СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии в 7 классе "Роспись по ткани".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока "Роспись по ткани - батик" разработан для учебника "Технология. Технологии ведения дома" авторской программы В.Д. Симоненко, Н.В. Синица.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 7 классе "Роспись по ткани".»

Урок технологии 7 класс

Тема урока: Роспись по ткани – батик.

Учитель технологии Малыхина Е.В.


Цели:

Знакомство с художественной росписью по ткани, отработка отдельных приёмов росписи ткани в технике «Свободная роспись» на небольших изделиях.


Задачи:

Обучающая: Изучение приёмов росписи по ткани в технике батик. Изучить способы художественной росписи по ткани.

Развивающая: Развивать интерес к популярному виду искусства – холодному батику. Закреплять навыки художественной обработки материала.  Формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению, развивать мышление.

Воспитательная: Привитие художественного вкуса и интереса к декоративно-прикладному искусству. Воспитывать самостоятельность в работе, прививать аккуратность и терпение в работе. Воспитание трудолюбия, духа сотрудничества и взаимопомощи, воспитание стремления к взаимоуважению и самоопределению.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- познакомить с техникой холодного батика (свободная роспись)

Метапредметные результаты: (развивающие)


Регулятивные УУД:

-научить развивать образность, внимание, речь;

Познавательные УУД:

-уметь выделять главную информацию из предлагаемой;

Коммуникативные УУД:

-развить навык работы в парах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:

-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.


Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

2. сеть Интернет.

Оборудование: подкладочная ткань (предварительно выстиранная и проутю­женная), набор для росписи тканей «Акрил-Батик», эскиз на бумаге, простой карандаш, пяльцы, утюг.


Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-220С;

  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха  1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.


Тип урока. комбинированный

1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.

2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.


Формы урока. Индивидуальная, в парах.


Материально-техническое оснащение: мультимедийное устройство, компьютер,  презентация, инструкционная карта, инструменты и приспособления


Методы: демонстрация презентации, инструментов и приспособлений, показ трудовых приемов, беседа.


Межпредметные связи: история, ИЗО, география, музыка


Оборудование: Подрамники, образцы изделий, эскизы, одноразовые стаканчики, кисти, краски, соль, технологические карты, таблицы сочетания цветов, таблицы гармонии цветов.


Объект работы: композиция (цветы, рыбка, зайчик, цыпленок).


Форма организации учебного процесса – творческий урок (работа в мастерской).

















ХОД УРОКА


  1. Организационный момент


– Приветствие. Знакомство.

Здравствуйте уважаемые гости, рада приветствовать вас – юные мастерицы. (имена детей написаны на бейджиках) Меня зовут Елена Викторовна, я сегодня буду вашим «гидом» в стране «Творчества».

Все ли готовы к познанию нового? Я думаю, вы уже успели заметить и даже немного рассмотреть те вещи, которые сегодня будут украшать наш урок.

– Готовность к уроку. Психологический настрой на занятие.

А теперь давайте с вами улыбнемся друг другу. И начнем наш урок .

2. Сообщить тему и цель урока (целеполагание).

Чтобы нам узнать, что нас ждет впереди, чем мы будем заниматься, вам нужно разгадать кроссворд.




1.







2.









3.





4.










5.









На ваших столах лежат листочки с загадками. Давайте отгадаем их и заполним кроссворд (девочки читают загадки и отвечают, учитель открывает слова в кроссворде).





Б

у

м

а

г

а




т

р

А

ф

а

р

е

т



у

Т

ю

г


к

И

с

т

о

ч

к

а


с

К

о

т

ч





  1. На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй угадать!


  1. Вырезаны из бумаги

Буквы, бабочки и флаги.

Бабочку на лист кладу,

Ручкой смело обведу.

Удобно это. Не секрет —

Мне пригодился…





  1. Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг-

Электрический ……


  1. Свою косичку без опаски

она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.


  1. Угадайте, что за чудо?!

Плёнкой этой клеить буду!

Может запросто помочь

Даже книжку склеить…..!?



