СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Спряжение глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык                         

Класс: 4-б

УМК: «Начальная школа 21 века». Иванов С.В. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Спряжение глаголов».                                                               

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

-  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глагола

Межпредметные связи: математика.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Спряжение глаголов"»









Урок русского языка в 4 «б» классе

Тема урока: «Спряжение глаголов»

(УМК «Школа XXI века»

Авторы программы: С.В.Иванов и др. под руководством Н.Ф.Виноградовой)


Учитель: Смолькина Надежда Анатольевна





















Тема урока: «Спряжение глаголов»


Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.


Задачи урока:

- расширить знания о глаголе и его роли в русском языке;

- формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;

- развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;

- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся, самостоятельность, умение оценивать свои знания;

- воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь;

- воспитывать интерес к изучению русского языка;


Оборудование: Учебник Русский язык 4 кл. под ред. Виноградова Н.Ф.; учебно-методическое пособие «Начальная школа XXI века», карточки для групповой работы, корточки для работы в парах, карточки для рефлексии, карточки для социологического опроса, интерактивная доска, компьютер, презентация, мяч, фотоаппарат.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

- делать выводы о результатах совместной работы.


Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: математика.








Содержание урока.


1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявления места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства). Групповая работа.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа в парах.

8. Включение в систему знаний. Тестирование.

9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).







Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, выполняемые на данных этапах.

  1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)

- С каким настроением мы начинаем урок?

- Что нужно сделать тем, у кого настроение не рабочее? (слайд 2)

- С рабочим.


- Находим плюсы в работе.

- Настраиваемся на получение результата.

- Вспоминаем свои успехи.

- Когда устали - делаем разминку.

- Прием «жизненное самоопределение» (Л);

- Целеполагание (Р);

-Планирование учебного сотрудничества (К);

  1. Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Наш урок я бы хотела начать с замечательного стихотворения. (слайд 3)

Это утро, радость эта, 
Эта мощь и дня и света, 
Этот синий свод, 
Этот крик и вереницы, 
Эти стаи, эти птицы, 
Этот говор вод, 
Эти ивы и берёзы, 
Эти капли- эти слёзы, 
Этот пух- не лист, 
Эти горы, эти долы, 
Эти мошки, эти пчёлы, 
Этот зык и свист, 
Эти зори без затменья, 
Этот вздох ночной селенья, 
Эта ночь без сна, 
Эта дробь и эти трели, 
Это всё весна! 

- Понравилось вам это стихотворение? Почему? В чём его особенность? Что в нём не хватает?

- Нужны ли глаголы?

- Проведём небольшой социологический опрос «Какова роль глагола в речи?»

- Нужно выбрать один из предложенных ответов на данный вопрос или написать свой ответ.

1) Глаголы помогают передать движение.

2) Глаголы помогают услышать звуки мира.

3) Глаголы оживляют речь, помогают точно передать смысл.

4)……..

- Что вы уже знаете о глаголе? (слайд 4)

- Оцените себя, на лесенке успеха отметьте номер ступеньки - на сколько, вы хорошо знаете о глаголе. (слайд 5)

В конце урока мы посмотрим, изменились ли ваши знания по данной теме.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Изученный материал мы повторили, какой следующий шаг в учебной деятельности?

- Запишите глаголы, поставьте ударение и определите их спряжение.

Но сначала мы должны вспомнить, что такое спряжение. Выберите правильный ответ.

(слайд 6)




- Это стихотворение состоит из одного предложения, в котором нет глаголов.




«Девочки-социологи» проводят опрос, анализируют ответы, на компьютере с помощью диаграммы показывают результаты опроса.


- Глаголы называют действия и состояния.

- Глагол в предложении чаще всего является сказуемым.

- Глаголы отвечают на вопросы что делать или что сделать.

- Глаголы могут быть совершенного или несовершенного вида.

- Глаголы не употребляются с предлогами.

- Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.

- Глагол имеет начальную и личную формы.

- Глаголы могут употребляться в форме единственного и форме множественного числа.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

- Глаголы могут быть 1 или 2 спряжения.











- Мы сегодня будем открывать новое знание.


- Выполнение пробного действия.


Говор[и]шь, бер[у]т, жив[ё]т, стро[и]шь, зре[и]шь

Спряжение глаголов это

-изменение глаголов по падежам

- изменение глаголов по числам

- изменение глаголов по родам и числам

- изменение глаголов по числам и падежам

- изменение глаголов по числам и лицам

- изменение глаголов по родам и лицам

- Смыслообразование (Л);

- Самоопределение (Л);

- Анализ (П);

- Извлечение необходимой информации из текстов (П);

- Использование знаково-символических средств (П);

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- Выполнение пробного учебного действия (Р);

- Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- Подведение под понятие (П);

- Учёт разных мнений (К);

  1. Выявления места и причины затруднения

- У кого возникло затруднение?

- В чём затруднение?



- Кто выполнил это задание, то как вы назовёте ваше затруднение?



- Не могу определить спряжение во всех глаголах.


- Я пока не могу обосновать, что правильно определил спряжение глаголов.

- Постановка и формулирование проблемы (П);

- Структурирование знаний (П);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

- Сформулируйте цель нашего урока. (слайд 7)



- На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы? (слайд 8)











- Назовите тему урока. (слайд 9)

- Вернёмся к пробному заданию, как определить, если окончания безударные? (слайд 10)

- Составим план (алгоритм) как определить спряжение глаголов. (слайд 11)



















- Как запомнить глаголы–исключения?

