Технологическая карта урока русского языка |
Школа | МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ» |
Учитель | Учитель начальных классов, Чернышова Татьяна Геннадьевна |
УМК | Перспектива |
Тема урока | «Разделительные мягкий и твёрдый знаки» |
Дидактические цели | познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. |
Личностные | развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции; умение оценить свою работу и работу товарища; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Метапредметные | |
| Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; различать две функции Ь - показателя мягкости и разделительного и обосновывать свое мнение; определять слова, в написании которых пишется разделительный Ъ знак, и обосновывать свое суждение; использовать приобретенные умения при выполнении заданий. |
| Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Предметные | формировать умение видеть орфограмму; развивать орфографическую зоркость; писать слова с разделительным ь и ъ знаком; различать по написанию разделительный Ь и Ъ знаки; распределять слова по группам в зависимости от функции Ъ знака. |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | – Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | Учащиеся подготавливают свое рабочее место. | Готовятся к уроку. (личностные УУД) |
Чистописание | – Начнем мы наш урок с минутки чистописания. На доске запись: гроза | ветер | луна | солнце | дождь | пыль | ночь | ? | – Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса? – Что общего в словах нижней строки? – Какую букву будем писать сегодня? Показ учителем написания Ь. | Выполняют работу в тетрадях День Буква Ь Обозначает мягкость | Выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью. |
Актуализация знаний | – Определите закономерность написания букв и напишите строчку до конца. дь ль нь сь дь ль нь сь – Какую роль играет Ь в словах нижней строки? – Где пишется в словах Ь, обозначающий мягкость согласных? | Ь – показатель мягкости согласных. Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными и гласными или на конце слов. | Выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью. (регулятивные УУД) |
Изучение нового материала | – Какую ещё важную роль играет Ь в словах? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. Игра «Разгадай кроссворд»( на индивид.карточках)Приложение№1 – Подчеркнуть Ь и букву, стоящую после него. – Попробуйте закрыть Ь в этих словах и прочитать их. – Что заметили? – Какую роль играет мягкий знак в словах? Видео https://www.youtube.com/watch?v=Qvx92Z5F_ss - Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и). Определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда. – Что заметили? – Почему? Правило в учебнике с.67 Приложение№2 | Вьюга Улья Семья Ружьё Варенье Согласный сливается с гласным. Он отделяет согласный от гласного. Если Ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество. е, ё, ю, я – после Ь обозначают два звука, только буква и имеет один звук. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; (личностные УУД) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения (коммуникативные УУД) |
Физ. минутка | Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши. Слова: счастье, съезд, льётся, вьётся, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья. – Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли физкультминутку? – Какую роль играет Ъ в словах? Было «сели» - стало «съели». Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник?... Твёрдый знак Нам нужен тоже, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объеденье, И подъезд, и объясненье. | В словах есть Ъ. | Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД) |
Первичное осмысление и закрепление | https://edu.mob-edu.ru/ui/index.html Русский язык, занятие 13, интернет –урок №1 -Перед какими буквами пишется Ь знак? Ъ знак? Какую роли играют ъ и ь знаки? | После приставки оканчивающейся на согласную. е, ё, ю, я Количество букв и звуков одинаковое. Гласные, которые стоят после твёрдого знака, будут иметь два звука, один из которых (Й). Учащиеся работают над заданием. | Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД) Отображать в речи содержание своих действий; аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения (коммуникативные УУД) Осуществлять запись (познавательные УУД) |
Самостоятельная работа | https://edu.mob-edu.ru/ui/index.html Русский язык, занятие 13, ключевой вопрос интернет-урока№1 | Учащиеся работают над заданием. | Осуществлять запись (познавательные УУД) |
Итоги урока. Рефлексия | Наш урок подходит к концу. – Вы хорошо потрудились на уроке. – Какие выводы мы можем сделать из нашего урока? Приложение №3 Я вам предлагаю необычную мишень. Поставьте точки в те секторы, которые помогут оценить вашу работу на уроке. | 1.Разделитель-ный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и. 2.Разделитель-ный твёрдый знак пишется после согласного перед гласными е, ё, я или ю. | Прогнозировать учебную ситуацию; обобщать полученную информацию (познавательные УУД) Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. (регулятивные УУД) Давать оценку своим действиям, оценивать результат (коммуникативные УУД) |
Домашнее задание | – Выучить правило. Выполнить 2 задания из учебника по изученной теме на выбор | Учащиеся записывают домашнее задание. | |
Организационный момент | Самоопределение к деятельности |
Чистописание | Вспомнят правописание буквы ь знак |
Актуализация знаний | Научатся анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других; Научатся оценивать ход и результат выполнения задания, работать по алгоритму; Делать вывод, в каких случаях пишется ь знак. |
Изучение нового материала | Узнают какую роль играют ь и ъ знаки в словах; Запомнят, когда следует писать ь и ъ знаки; Осознают смысл изучения правописания ь и ъ знаков и успешного их использования в словах; Научатся писать слова с ь и ъ знаками. Научатся извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). ; |
Физ. минутка | Самоопределение к деятельности |
Первичное осмысление и закрепление | Научатся определять место орфограммы «Разделительный твёрдый знак в слове»; Подбирать примеры к данной орфограмме. |
Самостоятельная работа | Учатся оценивать результаты своей деятельности; Запомнят, когда следует писать разделительный твердый знак; Учатся работать самостоятельно. |
Итоги урока. Рефлексия | Научатся оценивать результат выполнения своей работы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников ; Осознают смысл изучения правописания разделительного ъ знака; Поймут значимость правильного написания разделительного ъ знака. |
Домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Записать полученные слова.