СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - семинар по теме «Отечественная война 1812 года»

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок - семинар по теме «Отечественная война 1812 года»»

Калинич Г.И.

учитель истории МБОУ гимназия №1, г. Ишимбай


Урок - семинар по теме «Отечественная война 1812 года» в 10 классе

Цели: Систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года, от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению.

Развить у учащихся умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, доказывать свои суждения, навык работы с исторической картой.

Воспитать чувство патриотизма и любви к своему Отечеству.

Задачи урока:

Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Отечественная война 1812 года". Сформировать у учащихся понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, коммуникативные качества.

Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать данные, работать с историческими документами, сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки участия в обсуждении, работы в группе. Совершенствовать умение составлять презентации, самостоятельной работы, развить логическое мышление, память, формировать навыки самоконтроля, умение работать в группе.

Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, живописи и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.

Оборудование: эпиграф, карта “Отечественная война 1812г.”, мультимедиа проектор, для каждой группы подготовлены файлы с вопросами семинарского занятия и с высказываниями историков и политических деятелей.

На доске выведена тема урока и написан эпиграф урока: слова героя войны 1812г. А.С.Кайсарова: “Чувство сие (патриотизм) не есть преимущество какого-либо сословия. Все сыны Отечества им одушевляются”.

Данный урок рассчитан на 2 часа. На изучение данной темы отведено 3 часа. Первый урок из этой темы был проведен в форме лекции и работы учащихся с документами, на котором были рассмотрены цели, причины, характер войны для воюющих сторон. Заранее учащиеся были разделены на 3 группы (северное, центральное и южное направления), внутри этих групп были определены темы для каждого ученика, получили список литературы и сайтов.

Ход урока

Учащиеся рассаживаются по группам с материалами, которые они подготовили для выступлений (печатный кейс содержит таблицы, диаграммы), мультимедиа - кейс (презентация, отрывки из фильмов).

Фрагмент документального фильма «1812г. Первая Отечественная. 1 часть».

I.Давайте вспомним дату, цели и причины войны.

II.Вопросы для обсуждения:

1.Выступление участников от каждой группы - на доске вывешены таблицы

-дать сравнительную характеристику русской и французской армий (по­рядок комплектования солдат и офицеров, боевая подготовка войск, со­стояние вооружения, материальное обеспечение армии);

2.Выступление участников от каждой группы – работа с картой, с документами

-изучить и охарактеризовать наиболее крупные боевые операции Оте­чественной войны до Бородинской битвы. Главнокомандующие и их роль в этих операциях.

Фрагмент документального фильма «1812г. Первая Отечественная. 1 часть».

3.Выступление участников группы № 1 (карта, документы, презентация)

-раскрыть роль и место партизанского движения.

«Я врубил имя свое в 1812 год, ... я считаю себя рожденным единственно для рокового 1812 года». Д.Давыдов

Фрагмент документального фильма «1812г. Первая Отечественная. 2 часть».

4.Выступление группы № 2 (карта, документы, видео, коллаж)

-ход, итоги и место Бородинского сражения в Отечественной войне.

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Видео о Бородинской сражении.

Обсуждение материала. Мнения историков об исходе Бородинского сражения также были неоднозначны. Французский историк середины ХIХ в. Ж. Мишле считал, что победу одержала французская армия, хотя при этом отмечал, что она была неполной и Наполеон не воспользовался ее плодами. Советский историк М.Н. Покровский писал, что русская армия в битве при Бородине смогла добиться лишь того, что не была разгромлена наголову. С.Б. Окунь, наоборот, считал, что Бородинское сражение явилось выдающейся победой России, а А.З. Манфред отмечал только нравственный характер победы русских войск. И.А. Троицкий подчеркивает, что Наполеон не решил главной задачи при Бородине – не сумел окончательно разгромить русскую армию. Б.С. Абалихин придерживается взгляда о ничейном исходе Бородинского сражения. А.А. Васильев определяет исход битвы как тактическую победу французов.

