Основной этап I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа. Апельсин апель – яблоко (голл.) син – Китай дословно яблоко Китая или китайское яблоко. III. Работа по теме урока. Наблюдения на с. 76, знакомство с текстом Ю. Яковлева, постановка вопросов обстоятельства к выделенным словам, запись вопросов в тетрадь. IV. Заполнение таблицы. Второстепенные члены предложения Порядок действий | Члены предложения | | | | 1. Установить, от какого слова зависит | От глагола | От существительного | От глагола | 2. Выяснить, что обозначает | предмет, с которым связано действие или признак | Признак предмета | Обозначает место, время, способ действия | 3. Найти, на какой вопрос отвечает | Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? | Какой? Чей? | Где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? | 4. Опреде-лить, какой частью речи выражен | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже | прилагательным, существительным, местоимением | Чаще всего наречием, либо существительным в косвенном падеже | V. Вставьте недостающие обстоятельства по смыслу. И. Соколов – Микитов Внимание! Дуплексив! Это случай, когда второстепенный член предложения может одновременно выполнять роль обстоятельства и дополнения. VI. Диктант с комплексным заданием. Этажи леса У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки живут в корнях. Соловьи вьют свои гнездышки прямо на земле. Дрозды повыше, на кустарниках. Дятел, синица, сова живут еще повыше. По стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы. М. Пришвин • Задание. 1. Определите тему текста. 2. Определите основную мысль текста. 3. Чем объединены все предложения текста? 4. Составьте схему строения текста. 5. Назовите вид связи предложений в тексте. 6. Обозначьте в предложениях словосочетания, в которые входят обстоятельства, укажите грамматические основы. 7. Дайте характеристики предложений. VII. Прочитайте текст. Назовите члены предложения, которые: 1. Зависят от глагола; обозначают, как происходят действия; могут отвечать на вопросы где? когда? куда? откуда? почему?; выражаются существительным в косвенном падеже или наречием. 2. Зависят от существительного; обозначают признак предмета; отвечают на вопросы какой? чей?; выражаются прилагательными. 3. Зависят от глагола; обозначают предмет, с которым связано действие; отвечают на вопросы косвенных падежей, выражаются существительными в косвенных падежах. Совенок Дети жили в лесной школе. Один раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Мальчики взяли из гнезда совенка и понесли домой. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березку под окном и жалобно кричала. В о п р о с ы: 1. Правильно ли поступили ребята? 2. Как нужно вести себя в лесу? 3. Что нужно делать, чтобы уберечь растения и животных от гибели? Домашнее задание: упражнение 186. =========================================== 1. Синтаксическая разминка. – Назовите грамматические основы предложений. 1. Оляпка – осторожная и чуткая птичка. 2. Герои в сказках честные, добрые, трудолюбивые. 3. Моя мама – врач. 4.Мы школьники. 5. Четверо малышей слушали рассказчика. 2. Выполнение упражнения 191. – Расскажите об обстоятельстве по плану.Продолжите заполнение таблицы: 1. Что такое обстоятельство? 2. Что обозначает обстоятельство? 3. С помощью каких вопросов можно его найти в предложениях? 4. Какими частями речи выражаются обстоятельства? 5. От слов какой части речи зависят? 3. Разбор предложений по членам и составление схем: 1. Таня любила своего котенка Пушка. 2. Они часто гуляли в саду. 3 Пушок – забавный котенок. Физкультминутка 4. Схематический диктант. учитель диктует предложения, ученики записывают схемы предложений. 1. Весна пришла. 2. У крыльца лужа. 3. Наступили теплые деньки. 4. На крышах тают сосульки. VII. Тренировочные упражнения 193,196. ============================ Лингвистическая разминка. — Какую ошибку допустил Ваня в диктанте? Почему? Солдат заорал истошным голосом и ударился озимь. Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: комментируются слова оземь (об землю), истошный (пронзительно-громкий, отчаянный, дикий; о голосе). Сопоставляются морфологические признаки слов озимь (сущ.) и оземь (нар.), задаются частеречные вопросы. Учащиеся дают предварительную характеристику новому второстепенному члену. III. Изучение нового материала. 1. Учащиеся осваивают теоретический материал, коммен-тируют все признаки нового понятия, структурируют сведения о наречии в таблице, третья часть которой заполняется в течение урока. Учителю следует обратить внимание на то, что в определении обстоятельства в учебнике не перечислены зна-чения, которые обозначены вопросами п о ч е м у? з а ч е м? Они также вводятся в таблицу, а примеры к ним будут взяты из за-дания 5 (примеров в материалах учебника нет). Вопросы обстоятельства | Значение | Примеры | | | | Г д е? к у д а? о т к у д а? | Место | Совершил здесь... | | | | К о г д а? | Время | Изменилась вечером... | | | | К а к? | Способ | Изменилась удивительно... | | действия | | | | | П о ч е м у? | Причина | Заморгал от испуга... | | | | З а ч е м? | Цель | Водили напоказ... | | | | Упр. 191. Учащиеся работают с выделенными словами, внося их в таблицу. Подводя итог, учитель спрашивает, нет ли в первом предложении слова, которое является обстоятельством, но не выделено (удивительно). Учащиеся на основе опыта предыдущих уроков делают вывод о том, что существительное с предлогом может быть и дополнением, и определением, и обстоятельством, следовательно, предложении необходимо обращать внимание в первую очередь на смысловую нагрузку, которую несёт существительное. Учитель предлагает учащимся вернуться к предложению из лингвистической разминки. Предложение разбирается по членам, выявляются второстепенные члены, отвечающие на вопросы обстоятельства. Учащимся рекомендуется подумать, как определяются смысловые связи глагола заорал и существительного голосом. Учитель предлагает два варианта: заорал (ч е м?) голосом (к а к и м?) истошным; заорал (к а к?) истошным голосом. Учащиеся формулируют свою точку зрения, опираясь на смысл предложения и свои знания о значениях дополнений и обстоятельств. 1) Алёшка от испуга заморгал глазами и уронил свой маленький фонарик на пол. 2) По улице слона водили, как видно, напоказ. (И. Крылов) 3) На юг я приехал для работы над книгой. (К. Паустовский) 4) Она постоянно нервничала из-за ерунды. V. Подведение итогов урока. Обобщая изученный материал, учащиеся приходят к выво-ду о том, что обстоятельства зависят от сказуемых-глаголов. |