СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Неопределённые местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока используется работа в парах, занимательный лингвистический материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Неопределённые местоимения"»


Тема урока:

Неопределённые местоимения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Знать: лексическое и грамматическое значение неопределенных местоимений; способы образование неопределенных местоимений, их правописание; повторить определение местоимения.

Уметь: находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не-.

Сформировать: интерес к изучению местоимений, способствуя этим дальнейшему развитию интереса к русскому языку.

Развивать: самостоятельность, умение слушать собеседника и уважать его мнение.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

      Предметные:

  • Распознавать местоимения в тексте.

  • Корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью.

  • Анализировать и характеризовать особенности местоимений.

  • Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей  высказывания.

Метапредметные:

  •  Адекватно понимать письменные высказывания

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Формировать умение работать с разными разрядами местоимений.

  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач.

  • Извлекать нужную информацию.

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Внимание! Проверь дружок! Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книга, ручка и тетрадка? Давайте друзья улыбнемся друг другу. Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда за работу! Удачи желаю всем вам!

А что нужно для того, чтобы наш урок был успешным? (шкатулка «Успешный урок») Смайлик.

  1. Актуализация опорных знаний.

А) - Ребята. А в какой области языкознания мы с вами сейчас находимся?

( морфология)

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к одной из частей речи,- займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…

- К какой части речи обратилось Существительное?

- Какие ещё части речи могли к ней (части речи) обратиться?

-Так что же такое местоимение и какова их роль в речи?

Б) Сегодня мы с вами продолжим знакомство с этой интересной и очень необходимой нам частью речи. Каждый наш урок – это познание великого русского языка. Но чтобы открывать новое, надо повторить ….(все, что уже знаем о местоимении).

- Давайте проверим домашнее задание. Таким образом мы проверим, как вы знаете уже изученные разряды местоимений. Пока мы будем проверять, на доске по карточкам будут работать 2 ученика:

  1. Индивидуальная работа (2 ученика у доски)

Первый ученик работает у доски в качестве редактора.

Задание: исправить ошибки:

1. Позови ихнего брата.

2. Спроси у ней о поездке.

3. Я очень тоскую по вас.

4. Мы гостили у евойного деда.

Второй ученик - поставить местоимения в начальную форму.

Со мной -, у тебя - , с ним - , у неё - , перед собой - , с кем -, к чему -.

3. Открытие новых знаний.

А). Чтобы определить тему нашего урока предлагаю решить кроссворд. Отвечая на вопросы, вы определите ключевое слово, которое будет составной частью темы нашего урока.


  1. Какая часть речи указывает на предмет, признак и количество, не называя их? (местоимение)

  2. Какую часть речи заменяет местоимение, если указывает на предмет? (существительное)

  3. Какие местоимения употребляются в вопросительных предложениях? (вопросительные)

  4. Какие местоимения отвечают на вопрос чей, чье?(притяжательные)

  5. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (возвратное)

  6. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложного? (относительные)

  7. К какому разряду относятся местоимения: любой, иной, каждый? ( определительные)

  8. Назовите возвратное местоимение (себя)

  9. Какие местоимения изменяются по лицам? (личные)

  10. Поставьте местоимение я в Р.п. (меня)

  11. Назовите местоимение 1 лица множественного числа в родительном падеже (нас)

  12. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (возвратное)

  13. Назовите лично местоимение 2 л. Ед. ч. (ты)

  14. К какому разряду принадлежат мест.: тот, этот, та тот

- Назовите ключевое слово. Сформулируйте тему урока и запишите в тетради.

- Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?

- Повторить…

- Узнать…

- Научиться….


- Местоимения, с которыми мы будем знакомиться очень таинственные? Давайте разбираться почему. Я хочу прочитать вам одну загадочную историю. Послушайте и скажите, о чем идет речь.

В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто.


- О ком говорится в тексте?

- Что с ним произошло?

- Почему не понятен смысл текста?

- Какой частью речи являются выделенные слова?

- На что обычно указывают местоимения?

- А эти местоимения на что указывают? (на что-то неопределенное) Поэтому они так и называются.