«Французы, ободрённые занятием села Бородина, бросились вслед за егерями и почти вместе с ними перешли по мосту, но гвардейские егери, подкреплённые полками, пришедшими с полковниками Вуичем и Карпенковым… истребили совершенно 106-й неприятельский полк, перешедший на наш берег». Из донесения главнокомандующего русской армией генерала-от-инфантерии Кутузова.

Б.Наполеон. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех»

5.Выступление группы № 3 (презентация, документы)

Фрагмент документального фильма «1812г. Первая Отечественная. 2 часть».

-совет в Филях. Пожар в Москве.

Обсуждение документа. Слова Наполеона: «Ах, разве я не знаю, что Москва в военном отношении ничего не стоит! Но Москва и не является военной позицией, это позиция политическая. Меня считают там генералом, а между тем я остаюсь там только императором! В политике никогда не надо отступать, никогда не надо возвращаться назад, нельзя сознаваться в своей ошибке, потому что от этого теряется уважение, и если уж ошибся, то надо настаивать на своем, потому что это придаёт правоту!» (Ф. П. Сегюр, Поход в Россию, Гл. IV)

Граф Сегюр писал: «Мы были окружены целым морем пламени; оно угрожало всем воротам, ведущим из Кремля. Первые попытки выйти из него были неудачны. Наконец найден был под горой выход к Москве-реке. Наполеон вышел через него из Кремля со своей свитой и старой гвардией. Подойдя ближе к пожару, мы не решались войти в эти волны огненного моря. Те, которые успели несколько познакомиться с городом, не узнавали улиц, исчезавших в дыму и развалинах. Однако же надо было решиться на что-нибудь, так как с каждым мгновением пожар усиливался всё более и более вокруг нас. Сильный жар жёг наши глаза, но мы не могли закрыть их и должны были пристально смотреть вперёд. Удушливый воздух, горячий пепел и вырывавшееся отовсюду пламя спирали наше дыхание, короткое, сухое, стеснённое и подавляемое дымом. Мы обжигали руки, стараясь защитить лицо от страшного жара, и сбрасывали с себя искры, осыпавшие и прожигавшие платье».

6.Выступление групп (презентации, карты).

-завершающий этап воины. Изгнание наполеоновских войск из России.

Обсуждение документа. Последний этап войны прокомментировал военный историк Клаузевиц: «Русские редко опережали французов, хотя и имели для этого много удобных случаев; когда же им и удавалось опередить противника, они всякий раз его выпускали; во всех боях французы оставались победителями; русские дали им возможность осуществить невозможное; но если мы подведём итог, то окажется, что французская армия перестала существовать, а вся кампания завершилась полным успехом русских за исключением того, что им не удалось взять в плен самого Наполеона и его ближайших сотрудников…»

Обсуждение документов. Он заговорил о русских вельможах, которые в случае войны боялись бы за свои дворцы и после крупного сражения принудили бы императора Александра подписать мир». Наполеон также говорил Меттерниху: «Торжество будет уделом более терпеливого. Я открою кампанию переходом через Неман. Закончу я её в Смоленске и Минске. Там я остановлюсь». В беседе с французским послом в Варшаве Прадтом Наполеон говорил: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу». Известно и другое высказывание Наполеона: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце».

7.Назовите причины победы русских войск в Отечественной войне 1812г.

Обсуждение документа. Передовые умы России, не отрицая роли стихийных факторов (Ф.Н. Глинка назвал морозы "вспомогательным войском" Кутузова), отводили им второстепенную роль. "Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 г., - заключил Н.Г. Чернышевский, - должны быть признаваемы твердая решимость императора Александра Благословенного, патриотизм народа, мужество наших армий и искусство полководцев".

III.Рефлексия.

Так прав ли был автор строк, которые являлись эпиграфом нашего урока? Ученики высказывают свое мнение.

Вывод: Итак, сегодня на уроке мы с вами обобщили знания по Отечественной войне 1812 года и сделали главный вывод, что чувство патриотизма подвластно всем слоям общества.

Истинные патриот русской земли вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и Отечественная война, оставила глубокий след в истории и общественном сознании народов России.

“12-й год – писал Белинский – был великою эпохою в жизни России. Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала”.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!