- Выполним групповую работу. Все помнят правила работы в группе?

- Я каждой группе раздам по приёму запоминания. Вашей задачей будет изучить приём и показать остальным, как им пользоваться. Проиграть со всем классом данный приём.

- Узнать, как определить спряжение глаголов, если окончания безударные.


Доска вопросов (ученики формулируют вопросы, а один ученик печатает их на компьютере):

1)Можно ли определить спряжение глаголов по начальной форме?

2)Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

3) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

4)Есть глаголы-исключения?


- Спряжение глаголов.

- По начальной форме.

1.Если личное окончание ударное, спряжение глагола определяется по окончанию.

2.Если личное окончание безударное, спряжение глагола определяется по начальной форме.

3.Если в начальной форме глагол оканчивается на –ить (кроме глаголов - исключения), то это глагол 2-го спряжения.

4.Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам – исключения, то это глагол 1-го спряжения.

Карточка №1

«Сочини историю»

(слайд 12)

Карточка №2

«Весёлая мелодия»

(слайд 13)

Карточка №3

«Лови слово»

(слайд 14)

Карточка №4 «Пиктограмма»

(слайд 15)

Карточка №5

«Слова в ощущениях»

(слайд 16)


- Целеполагание (Р);

- Планирование (Р);

-Структурирование знаний (П);

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи (П);

- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем (П);

- Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (П);

- Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К);

- Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);


  1. Реализация построенного проекта

Упр. 2 стр. 125

Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Запиши объяснение по образцу.

Образец: скач[и]т – скакать (1-е спр.) - скачет

Дар[и]шь – дарить (2-е спр.) – даришь,

Люб[и]шь – любить (2-е спр.) – любишь,

Куп[и]шь – купить (2-е спр.) – купишь,

Убира[и]шь – убирать (1-е спр.) – убираешь,

Поздравля[и]шь – поздравлять (1-е спр.) – поздравляешь,

Потеря[и]шь – потерять (1-е спр.) – потеряешь,

Чита[и]шь – читать (1-е спр.) – читаешь,

Слома[и]шь – сломать (1-е спр.) – сломаешь,

Крикн[и]шь – крикнуть (1-е) – крикнешь,

Ужина[и]шь – ужинать (1-е спр.) - ужинаешь

Анализ, обобщение, аналогия (П);

- Структурирование знаний (П);

- Осознанное и произвольное построение высказывания (П);

- Выполнение действий по алгоритму (П);

- Контроль, коррекция, оценка (Р);


  1. Первичное закрепление во внешней речи

Упр. 3 стр. 126 (слайд 17)

Даны глаголы в личной форме. Запиши их в три столбика: 1) спряжение определяется по личному окончанию;

2)спряжение определяется по начальной форме; 3) глаголы-исключения.

1)Звучишь, пищат, хрустят, кладёте, трясём, пасут.

2)Думаешь, забываете, знакомишь, дарят, жаришь.

3)Дышим, вертят, держим, смотришь, терпят.

- Синтез, классификация (П);

- Выполнение действий по алгоритму (П);



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Выполните работу в парах. Проспрягайте глаголы хотеть и бежать(слайд 18).

- К какому спряжению относятся данные глаголы?

- Эти глаголы называются разноспрягаемыми. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1-го и 2-го спряжения. (слайд 19)

Я хочу мы хотим

Ты хочешь вы хотите

Он хочет они хотят


Я бегу мы бежим

Ты бежишь вы бежите

Он бежит они бегут


- И к 1-му и ко 2-му


- Подведение под понятие (П);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);



  1. Включение в систему знаний

- (слайд 20) Выполним небольшой тест. Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если не согласны – ставьте «-»:

1.Спряжение у глагола берут определяют по ударному окончанию – это глагол 1 спряжения.

2.Глагол любишь - 1 спряжения.

3.Глагол варят - 2 спряжения.

4.Глагол терпеть – глагол-исключение.

5.Глагол бежишь – неспрягаемый.

Самостоятельно выполняют тест, затем производят взаимопроверку, сверяются с образцом и оценивают работу соседа.

+,-,+,+,-

- Анализ (П);

- Использование знаково-символических средств (П);

- Контроль, коррекция, оценка (Р);

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

  1. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока)

- В начале урока мы составили вопросов, на которые вам хотелось бы получить ответы. Посмотрим на эти вопросы, сможем ли сейчас ответить на них? (слайд 8)

- Оцените свои знания по данной теме на лесенке успеха. Изменились ли ваши знания? (Учитель фиксирует на доске)

(слайд 21 )

- Послушаем результаты социологического опроса.

- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока?

- У вас на партах листок с утверждениями. Заполните его. (слайд 22)


- Посмотрим отчёт фотокорреспондента о нашей работе.


- Домашнее задание: упр.4 стр. 126(слайд 23)

Учащиеся отвечают на вопросы, работают с лесенкой успеха.


Девочки-социологи с помощью диаграмм демонстрируют результаты опроса.


Учащиеся заполняют листок утверждений.


1.На уроке я работал

Активно

/пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен/

не доволен

3.Урок для меня показался

интересным/

скучным

4.За урок я

устал/не устал

5.Моё настроение стало

лучше/хуже

6.Материал урока был

понятен/

не понятен


полезен/

бесполезен


-Просматривание фотографий, снятых на уроке.


- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- Рефлексия способов и условий действий (П);

- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- Самооценка на основе критерия успешности (Л);

- Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- Формулирование и аргументирование своего мнения, учёт разных мнений (К);

- Использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- Планирование учебного сотрудничества (К);

- Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!