СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Местоимение" (3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учеников с понятием местоимение как часть речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Местоимение" (3 класс)»

МБОУ «СОШ №65» г. Рязани











Конспект открытого урока

по русскому языку.













Выполнила:

учитель начальных классов

Быченкова Л.К.







Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный (письменное упражнение на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила, упражнение на классификацию подобных предметов);

  • частично-поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

  • репродуктивный (работа с книгой, нахождение подобия с опорой на рисунок, списывание).

Формы: фронтальная, работа в парах; работа в группах; индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Цель урока: ознакомить обучающихся с особенностями местоимения как части
речи, с его признаками и ролью в речи человека.

Задачи:

- образовательные:

  • ознакомить обучающихся с грамматическим значением и признаками местоимения;

  • формировать у детей:


  • познавательные потребности;

  • навыки употребления местоимения в речи;

- умения анализировать, сравнивать, обобщать, обосновывать свой выбор;

• совершенствовать орфографическую зоркость учащихся;

- развивающая: развивать у обучающихся коммуникативные способности, творческий потенциал, устную и письменную речь, умение делать оптимальный выбор, память, мышление, внимание;

- воспитательные:

• формировать у обучающихся навыки работы в паре;

• воспитывать у детей культуру диалогового общения;

• формировать самостоятельные учебные действия обучающихся.


Оборудование:

  • презентация к уроку; карточки.

  • тетради, учебники: Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник / Л.Ф. Климановой. – М.: Дрофа, 2012. – 158, [2] с.: ил.;

  • рабочие тетради 2 по русскому языку: 3 класс: к учебнику Л.Ф. Климановой «Русский язык. 3 класс» / Е.В. Курникова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

    1. Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1. Организационный момент.

- Организация класса. Эмоциональный настрой на работу.
- Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше и краше

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

– Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.
– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.


Внимательно слушают, психологически настраиваются на урок.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и умений.

- Послушайте текст. (Чтение текста без предложения, заключенного в скобки.)

Я(В. Луговской) только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена). Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел… Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. (Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга!)

  • Кто шел и кто бежал у самой ноги человека?

  • Почему у нас мнения разошлись?

  • Какие слова нужно заменить, чтобы стало понятно?

  • Послушайте первое предложение.

  • Теперь мы можем назвать ,о чем идет речь?





















Предмет не назван.

Он, я

О листе.









Знакомство детей с картинами на кленовых листьях.

А, вы знаете, что есть уникальное искусство — живопись на кленовых листьях.

Родоначальником искусства стал житель Китая — Хуан Тай Шань. Его творчество отразили в Книге рекордов Гиннеса.

Лист сушится в течении 10 месяцев, а затем его кипят 5 часов в специальном растворе.
После этой стадии начинается самое интересное —более 60 этапов, по завершению которых получается эти шедевры.


Слайд 2

3. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи.

-Запишем предложение под диктовку

Лист оторвался от ветки дерева.

-Подчеркните грамматическую основу предложения.


-На какой вопрос отвечает подлежащее?
– Что обозначает ?

  • Какой частью речи является?

- Замените подлежащее другим словом, указывающим на этот предмет.

-Как теперь будет звучать это предложение?

-На какой вопрос отвечает это слово?

-На что указывает слово он?

-Называет ли это слово, предмет, о котором идет речь в этом предложении?

-Вместо какой части речи употребили это слово?


-Определите тему и цель нашего урока.







– Собрав из данных букв слово, вы узнаете тему нашего урока .

-Сегодня на уроке мы познакомимся с местоимением.

-Запишите это слово в тетрадь.

  • Попробуйте определить значение этого слова.



-О себе местоимение говорит так:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!


Один ученик работает у доски.


Подлежащее лист отвечает на вопрос что?, выражено существительным
Предмет.


Он оторвался от ветки дерева.
Нет.


Что?

Вместо существительного.

узнать что за слова;

-зачем они нужны в речи;

-научиться правильно употреблять в речи.





