СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обстоятельство"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: развивать умения находить в тексте обстоятельства; научиться использовать обстоятельства в речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Обстоятельство"»


УТВЕРЖДАЮ

руководитель

отдельной дисциплины

(русский язык и литература)

_________

« 6 » ноября 2018 года


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №49

Дата проведения: 6 ноября, 5-А,Б кл

Тема урока: Обстоятельство.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цель урока: развивать умение находить в тексте обстоятельства; учить использовать обстоятельства для обогащения речи.

Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока):

Материальное обеспечение урока: учебник, тетрадь, интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор



Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

Нахимовец научится:

находить обстоятельство в предложении

Нахимовец получит возможность научиться:

отличать обстоятельство от дополнения, выраженного существительным в косвенном падеже

Коммуникативные:

управлять поведением партнёра (контроль, оценка действия, умение убеждать).

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над обстоятельством.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Военная составляющая: стиль и форма обращения к воспитаннику, высокая требовательность к дисциплинированности воспитанника


Ход урока

1



Организационный этап

  • Проверка наличие и внешнего вида обучающихся.

  • Доклад дежурного по классу.

1






2


Основной этап

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Апельсин апель – яблоко (голл.)

син – Китай

дословно яблоко Китая или китайское яблоко.

III. Работа по теме урока.

Наблюдения на с. 76, знакомство с текстом Ю. Яковлева, постановка вопросов обстоятельства к выделенным словам, запись вопросов в тетрадь.

IV. Заполнение таблицы.

Второстепенные члены предложения

Порядок

действий

Члены предложения

1. Установить, от какого слова зависит

От глагола

От существительного

От глагола

2. Выяснить, что обозначает

предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

Обозначает место, время, способ действия

3. Найти, на какой вопрос отвечает

Р. п. кого? чего?

Д. п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чем?

Какой? Чей?

Где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем?

4. Опреде-лить, какой частью речи выражен

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

прилагательным, существительным, местоимением

Чаще всего наречием, либо существительным в косвенном падеже

V. Вставьте недостающие обстоятельства по смыслу.

И. Соколов – Микитов

Внимание! Дуплексив! Это случай, когда второстепенный член предложения может одновременно выполнять роль обстоятельства и дополнения.


VI. Диктант с комплексным заданием.

Этажи леса

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки живут в корнях. Соловьи вьют свои гнездышки прямо на земле. Дрозды повыше, на кустарниках. Дятел, синица, сова живут еще повыше. По стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

М. Пришвин

Задание.

1. Определите тему текста.

2. Определите основную мысль текста.

3. Чем объединены все предложения текста?

4. Составьте схему строения текста.

5. Назовите вид связи предложений в тексте.

6. Обозначьте в предложениях словосочетания, в которые входят обстоятельства, укажите грамматические основы.

7. Дайте характеристики предложений.

VII. Прочитайте текст. Назовите члены предложения, которые:

1. Зависят от глагола; обозначают, как происходят действия; могут отвечать на вопросы где? когда? куда? откуда? почему?; выражаются существительным в косвенном падеже или наречием.

2. Зависят от существительного; обозначают признак предмета; отвечают на вопросы какой? чей?; выражаются прилагательными.

3. Зависят от глагола; обозначают предмет, с которым связано действие; отвечают на вопросы косвенных падежей, выражаются существительными в косвенных падежах.

Совенок

Дети жили в лесной школе. Один раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Мальчики взяли из гнезда совенка и понесли домой. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березку под окном и жалобно кричала.

В о п р о с ы:

1. Правильно ли поступили ребята?

2. Как нужно вести себя в лесу?

3. Что нужно делать, чтобы уберечь растения и животных от гибели?

Домашнее задание: упражнение 186.

===========================================

1. Синтаксическая разминка.

– Назовите грамматические основы предложений.

1. Оляпка – осторожная и чуткая птичка.

2. Герои в сказках честные, добрые, трудолюбивые.

3. Моя мама – врач.

4.Мы школьники.

5. Четверо малышей слушали рассказчика.

2. Выполнение упражнения 191.


– Расскажите об обстоятельстве по плану.Продолжите заполнение таблицы:

1. Что такое обстоятельство?

2. Что обозначает обстоятельство?

3. С помощью каких вопросов можно его найти в предложениях?

4. Какими частями речи выражаются обстоятельства?

5. От слов какой части речи зависят?

