8
Урок русского языка по теме «Слово и его значение»
3 класс
Познавательные умения:
— определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение;
— определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение;
- определить лексическое значение слова «Доброта»;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих действий.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;
Предметные умения :
Определять значение слова, используя словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова.
Использовать синонимы для замены слов в тексте.
Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— желание говорить добрые слова и делать добрые дела;
— творческое отношение к процессу составления пожелания для родных людей.
Оценивать результат собственной деятельности.
Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы: частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)
Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы: фронтальные, групповые (в парах), индивидуальные.
Организация самостоятельной работы: индивидуальная, парная .
Ход урока.
1.Организационный момент .
Психологический настрой учащихся к деятельности.
Учитель:
- Добрый день, дорогие ребята!
- Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем уроке русского языка. - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
- Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.
- А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
-В добрый путь ребята по дорогам знаний!
2.Чистописание .
-Внимательно рассмотрите запись на доске и определите букву для минутки чистописания
Весёлый – г
Быстрый - м
Бедный - ?
-Почему вы так решили, обоснуйте свой ответ.
-Дайте характеристику звуку [Б]
-Откройте тетради и запишите три раза прописную и строчную буквы.
3. Словарная работа.
-Скажите ребята, а о каком богатстве говорится в загадке «На базаре не найдёшь, на весах не взвесишь»
- Верно, а почему вы так думаете?
-Сегодня на уроке мы опять будем пополнять наши знания - наше богатство.
- Предлагаю вам разгадать кроссворд, а разгадав, его вы составите слово, которое будет главным сегодня на уроке.
-1. Страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.(Родина)
-2.Столица Российской Федерации (Москва)
-3.Успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника.(Победа)
-4.Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности (Герой)
- 5.Пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы (околоземное, межпланетное, межзвездное и межгалактическое), со всеми присутствующими в нем объектами.(Космос).
-6.Летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива.(Ракета)
-7.День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного).(Праздник)
-Молодцы, поставьте ударение в словах и подчеркните букву, которую надо запомнить.
3. Актуализация знаний. Определение темы урока.
- Скажите, а что помогло нам выполнить задание?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- А для чего нам надо знать значение слов?
4. Подготовка к работе над новым словом.
- Мы сказали, что знания - это богатство, но человек должен быть богат не только знаниями? А чем же ещё? Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках?
- Прочитайте хором.
5. Работа над лексическим значением слова.
-Ребята, а что такое доброта?
- Вы определили значение слова, а как нам проверить, правы мы или нет?
-Верно, мы обратимся к книге мудрости. Толковый словарь - ученых языковедов Ожегова и Даля.
- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.(Ожегов)
- Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру как качество человека. (Даль)
- Как вы считаете, правы мы?
Песня «Доброта»
6. Работа над составом слова.
- Запишите слово в тетрадь, определите орфограммы в этом слове.
- Подберите проверочные слова.
-Запишите проверочные. ( Добрый, добротный)
-Разберём слова по составу.
- Предлагаю игру.
-Посмотрите на слайд и прочитайте слова. Как называется игра?
- Все ли слова будут родственными? Докажите.
-Найдите синоним к слову добротный. (крепкий, прочный, качественный, ноский).
-Значение всех слов вам понятно?
- Где вы слышали это слово?
- Добрыня - добрый человек, прямой и простоватый, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный. Добрыня обратилось в имя сказочного героя. (В.И. Даль)
- Молодцы!
-Мы с вами назвали только несколько слов с корнем –добр-
В “Словообразовательном словаре русского языка” Л.Н. Тихонова я нашла более 100 слов с этим корнем.
8. Использование слова в практической деятельности.
- Ребята, а какой человек, по- вашему, добрый?
- Не спешите, подумайте, возьмите листочки зелёного цвета и продолжите предложение:
Для меня добрый человек – это…
- Прочитайте, что у вас получилось?
-Прекрасные слова, молодцы. Я думаю, что вы писали их о себе и о своих близких и друзьях.
Физкультминутка.
9. Работа с пословицами и поговорками.
- Слова «Доброта, добро, добрый » являются исконно русскими, они стали использоваться в 11 веке и первые пословицы о доброте появились в это же время, даже в те, далёкие, времена для людей было важно это качество личности!
- Я знаю, что вы у меня все добрые друзья, предлагаю вам поработать вместе с соседом по парте, помочь друг другу в выполнении задания.
- Возьмите конверт, достаньте содержимое. Какое задание я предлагаю вам сделать?
- Верно, после того как составите предложение, объясните его значение, советуясь друг с другом.
1 ряд. Добрая слава лежит, а худая бежит. 2 ряд. Добро помни, а зло забывай.
3 ряд. Добрый сын отцу радость, а худой печаль.
- Запишите свои пословицы и поговорки в тетрадь.
-Какое задание можно предложить ещё выполнить с этими предложениями?
- Найдите антонимы и подчеркните их. Какие антонимы нашли?
10. Использовать синонимы для замены слов в тексте.
- Ребята, возьмите листочки синего цвета. Прочитайте текст.
- Что вы заметили?
- Как предлагаете поступить?
-Верно, исправьте текст, заменяя повторяющееся слово, подходящим по смыслу.
Доброта- это прекрасное качество человека. Добрый человек всегда придет на помощь. Он сделает доброе дело, скажет доброе слово, даст добрый совет. ( Слова для справок: полезный , отзывчивый, заботливый, милосердный, ласковый)
- Впишите нужные слова в текст. Посоветуйтесь с товарищем, если это необходимо.
- Сравните ваши варианты, согласны ли вы с соседом?
- Прочитайте, что получилось?
-Ребята, как можно назвать слова, которыми мы заменили слово «добрый»?
- Во втором предложении найдите грамматическую основу предложения.
-Какое это предложение по цели высказывания?
-По интонации?
-Молодцы, отлично справились с работой.
11. Работа над фразеологизмами.
- Ребята, а вы помните с какого пожелания я начала урок. ( В добрый путь)
- Какое это выражение?
-Что такое фразеологизм?
- Объясните значение.
-Где можно проверить свои знания?
-Верно, во фразеологическом словаре.
(В добрый путь ! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.
В добрый час! 1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании. 2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела. )
- Какие ещё фразеологизмы со словом добрый вы знаете? ( Доброго дня, добрый молодец, доброго здоровья)
12.Рефлексия.
-О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Легко ли быть добрым?
-Что для этого нужно иметь? ( Доброе сердце, добрую душу)
- Действительно, научиться, по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, свой путь к доброте. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
- К нам на урок прилетели птицы. Кто это?
- Как вы думаете, почему именно голуби?
-Вы сегодня на уроке уже сделали много добрых дел, хорошо и дружно работали ,сделаем еще одно.
- Возьмите своих голубков и напишите добрые слова своим родным. Подарите их своим самым любимым людям.
-Ребята, пусть те из вас, кто считает, что он сегодня на уроке стал немного богаче, поднимет своих голубков в полет.
Песня «Летите голуби»
-Молодцы, спасибо за урок.