- Как вы понимаете значение слова «неопределенный».

Неопределенный (Толковый словарь С.И. Ожегова: 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый.


Выпишите из текста выделенные местоимения в два столбика, определив критерии деления на группы (работа в парах).


каком-то

каких-то

чем-нибудь

о чем-либо

какой-либо


некто

некоторое

кое-что

несколько

нечто

- По какому признаку вы разделили местоимения на два столбика?

- Эти местоимения я записала в таблицу. Как ее можно озаглавить?

- Рассмотрите таблицу и объясните образование неопределенных местоимений.


Вопросительные

местоимения

Неопределенные местоимения

Кто?

некто

кое-кто

Что?

нечто

что-то

Который?

некоторый


Сколько?

несколько

сколько-нибудь

 Оказывается, что у вопросительно- относительных местоимений есть дети: что-то ,что -нибудь, кое-что и другие

- Прочитайте местоимения

Какие можно сделать выводы из наблюдений?

Не – всегда ударная,- то, -либо,- нибудь и кое- пишутся через дефис.

Давайте послушаем часть видеоурока и сравним наши наблюдения.

Обратимся к учебнику. Что нового узнали? (с.174-175 – рамочка и таблица).

Физкультминутка.

4.Закрепление знаний

- Упр.414 (сост-ть 2-3 распр. предлож. с неопр. местоим.).

- Развитие учебно­языковых и правописных умений.

1.Знакомство с орфограммой №43 (чтение с проговором).

- Как могут изменяться неопределённые местоимения (с проверкой в парах): несколько и некоторый.

5.Работа в группах:

Задание 1 гр.: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

Задание 2-ой группе: Списать предложения, раскрывая скобки.

1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

2. Перед костром сидело (не)сколько человек.

3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

4. Кто (то) постучал в дверь.




Задание 3 группе: 

Замени выделенные местоимения синонимичными, более свойственными

разговорной речи.

- Друг рассказал мне нечто интересное.

- Некто забыл дома тетрадь.

- Хочу  что- либо почитать

- Дай мне сколько-нибудь рублей


5.Подведение итогов урока. Самооценивание все + - 5 : 2- неполных + - 4 , больше 2-ух неполных + - 3. Давайте дополним отметки ( взаимооценка, оценка учителем. Аргументация отметок)

Рефлексия.

С чем познакомились?

-Что узнали?

- Выполнили поставленные задачи?

-Чем запомнился урок?

Анализ шкатулки

Успешный урок».

Ваше состояние:

- всё понятно; - немного затруднялся; - было трудно и непонятно


  1. Домашнее задание:


Выуч. мат-л на с.174-175, орфогр.№43; Упр.415 (письм.); или написать рассказ или сказку, используя в них неопределенные местоимения.




.










Исправить допущенные ошибки.

1. Позови ихнего брата.

2. Спроси у ней о поездке.

3. Я очень тоскую по вас.

4. Мы гостили у евойного деда.



Поставить местоимения в начальную форму.

Со мной -, у тебя - , с ним - , у неё - , перед собой - , с кем -, к чему -.





В каком-то городе несколько лет назад родился некто. Через некоторое время с ним кое-что произошло. Несколько человек этому очень удивились. Оказалось, что этот некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать какой-либо смысл. И превратился некто в нечто.


















Рассмотрите таблицу и объясните образование неопределенных местоимений.


Вопросительные

местоимения

Неопределенные местоимения

Кто?

некто

кое-кто

Что?

нечто

что-то

Который?

некоторый


Сколько?

несколько

сколько-нибудь









Задание 1 гр.: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-


1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.



Задание 2-ой группе: Списать предложения, раскрывая скобки.

1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

2. Перед костром сидело (не)сколько человек.

3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

4. Кто (то) постучал в дверь.



Задание 3 группе: 

Замени выделенные местоимения синонимичными, более свойственными

разговорной речи.


- Друг рассказал мне нечто интересное.

- Некто забыл дома тетрадь.

- Хочу  что- либо почитать

- Дай мне сколько-нибудь рублей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!