Класс: 5
Тема: Обращение (§146)
Цель: познакомиться с понятием «обращение»; обучаться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.
Планируемые результаты
Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Ход урока.
Организационный момент.
- Мы продолжаем с вами изучение раздела «Синтаксис и пунктуация». У вас на столах лежат лесенки успеха. Как вы считаете, на какой ступеньке вы находитесь сейчас? Напишите на этой ступеньке букву: «Я».
Актуализация знаний.
Терминологический диктант.
- Какие разделы науки о языке мы с вами изучаем?
- Проверим, как вы знаете термины, связанные с данной темой. Для этого я предлагаю вам терминологический диктант.
1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
2.Вид предложения, которое состоит только из главных членов.
3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
4.Вид предложения по цели высказывания, в котором рассказывается о чем-либо.
5.Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто, что; обозначает предмет, выражается именем существительным, местоимением, сочетанием слов.
6.Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
Проверка по эталону
1.Однородные члены, 2. Нераспространенное, 3. Дополнение, 4. Повествовательное, 5. Подлежащее, 6. Пунктуация
- Поставьте себе оценку
«5» - 6 верных ответов
«4» - 4-5 верных ответа
«3» - 3 верных ответа
«2» - 2 верных ответа и меньше
Самоопределение к деятельности
- Рассмотрите схемы. Попытайтесь предположить, о чем пойдет речь на уроке?
- Итак, записываем тему урока «Предложения с обращениями».
- Что такое обращение?
- Определим цели нашего урока.
У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться?
Р- развивать ….Что будем развивать?
О - объяснять …..Что будем объяснять?
К – контролировать …Что будем контролировать?
Стадия осмысления.
- Прочитайте внимательно теоретический материал на стр. 198.
- Задайте вопросы одноклассникам.
- Вернемся к схемам, расшифруйте запись. Каковы условия выделения обращения в письменной речи?
- Подтвердите свои предположения материалом учебника (с.199)
Первичное закрепление.
- Найди обращения, расставь знаки препинания. Объясните.
Соседушка я сыт по горло.
Друзья к чему весь этот шум?
Стой братцы стой!
Я братец сам виноват.
Защити отец родной!
Чего ты скулишь бедняжка?
Не шуми сосна. Не пыли дорога.
Ты не пой соловей под моим окном.
Физминутка КОНЭРС (по углам класса расположены карточки-схемы предложений, у каждого ученика карточка с предложением)
- Прочитайте предложение с обращением на карточке, определите, к какой схеме оно относится, и займите соответствующий угол. Определите жанр данного текста.
Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи. Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи. (стихотворение) | Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (сказка) «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. (письмо) |
Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. (рассказ, мультфильм) | К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый!» (басня) |
Закрепление полученных знаний.
- Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.
- Ребята, от чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)
- В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.
Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.
Порой пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами.
- А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.)
Практикум.
- С чем можно спутать обращения? Сравним:
Друзья посещают детскую библиотеку.
Я вам, друзья, открою сказочный мир.
- Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже.
- А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и
действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения).
Цифровой диктант: 1 - предложение с обращением; 2 - предложение без обращения
Мама, пойдем в музей.
Я люблю тебя, родная Русь моя!
Ветер гоняет стаи туч.
Друзья, к чему весь этот шум?
Во поле березонька стояла.
Наша Русь – могучая держава.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
Петя, читай книгу!
- Проверим: 11212211
- Оцените себя.
«5» - 8 верных ответов
«4» - 7-6 верных ответа
«3» - 5-4 верных ответ
«2» - 3 верных ответа и меньше
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Подходит к концу наш урок, давайте подытожим, что же вы можете сегодня положить в наш сундучок знаний.
- Как вы оцените свою работу на уроке.
Я знаю:
Я умею:
- Напишите букву «Я» на лесенке успеха. Кто хочет высказаться?
Домашнее задание: учить правила (с.198,199).
На «3» - любое упражнение в учебнике по теме урока.
На «4» - найти в сказках А. С. Пушкина или баснях И. А. Крылова примеры обращений. Записать небольшими отрывками.
На «5» - сочинить письмо другу об обращении.