам понадобится алгоритм (способ действия)? Что вы научитесь понимать? Какие умения необходимо освоить в рамках изучения данной темы? В каком случае цель будет считаться достигнутой? | - Усвоить знание морфологических признаков существительных: разряды по значению, категорию рода, од. и неодушевлённости. - Для определения категории одушевлённости – неодушевлённости. -Понимать последовательность шагов алгоритма. (Сможем объяснить логику его построения). -Сформировать умения правильно определять морфологические признаки имени существительного (род, разряд по значению, од. – неод.) - Ребята продолжают предложение «Цель будет считаться достигнутой, если…» | 3 мин. | Регулятивные: способность к целеполаганию, преобразование практической задачи в познавательную. |
6. | Планирование этапов работы и построение проекта деятельности. | - Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? Давайте запланируем вместе этапы работы на уроке и укажем, сколь ко времени понадобится на каждый этап работы. | На доске этапы работы: Работа с текстом (теоретическим материалом).5 мин. Составление алгоритма.3 мин Выполнение заданий, следуя шагам алгоритма.7 мин | 2 мин. | Регулятивные: планирование учебной деятельности. Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение создавать и преобразовывать алгоритмы и схемы для решения задач, осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач. |
7. | Реализация построенного проекта.
Работа по алгоритму эмпирического обобщения. | -Подойдите к интерактивной доске и укажите, на какие разряды делятся существительные. - Перед вами раздаточный материал. Впишите существительные в рубрики таблицы. - Проверьте себя по эталону. - Как вы думаете, как определить, одуш. сущ. или нет? - Это не совсем верно: к слову «кукла» не понятно, какой вопрос можно задать. - Пользуясь рубрикой «Советы помощника», составьте алгоритм определения, одуш. сущ. или неодуш. - Выполните № 228, пользуясь составленным алгоритмом. Задание: сравните предложенные слова по родовой принадлежности и постройте новые понятия о категории рода. - Какими общими свойствами обладают отдельные группы сравниваемых слов? - Подберите названия выделенным группам слов, учитывая присущие им свойства. - К какому роду относится последняя группа слов? - Я вам помогу. Такие существительные называются сущ. общего рода. -Сформулируйте определение понятия сущ. общего рода. - Сформулируйте правило использования нового определения. - Найдите в тексте упр. 230 сущ. общего рода и назовите, прочитав самостоятельно каждое предложение. | - Учащиеся подходят и называют разряды существительных. - Учащиеся заполняют таблицу. - Ребята проверяют и указывают на ошибки. - Если сущ. отвечает на вопрос кто? – оно одуш., если на вопрос что? – неодуш. - Учащиеся составляют алгоритм. -Учащиеся распределяют слова по рубрикам, а также аргументируют свой выбор. Учащиеся читают слова: 1) врач, 2) дочь, 3) плакса, 4) хлеб, 5) небо, 6) река, 7) дом, 8) море. - Это слова разного рода. Здесь 4 группы слов. - Сущ. хлеб и дом – м.р., дочь и река – ж.р., море и небо – ср. р., - И к мужскому и к женскому, точно не знаем. Существительное общего рода – это такое сущ., которое относится к лицам и мужского, и женского пола. - Чтобы определить, является ли сущ. общего рода, надо подобрать к нему сущ., обозначающие лиц м. и ж. пола. Если сущ. подходит к этим словам, то оно – общего рода. - Ребята называют. | 18 мин. 3 мин. | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
8. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самопроверка по эталону и контроль учебной деятельности. | -Выполните задания на экране, где мы обобщим изученные понятия. | Учащиеся выполняют и исправляют ошибки. | 4 мин | Познавательные: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: осуществление контроля по способу действия; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
9. | Рефлексия учебной деятельности
| - Заканчивается урок. В конце урока нам нужно обязательно подвести итог. - Вспомним, какие цели мы ставили на уроке. (Цели прописаны на доске). Мы поставили цели: - Усвоить знание морфологических признаков существительных: разряды по значению, категорию рода, од. и неодушевлённости. -Понимать последовательность шагов алгоритма. (Сможем объяснить логику его построения). -Сформировать умения правильно определять морфологические признаки имени существительного (род, разряд по значению, од. – неод.) - Ребята, остались ли у вас ещё какие-либо вопросы по изучению новой темы? | -Учащиеся проговаривают. -Учащиеся проговаривают шаги алгоритма и объясняют логику его построения. - Учащиеся говорят, с каким материалом они работали, какие выполняли задания и чему научились. - Учащиеся отвечают. | 3 мин. | Регулятивные: осуществление контроля по результату и по способу действия. |
10. | Выход из образовательного пространства. | - Ребята, вы молодцы! - Знаете, если бы слово «мороженое», было прилагательным, мы бы никогда с вами не попробовали этого вкусного лакомства. Почему в русском языке нужно отличать сущ. от других частей речи? | - В русском языке есть слова, которые одинаково произносятся, но являются в тексте разными частями речи и соответственно имеют разные морфологические признаки. Такие слова называются морфологическими омонимами. Их надо уметь различать. | 1 мин. | Личностные: способность к оценке собственной деятельности. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
11. | Домашнее задание | Чтобы закрепить изученное правило, запишем домашнее задание: П. 30, задания 2 в рабочей тетради на с. 61; упр.230 (повышенного уровня сложности). Можно восполььзоваться словарём Тихонова. | Учащиеся записывают домашнее задание. | 1 мин. | Регулятивные: актуальный контроль на уровне произвольного внимания. |