СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Слово и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Слово и его значение" УМК "Перспектива" На уроке идет речь о слове "Доброта" . Дети учатся в практической деятельности применять это слово. Знакомятся со словом "добрыня". Познавательные умения: — определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение; — определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение; —определить лексическое значение слова «Доброта»; Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — адекватно воспринимать оценку своих действий. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; Предметные умения : Определять значение слова, используя словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова. Использовать синонимы для замены слов в тексте. Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание говорить добрые слова и делать добрые дела; — творческое отношение к процессу составления пожелания для родных людей. Оценивать результат собственной деятельности. Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Просмотр содержимого документа
«урок "Слово и его значение"»

8


Урок русского языка по теме «Слово и его значение»

3 класс

Познавательные умения:

— определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение;

— определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение;

- определить лексическое значение слова «Доброта»;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

адекватно воспринимать оценку своих действий.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;

Предметные умения :

Определять значение слова, используя словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова.

Использовать синонимы для замены слов в тексте.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание говорить добрые слова и делать добрые дела;

творческое отношение к процессу составления пожелания для родных людей.

Оценивать результат собственной деятельности.

Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.


Методы: частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)

Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.

Формы работы: фронтальные, групповые (в парах), индивидуальные.

Организация самостоятельной работы: индивидуальная, парная .


Ход урока.




1.Организационный момент .

Психологический настрой учащихся к деятельности.

Учитель:

- Добрый день, дорогие ребята!

- Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем уроке русского языка. - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

- Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.

- А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

-В добрый путь ребята по дорогам знаний!

2.Чистописание .

-Внимательно рассмотрите запись на доске и определите букву для минутки чистописания

Весёлый – г

Быстрый - м

Бедный - ?

-Почему вы так решили, обоснуйте свой ответ.

-Дайте характеристику звуку [Б]

-Откройте тетради и запишите три раза прописную и строчную буквы.

3. Словарная работа.

-Скажите ребята, а о каком богатстве говорится в загадке «На базаре не найдёшь, на весах не взвесишь»

- Верно, а почему вы так думаете?

-Сегодня на уроке мы опять будем пополнять наши знания - наше богатство.

- Предлагаю вам разгадать кроссворд, а разгадав, его вы составите слово, которое будет главным сегодня на уроке.

-1. Страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.(Родина)

-2.Столица Российской Федерации (Москва)

-3.Успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника.(Победа)

-4.Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности (Герой)

- 5.Пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы (околоземное, межпланетное, межзвездное и межгалактическое), со всеми присутствующими в нем объектами.(Космос).

-6.Летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива.(Ракета)

-7.День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного).(Праздник)


-Молодцы, поставьте ударение в словах и подчеркните букву, которую надо запомнить.

3. Актуализация знаний. Определение темы урока.

- Скажите, а что помогло нам выполнить задание?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- А для чего нам надо знать значение слов?

4. Подготовка к работе над новым словом.

- Мы сказали, что знания - это богатство, но человек должен быть богат не только знаниями? А чем же ещё? Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках?

- Прочитайте хором.

5. Работа над лексическим значением слова.

-Ребята, а что такое доброта?

- Вы определили значение слова, а как нам проверить, правы мы или нет?

-Верно, мы обратимся к книге мудрости. Толковый словарь - ученых языковедов Ожегова и Даля.

- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.(Ожегов)

- Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру как качество человека. (Даль)

- Как вы считаете, правы мы?

Песня «Доброта»

6. Работа над составом слова.

- Запишите слово в тетрадь, определите орфограммы в этом слове.

- Подберите проверочные слова.

-Запишите проверочные. ( Добрый, добротный)

-Разберём слова по составу.

- Предлагаю игру.

-Посмотрите на слайд и прочитайте слова. Как называется игра?

- Все ли слова будут родственными? Докажите.

-Найдите синоним к слову добротный. (крепкий, прочный, качественный, ноский).