Ставится( вместо+ имени)



Слайд 3
















Слайд 4








4. Этап усвоения новых знаний и способов действия.

Формирование понятия «местоимение»

- А как вы думаете, много ли в нашей речи местоимений? В русском языке 69 местоимений. Но по частоте употреблений они занимают третье место среди других частей речи. Местоимение может заменять существительные, как запасной игрок…Почему же так часто употребляют местоимения? Они быстро произносятся, экономят время, делают речь более правильной, заменяя другие части речи.

Эти слова, заменяющие другие части речи — герои нашего урока.

  • Давайте поближе познакомимся с этими героями. Прочитайте стихотворение.

Я и мы, ты и вы

Он, она, оно, они.

Это без сомнения.

Все местоимения.

  1. Работа по учебнику.
    а) Чтение правила с.47

  2. – Прочитайте правило.
    б) Вопросы:
    – Назовите слова - местоимения. Что такое местоимение? На что указывают?

в)– Запишите их в тетрадь.

























Дети читают стихотворение о местоимени.









Чтение правила самостоятельно стр. 47 учебника.
Ответы на вопросы учителя.

Учащиеся записывают местоимения в тетрадь.




















Слайд 5




5. Физкультминутка.






Встают около парт, выполняют физические упражнения в соответствии с движениями на слайде.

6. Закрепление изученного.

– Продолжаем работу!


1)
Игра «Четвертое лишнее»

  • В каждой строке найдите и вычеркните четвертое лишнее слово.

  • Почему это слово лишнее?

2) Работа по учебнику.

Упражнение 83 стр.47 (по вариантам)





3) Работа в парах.

– А теперь поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в паре:
«Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.
Не согласен – предлагай!»
Задание: (на карточке) вставьте пропущенные местоимения.

Подведение итогов работы в парах:
– Проверьте свою работу.

- Кто выполнил работу без ошибок?

- На кого указывают эти местоимения?

Ученые- лингвисты назвали их личными местоимениями. Они указывают на лицо, которое учавствует в речи.
3) Работа в минигруппах.

  • А сейчас поработаем в минигруппах .Назовите правила работы в группах:

В группе должен быть отвественный

Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.

.- Вам предстоит разгадать кроссворд.



Проверка работы.




-Какое слово получилось по вертикали?

-Кто может назвать?



4) Игра «Открой секрет»

-Найдите местоимения в словах.

5) Творческое задание

  • Какой праздник мы скоро будем отмечать? Что можно подарить маме? Вот, вы, сейчас, попробуете подписать открытку для мамы, используя местоимения.

  • С чего надо начать подписывать? Как можно обратиться к маме?


  • Молодцы! Пора подвести итоги урока.



Учащиеся работают маркером на доске



Упр.83 стр.47

1 в. – он, она,

2 в. – оно, они






Работа в парах на карточках.




Учащиеся работают в парах на карточке













Ученики записывают слова ответы


Дети пишут ответы маркером на доске














Дети подписывают открытки.






Слайд 6






Слайд 7


Слайд 8









Слайд 9









Слайд 10












Слайд 11



Слайд 12

7. Рефлексия. Итог урока. (5 мин.)

– С какой частью речи познакомились на уроке?

-Почему эта часть речи получила такое название?

-Чему научились?

- Что нового для себя узнали?




– Понравился ли вам урок? Как вы думаете, вы успешно справились с заданиями? Давайте проверим!

.- Мы узнали новую часть речи – местоимение.

-Оно используется в речи «вместо имени».

-Заменять существительные местоимением, использовать их в речи

Рефлексия.

Сейчас я попрошу каждого из вас оценить свою работу на уроке. Выберите смайлик, который больше всего подходит к вашему мнению об участии и вашему настроению на уроке.

Я не все понял!

Я понял, но не могу объяснить!

Мне понятно и я могу объяснить другому!

Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок за урок.

Домашнее задание.
С.48, упр.84, правило.

Парами подходят к доске и выбирают смайлик











Записывают в дневник.

Слайд 12





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!