I. Организационный момент. II. Повторение. Творческий диктант: узнай слово по его лексическому значению - Опытный, бывалый испытанный в боях воин (ветеран). - способ счисления дней в году (календарь). - дарование, выдающиеся природные способности (талант). - человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой). - красный, густого темного оттенка (багряный). - звание или чин высшего командного состава армии (генерал). - число и количество, равное тысяче тысяч (миллион). 2. беседа по вопросам - слова каких частей речи вам встретились в диктанте? - вспомните морфологические признаки названных частей речи. - какие части речи вы еще знаете? III Изучение нового материала. Понятие о местоимении как части речи. Актуализация знаний Работа с текстом (левый столбик вначале закрыт) М.Пришвин – известный Он создал замечательные писатель. произведения. В его книгах живут чудесные Такие герои навсегда герои. остаются в сердце. Петя прочитал «Кладовую солнца» Столько раз можно с М.Пришвина три раза. удовольствием перечитывать многие книги писателя. о ком говорится в 1-ом предложении? Назван ли тот, кто создал замечательные произведения? Как вы думаете, кто это? Прочтите 2 и 3 предложения. Знаем ли мы, о каких героях идет речь? Откуда мы можем узнать точно, о ком говорится? Раскрывается левый столбик: Аналогично проводится разбор 2-го и 3-его предложений. Вывод: местоимение не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них. Беседа с учащимися по вопросам: Вместо каких частей речи употребляется местоимение? Почему нам нужна такая часть речи, которую можно было бы употреблять вместо существительного, прилагательного, наречия, числительного? Работа с учебником. Текст «Весна на пороге» (стр. 158): Только ли слова может заменять местоимение? Обязательно ли местоимение заменяет что-либо в предложении? Определите род и число местоимений такая (погода), такой (день), такое (солнце),такие (ребята) Учащиеся делают вывод о том, что такое местоимение, об изменении местоимений, их синтаксической роли в словосочетаниях и предложениях Закрепление изученного материала. работа с учебником: чтение §68 работа с таблицей: знакомство с разрядами местоимений найти местоимения в предложениях и записать их в тетради 1 уровень – выписать из предложений местоимения; 2 уровень – выписать словосочетания с местоимениями; определить падеж местоимений проверка записанных местоимений (слайд №6) выполнение упражнения 393 (устно): указать недочеты в употреблении местоимений. объяснительный диктант. Тогда наступила полная тишина. В такой тишине стало все слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки. Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку. Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб. Но она не могла позволить себе покопаться лапами в клюкве. Тест. Укажите неверное утверждение: местоимение - самостоятельная часть речи; местоимения могут указывать на предмет или признак, но не называть их; местоимения изменяются по родам, числам и падежам; в предложении местоимение может быть обстоятельством Домашнее задание: §76 - 1-я группа - упражнение 433; - 2 группа - выписать из сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» предложения, где встречаются местоимения (3-4) Рефлексия: - чему я научился на уроке? - что узнал нового о местоимении? |