-Значение всех слов вам понятно?

- Где вы слышали это слово?

- Добрыня - добрый человек, прямой и простоватый, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный. Добрыня обратилось в имя сказочного героя. (В.И. Даль)

- Молодцы!

-Мы с вами назвали только несколько слов с корнем –добр-

В “Словообразовательном словаре русского языка” Л.Н. Тихонова я нашла более 100 слов с этим корнем.





8. Использование слова в практической деятельности.

- Ребята, а какой человек, по- вашему, добрый?

- Не спешите, подумайте, возьмите листочки зелёного цвета и продолжите предложение:

Для меня добрый человек – это…

- Прочитайте, что у вас получилось?

-Прекрасные слова, молодцы. Я думаю, что вы писали их о себе и о своих близких и друзьях.

Физкультминутка.

9. Работа с пословицами и поговорками.

- Слова «Доброта, добро, добрый » являются исконно русскими, они стали использоваться в 11 веке и первые пословицы о доброте появились в это же время, даже в те, далёкие, времена для людей было важно это качество личности!

- Я знаю, что вы у меня все добрые друзья, предлагаю вам поработать вместе с соседом по парте, помочь друг другу в выполнении задания.

- Возьмите конверт, достаньте содержимое. Какое задание я предлагаю вам сделать?

- Верно, после того как составите предложение, объясните его значение, советуясь друг с другом.

1 ряд. Добрая слава лежит, а худая бежит. 2 ряд. Добро помни, а зло забывай.

3 ряд. Добрый сын отцу радость, а худой печаль.

- Запишите свои пословицы и поговорки в тетрадь.

-Какое задание можно предложить ещё выполнить с этими предложениями?

- Найдите антонимы и подчеркните их. Какие антонимы нашли?


10. Использовать синонимы для замены слов в тексте.

- Ребята, возьмите листочки синего цвета. Прочитайте текст.

- Что вы заметили?

- Как предлагаете поступить?

-Верно, исправьте текст, заменяя повторяющееся слово, подходящим по смыслу.

Доброта- это прекрасное качество человека. Добрый человек всегда придет на помощь. Он сделает доброе дело, скажет доброе слово, даст добрый совет. ( Слова для справок: полезный , отзывчивый, заботливый, милосердный, ласковый)

- Впишите нужные слова в текст. Посоветуйтесь с товарищем, если это необходимо.

- Сравните ваши варианты, согласны ли вы с соседом?

- Прочитайте, что получилось?

-Ребята, как можно назвать слова, которыми мы заменили слово «добрый»?

- Во втором предложении найдите грамматическую основу предложения.

-Какое это предложение по цели высказывания?

-По интонации?

-Молодцы, отлично справились с работой.

11. Работа над фразеологизмами.

- Ребята, а вы помните с какого пожелания я начала урок. ( В добрый путь)

- Какое это выражение?

-Что такое фразеологизм?

- Объясните значение.

-Где можно проверить свои знания?

-Верно, во фразеологическом словаре.

(В добрый путь ! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.

В добрый час! 1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании. 2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела. )

- Какие ещё фразеологизмы со словом добрый вы знаете? ( Доброго дня, добрый молодец, доброго здоровья)

12.Рефлексия.

-О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Легко ли быть добрым?

-Что для этого нужно иметь? ( Доброе сердце, добрую душу)

- Действительно, научиться, по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, свой путь к доброте. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

- К нам на урок прилетели птицы. Кто это?

- Как вы думаете, почему именно голуби?

-Вы сегодня на уроке уже сделали много добрых дел, хорошо и дружно работали ,сделаем еще одно.

- Возьмите своих голубков и напишите добрые слова своим родным. Подарите их своим самым любимым людям.

-Ребята, пусть те из вас, кто считает, что он сегодня на уроке стал немного богаче, поднимет своих голубков в полет.

Песня «Летите голуби»

-Молодцы, спасибо за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!