СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме:"Времена глаголов".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме:"Времена глаголов".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме:"Времена глаголов".»

Тема: «Времена глагола»

Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.

Задачи:

1. Ознакомить с категорией времени глаголов, учить определять время у глаголов.

2. Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли.

3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

. умение слышать и слушать друг друга и учителя;

. самоидентификация адекватной самооценки,

самоуважения и самопринятия;

. формирование границ собственного "знания» и «незнания»;

. оценка поступков

Познавательные УУД:

1. Общеучебные:

. познакомить с тремя временными формами глагола;

. знать временные формы глагола;

. уметь изменять глаголы по временам;

. подвести учащихся к пониманию того, что будущее время глаголов может быть простым и сложным;

. способствовать привитию интереса к родному языку;

. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

. поиск и выделение необходимой информации;

. структурирование знаний;

. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

2.Логические универсальные действия:

. формируем умение представлять информацию в виде схемы;

. построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД :

. участвовать в диалоге;

. формирование умений работать в парах;

. умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,дополнять мнение товарищей,

сотрудничать со сверстниками;

. понимать необходимость аргументации своего мнения.

Регулятивные УУД:

. формировать умение определять цель деятельности на уроке;

. принимать и сохранять учебную задачу;

. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

. адекватно воспринимать оценку учителя;

. формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:

Учитель: ноутбук, проектор, экран, карточки.

Учащиеся: карточки, «карточки познания», конверты с заданием и эталоном выполнения, учебники, «шкала самооценки»,пасхальные яйца, пеналы, тетради.



Тип урока: Открытие новых знаний.













ХОД УРОКА



  1. Организационный момент.

Сегодня солнышко ушло (спряталось) за тучки, моросит дождик, но мы можем сами в своей душе сотворить солнце и подарить его людям.

  • Закройте глаза и мысленно представьте солнышко. Оно маленькое, но яркое, как звёздочка. Мысленно добавьте лучики. Лучик — добра, удачи, счастья, здоровья, света, любви, мира, нежности, ласки. Солнышко стало большим и ярким. Подарите его тому, кому хотите, пошлите гостям, друг другу, маме и папе. Чувствуете, как наш кабинет преобразился?

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Откройте тетради, запишите число, классная работа.

      1. ЧИСТОПИСАНИЕ.

      1. Ассоциативный СЛОВАРЬ.

Его тоже отнесём к чистописанию — будем писать каллиграфическим почерком.

Курск (город), лунка (лопата), весенний месяц (апрель), одежда (гардероб), небо (облако), летний отдых (лагерь). (по одному идут слова на экране).

-Проверим на экране.

3. Найдите слово, которое спряталось в словарных словах.

-Глагол.

-Вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

-Но это ещё не всё. Многое нам ещё предстоит узнать.

4. А,что мы узнаем новое сегодня, вы поймёте, поработав с пословицей. (на экране пословица). Как вы понимаете эту пословицу? Вы должны её написать тоже, как чистописание.

ДЕЛУ ВРЕМЯ — ПОТЕХЕ ЧАС

В каком значении употреблено слово «время»?

Вспомните, где мы ещё говорили о времени?

  • Кто попробует сформулировать тему урока? А эту пословицу мы возьмём, как девиз урока: ДЕЛУ ВРЕМЯ — ПОТЕХЕ ЧАС.

Тема урока : времена глаголов.

3. Открытие нового знания.

А сейчас представьте себя волшебниками. Мы произнесём заклинание и что — то случится хорошее. Чудо!

Прочитайте заклинание, написанное на доске. Но есть условие — одно слово вы должны в каждой строчке придумать сами.

Али,али,али,али

В лес волшебный мы …........... (попали)

Ули,ули,ули,ули

Все деревья здесь ….............. (заснули)

Им,им,им,им

Громко мы сейчас …...............(кричим)

Удим,удим,удим,удим

Лес волшебный мы ….............(разбудим)

На экране эти слова.

Вот эти слова. Поставьте к этим словам вопросы.

Читаем на экране :

попали — что сделали?

заснули – что сделали?

кричим — что делаем?

разбудим — что сделаем?

-Чем эти слова похожи и чем отличаются? (во времени)

-Когда происходит действие? (до момента речи, во время или после?)

-Сколько времён у глагола?

-Мы сделали открытие!!! И картинка должна ожить.

Посмотрим, совпадает ли наше открытие с мнением и позицией авторов учебника.

Прочитать правило. Таким образом — делаем вывод!
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.

«Ухожу»-кричит сегодня.
«А вчера-кричит, ушёл»
Завтра - скажет, я уйду!»
Позавидуйте ему!

На экране алгоритм (схема) правила. Посмотрим.

4. Первичное закрепление.

Работа в учебнике,стр.111, 112, упр. 196.

1 ряд запишет предложение с глаголом прошедшего времени.

2 ряд — настоящего времени.

3 ряд — будущего времени.

5. Физкультминутка.
-Мы погуляли в весеннем лесу, а теперь приготовимся к путешествию на необычной машине .
-Машина времени -на старт.
Сквозь время тянутся маршруты:
В прошедшем нужно побывать,
И в настоящем сделать что-то,
И всё о будущем узнать!.....
(Просмотр эпизода из мультфильма «Машина времени»).

Вы смотрите,слушайте и двигайтесь!!!

Потянулись!

Встрепенулись!

Улыбнулись!

Оглянулись!

