СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Свойства серной кислоты»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационная часть.

Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

 

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

  • При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса. «Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?
  •  «Я растворю любой металл

Меня алхимик получал В реторте глиняной простой Слыву я главной кислотой …. Когда в воде я растворяюсь, то очень сильно нагреваюсь».

  • SO3 + H2O → ?
  1. Проблема!!

15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота.

 

  • Как доказали что это серная кислота?
  • Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

 

3. Актуализация опорных знаний.

Откройте тетради  и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

Задание.

Прочтите учебные тексты, проведите химический эксперимент. Заполните таблицу "Свойства серной кислоты". 

 

Текст № 1

У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.

 В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами,  чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости. Еще Тютчев говорил: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса».

Задача 1.

Это чудо или же знание химии? Для ответа на этот вопрос выполните  задание, следуя инструкции. 

Проведите эксперимент.

Опыт 1.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. К полученному раствору прилейте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?

 

Форма предъявления результатов

 

№ п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

 

 

 

 

Текст № 2.

Общими свойствами кислот является взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями:

1) НхА+ Me → MeхАу + Н2

2) НхА + MexOy → MeхАу + H2O

3) НхА + Me(ОН)y → MeхАу + H2O

4) НхА +MeхАу→ MeхАу + HxAy

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок.

 

 

 

Задача 2.

Изучите свойства серной кислоты проведя химический эксперимент.

 

Опыт 2.

В пробирку налейте 1 -2 мл раствора серной кислоты и добавьте стружку магния. Что вы наблюдаете?

 

Опыт 3.

В пробирку поместите кусочек мела (CaCO3) и прилейте 1 -2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?

 

Опыт 4.

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок. Что вы наблюдаете?

 

Просмотр содержимого документа
«Инструкционная карта»




"НЕОБЫЧНАЯ - ОБЫЧНАЯ КИСЛОТА"

СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ.


Стимул: 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота. Картину бережно сняли и перенесли из зала в лабораторию реставрации живописи. Тут же началась борьба за спасение «Данаи»: реставратор Е. Н. Герасимов осторожно «снимал» жидкость водными тампонами. В этот летний субботний день необходимо было немедленно разыскать химиков и получить квалифицированную консультацию по спасению картины.

Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?


Задание.

Прочтите учебные тексты, проведите химический эксперимент. Заполните таблицу "Свойства серной кислоты".


Текст № 1

У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.

В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами, чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости. Еще Тютчев говорил: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса».


Задача 1.

Это чудо или же знание химии? Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.




Проведите эксперимент.


Опыт 1.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. К полученному раствору прилейте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?


Форма предъявления результатов


опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.





Текст № 2.

Общими свойствами кислот является взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями:

1) НхА+ MeMeхАу + Н2

2) НхА + MexOy MeхАу + H2O

3) НхА + Me(ОН)yMeхАу + H2O

4) НхА +MeхАу→ MeхАу + HxAy

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок.


Задача 2.

Изучите свойства серной кислоты проведя химический эксперимент.


Опыт 2.

В пробирку налейте 1 -2 мл раствора серной кислоты и добавьте стружку магния. Что вы наблюдаете?


Опыт 3.

В пробирку поместите кусочек мела (CaCO3) и прилейте 1 -2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?


Опыт 4.

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок. Что вы наблюдаете?




Форма предъявления результатов


опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

2.




3.




4.





Текст № 3.


Кислот, как и их всевозможных химических соединений, в природе очень много. Они оказывают активное влияние на весь окружающий мир.

Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.

Серная кислота настолько химически активное вещество, что взаимодействует с органическими веществами (веществами живой природы) обугливая их. Она легко обугливает древесину (бумагу), сахар, белок и т.п..


Задача 3.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Посмотрите демонстрационный опыт "Обугливание сахара концентрированной серной кислотой". Проведите химический эксперимент "Действие серной кислоты на древесину".


Опыт 5.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.



Какими особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?


Форма предъявления результатов


опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

5.





СКОРАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ


Классная работа

Тема: "Свойства серной кислоты".


опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4


2NaOH + Н2SO4Na2SO4 + ?

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg


Н2SO4 + MgMgSO4 + ? Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3


Н2SO4 + CaCO3H2O + CO2 + ? Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2


Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + ?

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина



Особое свойство серной кислоты.



УЧИМСЯ ДАВАТЬ САООЦЕНКУ

1. Фамилия имя.