3. Разбор предложений по членам и составление схем:

1. Таня любила своего котенка Пушка.

2. Они часто гуляли в саду.

3 Пушок – забавный котенок.

Физкультминутка

4. Схематический диктант.

учитель диктует предложения, ученики записывают схемы предложений.

1. Весна пришла.

2. У крыльца лужа.

3. Наступили теплые деньки.

4. На крышах тают сосульки.

VII. Тренировочные упражнения 193,196.

============================

Лингвистическая разминка.

— Какую ошибку допустил Ваня в диктанте? Почему?

Солдат заорал истошным голосом и ударился озимь.


Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: комментируются слова оземь (об землю), истошный (пронзительно-громкий, отчаянный, дикий; о голосе).


Сопоставляются морфологические признаки слов озимь (сущ.) и оземь (нар.), задаются частеречные вопросы. Учащиеся дают предварительную характеристику новому второстепенному члену.



III. Изучение нового материала.


1. Учащиеся осваивают теоретический материал, коммен-тируют все признаки нового понятия, структурируют сведения о наречии в таблице, третья часть которой заполняется в течение урока. Учителю следует обратить внимание на то, что в определении обстоятельства в учебнике не перечислены зна-чения, которые обозначены вопросами п о ч е м у? з а ч е м? Они также вводятся в таблицу, а примеры к ним будут взяты из за-дания 5 (примеров в материалах учебника нет).


Вопросы обстоятельства

Значение

Примеры




Г д е? к у д а? о т к у д а?

Место

Совершил здесь...




К о г д а?

Время

Изменилась вечером...




К а к?

Способ

Изменилась удивительно...


действия





П о ч е м у?

Причина

Заморгал от испуга...




З а ч е м?

Цель

Водили напоказ...




    1. Упр. 191. Учащиеся работают с выделенными словами, внося их в таблицу. Подводя итог, учитель спрашивает, нет ли в первом предложении слова, которое является обстоятельством, но не выделено (удивительно).


    1. Упр. 192 сопровождается словарной работой: запоминается написание слова отовсюду.


Учащиеся на основе опыта предыдущих уроков делают вывод о том, что существительное с предлогом может быть и дополнением, и определением, и обстоятельством, следовательно,


  • предложении необходимо обращать внимание в первую очередь на смысловую нагрузку, которую несёт существительное.


    1. Учитель предлагает учащимся вернуться к предложению из лингвистической разминки. Предложение разбирается по членам, выявляются второстепенные члены, отвечающие на вопросы обстоятельства. Учащимся рекомендуется подумать, как определяются смысловые связи глагола заорал и существительного голосом. Учитель предлагает два варианта:


заорал (ч е м?) голосом (к а к и м?) истошным; заорал (к а к?) истошным голосом.


Учащиеся формулируют свою точку зрения, опираясь на смысл предложения и свои знания о значениях дополнений и обстоятельств.


    1. Учащиеся подчёркивают члены предложения, называют способы их выражения, записывают в таблицу обстоятельства со значениями причины и цели.


1) Алёшка от испуга заморгал глазами и уронил свой маленький фонарик на пол. 2) По улице слона водили, как видно, напоказ. (И. Крылов) 3) На юг я приехал для работы над книгой. (К. Паустовский) 4) Она постоянно нервничала из-за ерунды.


    1. Упр. 194. Дополнительно учащиеся определяют тему текста, его основную мысль и роль обстоятельств.


V. Подведение итогов урока.

Обобщая изученный материал, учащиеся приходят к выво-ду о том, что обстоятельства зависят от сказуемых-глаголов.





40










































Работают со словосочетаниями, объясняют свой выбор














Выполняют задание, отвечают

на вопросы




Дежурный проводит зарядку


Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места





Выполняют задание. Читают ответы вслух.


Л, К


Пр,Р






Л, К, П





Пр,Р









П, Л,Р,К




К,Л






Л,К,П







Л,Р,П








3

Заключительный этап



V. Подведение итогов урока.


- Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока?

– Расскажите, что нового вы узнали.

- Изменилось ли ваше настроение в конце урока?

Поднимите тот смайлик, который соответствует нынешнему вашему состоянию.

(Приложение - смайлики)

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок



VI. Задание на самоподготовку:

упражнения 197, 198.




4




Делают вывод










Записывают задание по самоподготовке









Л,К











П,Р,К






__________________ Шолик Е.А.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!