Какая часть речи спряталась в этом стихотворении? В каком времени? (прошедшем). А теперь вернёмся в настоящее время.

6. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем. Работа в парах.

2 конверта.

На одном животные - это конверт с заданием. На другом - сердечко. Его возьмём потом.

Задание.

Стихотворения о весне (Взять стихотворения В.Маяковского, М.Лермонтова, А. Пушкина, С. Городецкого, Ф.Тютчева, Е.Баратынского, Г. Ладонщикова, Е. Серовой, С. Маршака и т.д. о весне), прочитать, найти и подчеркнуть глаголы. Указать время.

Как вы будете определять время? Что вам поможет? (вопросы).

На задание я вам даю 3 минуты. (Песочные часы).

А теперь проверим свою работу. В конверте с сердечком вы найдёте ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

Сверьте свои работы с эталоном и оцените работу по «шкале познания».

  • Уложились вы во время, отведённое на задание? Молодцы!

7. Введение нового знания в систему знаний.

Упражнение.

Придумать однокоренные слова разных частей речи. Я буду думать вместе с вами.

(кстати, апрель — в переводе с латинского (апралис) — открывать.

Открытие, открытый, откроем (будущее время)

Зима, зимний, зимовал (прошедшее время)

Зелень, зелёный, зеленеет ….......

Весна, весенний,...........................

Лето, летний,....................................

Осень, осенний,..............................

Вот проблема!

Дома вы подумаете, поищите в словарях..................
Попробуйте сочинить стихотворение о весне, о природе, о дружбе...

8 . Рефлексия.

Посмотрите на ладошку. Каждый пальчик нам скажет,

чего мы сегодня добились и узнали!
Мизинчик-мыслительный процесс...
большой-близость цели,что я сделал,чего достиг...
средний-настроение,состояние духа...
указательный-услуга ,помощь...
безымянный-бодрость,физическая форма...
Бег времени не остановишь,
Настоящее -только лишь миг.
Успехов ты не достигнешь,
Если знаний всех не постиг.
Чтобы успехов в в учёбе добиться ,
Нужно вперёд постоянно смотреть.
Вчера узнавал, добиваюсь сегодня.
И много ещё предстоит изучить.
-Приближается Пасха. Вчера на уроке технологии мы делали пасхальные яйца и хотим их подарить нашим гостям.(Дети дарят раскрашенные яйца под клип о Пасхе)







Самоанализ урока русского языка в 3 «г» классе

Раздел: Глагол

Тема: Времена глаголов

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.

Задачи:

1. Ознакомить с категорией времени глаголов, учить определять время у глаголов.

2. Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли.

3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету:

Планируемые результаты

- самоопределение (мотивация деятельности);

- самооценивание

-целеполагание;

- планирование;

- контроль (результата деятельности)

-выделение неизвестного материала от изученного;

- поиск и выделение нужной информации;

- анализ, синтез учебного материала, классификация глаголов по временам; высказывание предположений, их доказательство

- формулирование цели урока,

-умение задать вопрос, выразить свои мысли, доказать предположения

- определять время гл., изменять по временам;

- отличать глагол от других частей речи;

- узнавать н.ф. глагола;

-изменять гл. по числам;

- объяснять изученные орфограммы

Основная пед.технология: проблемное обучение.

     Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Глагол». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. Это 9 урок в указанном разделе.

     По типу – это урок изучения нового материала по теме: «Времена глагола». При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.     Использовала проблемные, групповые технологии.

    Урок строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

      Организационный момент включал в себя создание доверительной доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Осуществление пробного действия и осознание недостаточности имеющихся знаний учащихся помогли им сформулировать тему и цели урока и осуществить плавный переход к основному этапу.

      На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, осмысления и запоминания знаний по временам глагола постаралась разнообразить виды деятельности. Учащиеся высказали свои предположения по решению проблемной ситуации, затем проверили их по учебнику. Групповая работа была направлена на систематизацию теоретических сведений учебника и их представление в табличной форме, формирование умений выделять главное в тексте.

Работа в парах предполагала первичное закрепление полученных знаний, применение их в практической деятельности. Вследствие эмоционального напряжения учителя не получилось организовать её должным образом, поэтому работа прошла скорее фронтально. В будущем следует учитывать этот аспект и стараться не отступать от намеченного плана урока.

Для проверки уровня усвоения материала была организована самостоятельная работа, в результате которой учащиеся смогли проверить знания по теме и выбрать соответствующее домашнее задание.

    Применение информационных технологий позволило оптимизировать орфографическую минутку, наглядно продемонстрировать понятие «время», осуществлять самоконтроль в течение урока по образцу. Использование электронного приложения для первичного закрепления материала и самопроверки сделало урок более интересным, активизировало деятельность учащихся.

    Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем. Работа с оценочными листами в начале урока помогла учащимся сформулировать тему и цель урока, а в конце – осуществить самооценку уровня знаний полученных на уроке. Систематическая работа с оценочными листами позволяет формировать объективную самооценку деятельности учащихся и видеть «реальное продвижение» учащихся при изучении темы.

     Рефлексия показала оценку урока самими учащимися, позволила им высказать свои впечатления об уроке, обобщить изученный материал.

     Урок старалась вести таким образом, чтобы ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому,  чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Прослеживалась смена видов деятельности. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.

Таким образом, считаю цель урока достигнутой. В дальнейшем необходимо более четко организовывать работу в парах, отрабатывать четкий алгоритм по определению времени глагола, добиваться его проговаривания учащимися при ответе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!