2. Уровень работы.

3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и уравнения химических реакций с использованием "скорой химической помощи" - "3".

Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1 - 2 ошибки в уравнениях - "4".

Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок.


Классная работа

Тема: "Свойства серной кислоты".


опыта

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4

Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора.

2NaOH + Н2SO4Na2SO4 + 2Н2О

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg

Выделение газа, без цвета и запаха.

Н2SO4 + MgMgSO4 + Н2

Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3

Выделение газа без цвета и запаха.

Н2SO4 + CaCO3H2O + CO2 + CaSO4 Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2

Выпадение белого осадка.

Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + 2HCl

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина

Обугливание древесины.


Особое свойство серной кислоты.



Ермакова Елена Владимировна МБОУ «СОШ № 34»



Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»




Тема: «Свойства серной кислоты».

Цели урока:

  • обучающая:

- формирование первичного представления о свойствах серной кислоты;

- формирование умений и навыков химического эксперимента.

  • развивающая:

- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников;

- развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- развивать учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- развивать учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.


  • воспитывающая:

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.


Педагогические задачи:

Формирование:

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


  • общеучебных УУД - структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ключевые понятия: общие и специфические свойства серной кислоты.

Методы доминирующие в уроке: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Стратегия: индивидуальная, развивающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационная часть.

Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.


2. Сообщение темы и постановка цели урока.

  • При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.
    «Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?

  • «Я растворю любой металл

Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой
Слыву я главной кислотой ….
Когда в воде я растворяюсь, то очень сильно нагреваюсь».

  • SO3 + H2O → ?

  • Проблема!!

15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота.


  • Как доказали что это серная кислота?

  • Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?


3. Актуализация опорных знаний.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

Задание.

Прочтите учебные тексты, проведите химический эксперимент. Заполните таблицу "Свойства серной кислоты".


Текст № 1

У известного писателя Герберта Уэллса есть замечательный научно-фантастический роман о том, что один изобретатель создал удивительную машину, которая могла переносить человека в любую эпоху прошлого или будущего. Представим себе на минутку, что мы владеем подобной машиной. Перенесемся с ее помощью на несколько веков назад.

В те далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами, чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно краснеет, приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости. Еще Тютчев говорил: «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса».

Задача 1.

Это чудо или же знание химии? Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции.

Проведите эксперимент.

Опыт 1.

1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?

2. К полученному раствору прилейте раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете?


Форма предъявления результатов


п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.





Текст № 2.

Общими свойствами кислот является взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями:

1) НхА+ MeMeхАу + Н2

2) НхА + MexOy MeхАу + H2O

3) НхА + Me(ОН)yMeхАу + H2O

4) НхА +MeхАу→ MeхАу + HxAy

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок.




Задача 2.

Изучите свойства серной кислоты проведя химический эксперимент.


Опыт 2.

В пробирку налейте 1 -2 мл раствора серной кислоты и добавьте стружку магния. Что вы наблюдаете?


Опыт 3.

В пробирку поместите кусочек мела (CaCO3) и прилейте 1 -2 мл раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете?


Опыт 4.

Для распознавания сульфат иона (SO42-) входящего в состав серной кислоты и ее солей используют соли бария, в результате выпадает белый осадок. Что вы наблюдаете?


Форма предъявления результатов


п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

2.




3.




4.





Текст № 3.

Кислот, как и их всевозможных химических соединений, в природе очень много. Они оказывают активное влияние на весь окружающий мир.

Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа.


Серная кислота настолько химически активное вещество, что взаимодействует с органическими веществами (веществами живой природы) обугливая их. Она легко обугливает древесину (бумагу), сахар, белок и т.п..


Задача 3.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.

Посмотрите демонстрационный опыт "Обугливание сахара концентрированной серной кислотой". Проведите химический эксперимент "Действие серной кислоты на древесину".

Опыт 5.

Поместите в пробирку с концентрированной серной кислотой древесную лучинку.


Какими особыми свойствами обладает концентрированная серная кислота?


Форма предъявления результатов


п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

5.





1 Уровень.

СКОРАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ


Классная работа

Тема: "Свойства серной кислоты".


п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4


2NaOH + Н2SO4Na2SO4 + ?

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg


Н2SO4 + MgMgSO4 + ? Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3


Н2SO4 + CaCO3H2O + CO2 + ? Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2


Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + ?

