Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Цели урока:
развитие речи учащихся, логического мышления, возможности бесконфликтного общения;
обобщение и расширение полученных в начальных классах знаний о существительных;
воспитание собранности, активного восприятия нового материала.
Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять эти существительные в повседневной жизни; познакомиться с новым материалом и повторить изученный.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со словарём, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение планировать свою работу, проводить взаимопроверку и самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание чувства уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы свои и своих одноклассников.
Ход урока:
Организационный этан.
Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы все сегодня в хорошем настроении и настроены на работу. Давайте пожелаем нам всем плодотворно сегодня поработать и обогатить свои знания.
2.Актуализация изученного материала.
Фронтальная письменная работа
Начнем наш урок с разминки.
Задание. Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Азбука, ольха, ворота, джинсы, погода, пурга, щипцы, вьюга, сливки, опилки, сметана, очки, хлеб, хлопоты, макароны, дверь, прятки, инструмент, свет, вилы.
(Ворота, джинсы, щипцы, сливки, опилки, очки, хлопоты, макароны, прятки, вилы.)
Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания. Фронтальная устная работа.
Игра «Третье лишнее», подводящая учащихся к формулированию темы урока. Элемент развития функциональной грамотности.
Игра «Третье лишнее»
Соль, стул, друг
Игра, сестра, испуг
История, торшер, студенчество
Найдите «третье лишнее» в каждой стоке.
Почему же эти слова (соль, испуг, студенчество) являются «третьими лишними»? (Определите число. Можно ли с этими словами образовать форму множественного числа?)
-Какое же мы можем сделать открытие?
Открытие: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Какова же тема сегодняшнего урока?
Запишем в тетрадь тему «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
Постановка учебной задачи. Элемент развития функциональной грамотности.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на экране. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С...
НАУЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ...
И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ...
5. Закрепление полученных знаний с комментированием.
Упражнение 514 (у доски)
Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Продолжите перечисление названий: 1) групп людей; 2) веществ; 3) качеств, действий.
Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.
3.Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.
Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.
7. Работа в парах.
Упражнение 515
Проверка
Ударение на первом слоге | Ударение на втором слоге | Ударение на третьем слоге |
Засуха Злоба Ненависть Свекла Силос Хворост Хвоя Хлопок | Боязнь Дремота Доставка Досуг Единство Крапива Страда Фарфор Цемент Щавель | Каучук Молодежь |
- Лексическое значение всех ли слов вам понятно? (При необходимости сообщение ученика о лексическом значении слов)
Каучук— это эластичная масса, основное сырье для изготовления резиновых изделий.
Фарфор — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой! издаёт характерный высокий чистый звук.
Страда- напряжённая летняя работа во время косьбы, жатвы и уборки хлеба.
Дремота - состояние, когда клонит ко сну; сонное состояние; полусон.
8. Самостоятельная работа но вариантам с самопроверкой но эталону.
Задание:
подобрать антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
1 варианту | 2 вариант |
Правда Бедность Горе | Старость Белизна Свет |
9.Включение в систему знаний и повторение.
1. Работа с текстом. (Текст на экране и на партах в отпечатанном виде)
( 1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (З) Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.
Задания: 1) Определить стиль текста, доказать. (Художественный: эпитеты- черная точа, лёгкие облачка; олицетворения- туча ползла, они окутывали).
2) Найти им. существительные, которые имеют форму только ед. числа.
( Погода, сыростью).
Найти сложное предложение, списать, прокомментировать орфограммы и знаки препинания, построить схему.
Найти в тексте слово, которое состоит из 1 слога и имеет все согласные глухие. (Всё).
Работа по развитию речи
Мальчики: Вспомните и запищите названия 3-4 инструментов, которые имеют только форму мн. числа и составьте предложение по схеме ( О, О и О - это рабочие инструменты.
Девочки: Вспомните и запишите 3-4 «вкусных» сущ., которые можно подать к завтраку, причём сущ. должны иметь только форму ед. числа и составьте предложение по схеме
О,О и О - это наш любимый завтрак.
3. Игра. По лексическому значению определить слово. В оставшееся время.
1) 34 часа. (Сутки)
2) Молочный продукт из кислых сливок. (Сметана).
Прибор для определения веса. (Весы).
4)Вид редьки — овощ с небольшим округлым корнем и красной кожицей. (Редис).
5) Музыкальный инструмент, на котором играл Садко. (Гусли)
6) Пищевой продукт из сквашенного молока, освобожденного от сыворотки. (Творог).
7) Состязание верховых лошадей (Скачки)
8) Размолотые в порошок зёрна. (Мука).
Сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. (Курага).
10).Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Сегодня на уроке я узнал, что...
Урок помог мне...
Урок был интересным, потому что...
Я хочу похвалить себя за...
За работу на уроке я поставлю себе отметку
11 .Информация о домашнем задании.
Параграф 94:
1. Словарные слова в рамках записать в словарь и выучить.
Упражнение 517(по заданию).
Упражнение 518 (подготовка к диктанту)