Предмет: ОРКСЭ
Модуль: Основы православной культуры.
Вид: урок.
Класс: 4 класс.
Тема: Заповеди любви
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о христианском понимании любви.
Задачи урока:
Задачи
Образовательная: подать сведения о происхождении и содержании заповедей.
Воспитательная: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения.
Развивающая: способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник для 4 класса «Основы православной культуры» А. В. Куряев, компьютер, мультимидийный проектор, интерактивная доска,
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Добродетель есть слово,
дело и помышление,
согласное с Законом Божьим.
- Ребята, как вы понимаете слово добродетель?
- В толковых словарях добродетель - (греч. arete , лат. virtus) - способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни.
- Какие добродетели знаете вы?
Чтобы узнать тему нашего сегодня урока я предлагаю Вам отгадать кроссворд.
2. Введение в тему (создание проблемной ситуации).
Священные слова – обращение к Богу (Молитва)
Русский художник-пейзажист. Автор картин "К Троице", "Купола и ласточки". (Юон)
Священная книга христиан (Библия)
Священное здание христиан (Церковь)
Изображение святых, размещаемые в храмах (Икона)
Ее обычно зажигают в храме перед иконой (Свеча)
Какое слово у нас с Вами получилось?
| | | | м | о | л | и | т | в | а | | |
| | | | | | | | | ю | о | н | | | | | | |
| | | | | | | | | б | и | б | л | и | я |
| | | | | | и | к | о | н | а | | | |
| | | | | | | | с | в | е | ч | а | | | | | |
ц | е | р | к | о | в | ь | | | | |
Ребята! А как вы понимаете это слово «любовь?»
Древняя притча
Попал Мудрец на небеса и встретился с Ангелом. Как ты прожил свою жизнь на земле? — спросил Ангел. Я постоянно находился в поисках истины, — ответил Мудрец. Это прекрасно! — похвалил Ангел. — А что же ты делал, чтобы найти эту истину, чем занимался, чтобы её увидеть? - Мудрость накапливалась людьми и записывалась в книгах, поэтому я много читал, — ответил Ангелу Мудрец. Ангел улыбнулся. Я путешествовал, беседовал и спорил с другими мудрыми людьми, и в наших спорах рождалась правда и истина. Ангел благосклонно улыбнулся, ожидая продолжения. Мудрец замолчал... Лицо Ангела омрачилось, а улыбка исчезла... - Я что-то сделал неправильно? — спросил удивлённо Мудрец. - Правильно, но ты ничего не сказал о Любви. - Так у меня совершенно не было времени на эту любовь, ведь я был в поисках истины! — гордо ответил Мудрец. Где нет Любви, там нет истины... Глубочайшая истина рождается только из глубочайшей Любви, — грустно ответил Ангел и скрылся...
3. Беседа по тексту притчи
• Как вы думаете, почему в тексте слово «любовь» в одном случае написано с заглавной
буквы, а в другом - со строчной?
• Можете ли вы объяснить, почему Ангел загрустил после слов Мудреца?
• Расскажите, что в жизни человека значит любовь.
• Вспомните, о каких добродетелях вы говорили на уроках. Какие добродетели проявляются в любви? Почему вы так считаете?
4. Работа по теме урока
Христианство — одна из мировых религий, названная по имени Иисуса Христа, учение которого лежит в основе этой религии. В России исторически наиболее распространено православие — одно из направлений христианства.
• Самыми главными христианскими добродетелями считаются смирение, вера, надежда и любовь — то, чему учил людей Иисус, называя всех людей братьямии сёстрами. Любовь — основа христианской этики.
• Каждый человек уникален, каждый представляет собой бесконечную ценность. Но без других людей он не сможет существовать, потому что может раскрыть свою душу в полной мере только через отношения с другими людьми, через любовь к ним и служение им.
Вспомните, что такое «заповедь»?
(Дети высказывают свое мнение.)
- Если мы заглянем в словарь, то «За́поведь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди, которые даны в религиозных книгах от лица Бога, составляют основу религии. Обычно это краткое назидание в виде изложения основных тезисов.», в толковом словаре – это ПРАВИЛО, ПОЛОЖЕНИЕ.
- Ребята скажите, а где вы слышали это слово? (от родителей, бабушки, в храме).
- А сколько заповедей вы знаете? (10)
- Скажите, на чём основаны все десять заповедей, данные людям Богом?
(На любви).
- А может кто-то знает первые две заповеди православной культуры?
- Звучат они так, - «Возлюби Господа всем сердцем, всею душою и всеми мыслями».
- И вторая, подобная ей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя.»
- В этом - весь закон.
- С какого слова начинаются эти две заповеди?
(Возлюби).
- Как понимаете это слово?
- Какова главная мысль заповедей?
(Любить все, что тебя окружает и тех кто рядом).
- Любовь ко всем людям в понимании христиан означает, что человек не сделает ничего, что может оскорбить другого человека или навредить ему:
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»
В чем можно почувствовать порочность этого принципа?
Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:
Заповеди даны Богом
Они учат отличать добро от зла
Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
приближает его к Богу.
Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.
Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
5.Сундучок мудрости
Иисус Христос учил:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас».
«Если вы будете любить только любящих вас..., не то ли делают и все грешники?»
«Просящему тебя дай».
«Не творите милостыни ... перед людьми и
с тем, чтобы они видели вас».
«И так во всём, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними».
Составление синквейна на тему «Любовь»
Ребята, попробуйте сформулировать главную мысль нашего урока в форме синквейна.
Любовь. Истинная, самоотверженная. Долготерпит, милосердствует, не раздражается. Является главной ценностью христиан. Жертвенность.
Итог урока.
- Давайте попробуем сформулировать одну общую заповедь, которая подошла бы всем людям на Земле - обращение и призыв к действию.
(Люди, любите друг друга!)
- А ведь это и есть главная заповедь – «золотое правило» человеческого общества.
- Что может принести нам соблюдение этой заповеди?
(Только радость и пользу).
- А легко ли будет ее соблюдать?
(Не всегда).
- Значит, нам есть, над чем работать в будущем!
Спасибо за внимание!