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина



Особое свойство серной кислоты.



Ключ к ответу


п/п

Краткий ход эксперимента

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

1.

NaOH + фенолфталеин +Н2SO4

Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора.

2NaOH + Н2SO4Na2SO4 + 2Н2О

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

2.

Н2SO4 + Mg

Выделение газа, без цвета и запаха.

Н2SO4 + MgMgSO4 + Н2

Серная кислота взаимодействует с металлами.

3.

Н2SO4 + CaCO3

Выделение газа без цвета и запаха.

Н2SO4 + CaCO3H2O + CO2 + CaSO4 Серная кислота взаимодействует с солями.

4.

Н2SO4 + BaCl2

Выпадение белого осадка.

Н2SO4 + BaCl2 → ВаSO4 + 2HCl

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

5.

Н2SO4 + древесина

Обугливание древесины.


Особое свойство серной кислоты.



6.Оценивание.

Учимся давать самооценку

1. Фамилия имя.

2. Уровень работы.

3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и уравнения химических реакций с использованием "скорой химической помощи" - "3".


Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1 - 2 ошибки в уравнениях - "4".

Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок.

7. Рефлексия

  • Ребята, что вам понравилось на этом уроке?

  • Какие есть пожелания для себя и учителя по работе в дальнейшем?

  • Что у нас с вами получилось хорошо, а над чем еще надо поработать?

8. Разноуровневое домашнее задание.

Повторить §13, таблицу 10 из учебника.

  • На оценку «5»

Как различить растворы серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

  • На оценку "4" Даны сокращенные ионные уравнения реакций:

1) 2OH- + 2H+ →2H2O 2) СаO + 2H+ → Са 2+ + H2O 3) Ba2+ + СO2-3BaСO3 Составить полные ионные и молекулярные уравнения реакций.

  • На оценку "3» Записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

1) H2SO4 + КOH → 2) СuO + H2SO4 → 3)FeCl2 + NaOH →


Ермакова Елена Владимировна МБОУ «СОШ № 34»



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»



Самоанализ урока «Свойства серной кислоты».


Обучающий (образовательный) аспект триединой цели урока можно сформулировать следующим образом:

  • формирование первичного представления о свойствах серной кислоты;

  • формирование умений и навыков химического эксперимента.

Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели:

- совершенствование навыков самостоятельной работы, учебно-информационных навыков: умение извлекать информацию из устного сообщения,  наблюдаемых процессов;

- совершенствование учебно-логических навыков: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, делать выводы,

- совершенствование учебно-организационных навыков: организовывать самостоятельную деятельность;

- совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

Считаю необходимым продолжить воспитание коммуникативных умений в ходе коллективного обсуждения, умений формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельности;

- продолжить формирование убеждения учащихся о необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Методы обучения: наглядный, информационно - развивающий, исследовательский.

Ключевые понятия: общие и специфические свойства серной кислоты.

Характеристика урока: формирование универсальных учебных действий, лежащих в основе базовых компетентностей личности, с использованием компетентностно- ориентированных заданий.

эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт обучающихся, решение информационных задач.

Стратегия: изучение нового материала, развивающая.

Тип урока: усвоение новых знаний.


Ермакова Елена Владимировна МБОУ «СОШ № 34»



Просмотр содержимого презентации
«Свойства серной кислоты»

При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.  «Купоросная кислота », «купоросное масло», « серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?  «Я растворю любой металл
  • При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса. «Купоросная кислота », «купоросное масло», « серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?
  • «Я растворю любой металл

Меня алхимик получал В реторте глиняной простой Слыву я главной кислотой …. Когда в воде я растворяюсь, то очень сильно нагреваюсь».

SO 3 + H 2 O → ?

«ПРОБЛЕМА» 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота. Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

«ПРОБЛЕМА»

  • 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота.
  • Как доказали что это серная кислота?
  • Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

СЕРНАЯ КИСЛОТА . СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ H2SO4 Цель: изучить свойства серной кислоты.

СЕРНАЯ КИСЛОТА .

СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ

H2SO4

Цель: изучить свойства серной кислоты.

«НЕОБЫЧНАЯ – ОБЫЧНАЯ КИСЛОТА» СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ

«НЕОБЫЧНАЯ – ОБЫЧНАЯ КИСЛОТА»

СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ» № п/п Краткий ход эксперимента 1. NaOH + фенолфталеин +Н 2 SO 4  Наблюдения Выводы и уравнения реакций Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора. 2 NaOH + Н 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + 2 Н 2 О Серная кислота взаимодействует с основаниями.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ»

п/п

Краткий ход эксперимента

1.

NaOH + фенолфталеин +Н 2 SO 4

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Изменение окраски раствора на малиновый, обесцвечивание раствора.

2 NaOH + Н 2 SO 4 → Na 2 SO 4 + 2 Н 2 О

Серная кислота взаимодействует с основаниями.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ» № п/п Краткий ход эксперимента 2. Н 2 SO 4 + Mg Наблюдения Выводы и уравнения реакций Выделение газа, без цвета и запаха. Н 2 SO 4 + Mg → MgSO 4 + Н 2  Серная кислота взаимодействует с металлами.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ»

п/п

Краткий ход эксперимента

2.

Н 2 SO 4 + Mg

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Выделение газа, без цвета и запаха.

Н 2 SO 4 + Mg → MgSO 4 + Н 2

Серная кислота взаимодействует с металлами.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ» № п/п Краткий ход эксперимента 3. Н 2 SO 4 + CaCO 3 Наблюдения Выводы и уравнения реакций Выделение газа без цвета и запаха. Н 2 SO 4 + CaCO 3 → H 2 O + CO 2 + CaSO 4  Серная кислота взаимодействует с солями.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ»

п/п

Краткий ход эксперимента

3.

Н 2 SO 4 + CaCO 3

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Выделение газа без цвета и запаха.

Н 2 SO 4 + CaCO 3 →

H 2 O + CO 2 + CaSO 4

Серная кислота взаимодействует с солями.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ» № п/п Краткий ход эксперимента 4. Н 2 SO 4 + BaCl 2 Наблюдения Выводы и уравнения реакций Выпадение белого осадка. Н 2 SO 4 + BaCl 2 → Ва SO 4 + 2 HCl Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ»

п/п

Краткий ход эксперимента

4.

Н 2 SO 4 + BaCl 2

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Выпадение белого осадка.

Н 2 SO 4 + BaCl 2 →

Ва SO 4 + 2 HCl

Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.

«СЕРНАЯ КИСЛОТА + САХАР»

«СЕРНАЯ КИСЛОТА + САХАР»

«СЕРНАЯ КИСЛОТА + САХАР»

«СЕРНАЯ КИСЛОТА + САХАР»

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ» № п/п Краткий ход эксперимента 5. Н 2 SO 4 + древесина Наблюдения Выводы и уравнения реакций Обугливание древесины. Особое свойство серной кислоты.

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ»

п/п

Краткий ход эксперимента

5.

Н 2 SO 4 + древесина

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Обугливание древесины.

Особое свойство серной кислоты.

«ПРОБЛЕМА» 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота. Как доказали что это серная кислота? Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

«ПРОБЛЕМА»

  • 15 июня 1985 г. в зале Эрмитажа перед картиной “Даная” толпились люди. Они не знали, что последними видят неповрежденным шедевр мирового искусства. В этот день психически больной человек облил полотно Рембрандта серной кислотой и нанес два ножевых пореза. По картине текла какая-то жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. По некоторым признакам предположили, что это серная кислота.
  • Как доказали что это серная кислота?
  • Можно ли спасти полотно, какая реакция протекала на поверхности картины, если в состав красок входит мел?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ На оценку «5» Как различить растворы серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме. На оценку

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • На оценку «5»

Как различить растворы серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

  • На оценку "4" Даны сокращенные ионные уравнения реакций: 1) 2OH - + 2H + = 2H2O 2) СаO + 2H + + = Са 2+ + H2 O

3) Ba 2+ + С O 2- 3= Ba С O3 Составить полные ионные и молекулярные уравнения реакций.

  • На оценку "3» Записать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

1) H2SO4 + К OH → 2) С uO + H 2SO4 → 3) FeCl 2 + NaOH →

СМОТРИЕ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

«УИМСЯ ДАВАТЬ САМООЦЕНКУ» 1. Фамилия имя. 2. Уровень работы. 3.

«УИМСЯ ДАВАТЬ САМООЦЕНКУ»

1. Фамилия имя.

2. Уровень работы.

3.

  • Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и уравнения химических реакций с использованием "скорой химической помощи" - "3".
  • Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1 - 2 ошибки в уравнениях - "4".
  • Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!