Учащиеся разгадывают кроссворд с целью определения темы урока (ключевое слово кроссворда – ключевое слово темы урока).

Итак, какое ключевое слово у вас получилось - батик.

Итак, какая тема урока у нас с вами? (Батик) Тема урока проста, батик зовется она.

Хочу обратить ваше внимание на работы, они выполнены в технике ДПИ – БАТИК.

Открываем тетради записываем Тему урока в тетради. Батик. Ручная роспись тканей.

БАТИК. Батиком называется ручная роспись ткани - вид ДПИ.


Зная тему урока, предлагаю вам оценить уровень ваших знаний по этой теме. (Лесенка успеха: нижняя ступень – ничего не знаю; владею информацией, но очень мало; хорошо информирована о данном воде рукоделия).

Давайте продолжим.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

- План ваших действий?


  1. Познакомиться с понятием – батик и с необходимым инструментарием.

  2. Научиться отдельным приемам работы в технике «холодный батик».

  3. Воспитание, привитие художественного и эстетического вкуса.


3. Объяснение нового материала.

Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времен.

Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри- Ланке, Перу, Северной Америки и Юго-Восточной Азии в африканских странах, Индии, Китае.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Именно там, на острове Ява, батик был выделен в отдельный стиль декоративно - прикладного искусства (примерно в VIII веке). И именно от туда и был привезен в начале Нового времени голландскими торговцами в Европу. VIII век - О. Ява

Как мы видим, история этого вида живописи началась очень давно и дошла до наших дней практически в первозданном виде.

Батик — batik — индонезийское слово. Часть слова -bа — на всех индонезийских языках означает хлопчатобумажная ткань, — tik — «точка» или «капля»;

И Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире. Им с удовольствием занимаются люди разных возвратов.

Батик – это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи ткани.

Различные виды техники выполнения батика:

– холодный батик;

– горячий батик;

– узелковый батик;

– свободная роспись (вид холодного батика).

Каждый их них имеет свои особенности.

Подробнее сегодня мы остановимся на свободной росписи.


Батик – это древнее искусство ручной росписи ткани с использованием разных резервирующих средств.

Резервирующее вещество (воск, парафин, резиновый клей) при нанесении на ткань не пропускает через себя краску. И рисунок не растекается.

Изначально в качестве резерва использовали воск, а батик назывался горячим (почему?) - Он требует нагревания.

Но наука постоянно развивается и в начале ХХ века был изобретен резервирующий состав, не требующий нагревания.

???Как вы думаете в какой стране изобрели такой резервирующий состав?

- РОССИЯ

Это сделало нашу страну родиной “холодного батика”.

Начало ХХ в. (1936 год) – Россия – родина холодного батика.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что мы с вами сегодня и сделаем.

Холодный батик (рисунок в этой технике наносится в один слой, а резервами выступают химические составы);

В качестве резерва могут выступать резиновый клей, парафин, лаки и различные смолы. Резерв наносится на ткань с помощью специальных стеклянных трубочек или готового резерва (тюбик) и создает четкие или размытые контуры рисунка.

Резервирующий состав предотвращает растекание красок по ткани.


Свободная роспись.

Если рисунок на ткань наносится также привычно, как на бумагу или холст – это называется свободной росписью. Для того, чтобы краска по ткани не растекалась, ткань грунтуют специальным составом (желатин или солевой раствор), либо используют густые краски, либо в обычные краски добавляют загустители.

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Этот метод основан на том, что краски могут растекаться по ткани с разной интенсивностью. В технике свободной росписи ценится универсальность и неповторимость. Даже если вы попробуете сделать 2 работы по одному и тому же эскизу, они не будут похожи.


Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.


Еще я вас хочу познакомить с одним часто встречающимся несложным, но очень привлекательным эффектом - солевым, добиваются которого при помощи кристаллов соли. Всё под рукой – соль поваренную берем на кухне. Кристаллы впитывают краску – и получаются чудесные высветленные разводы.

Чтобы подобное получилось, соль насыпают немного – по крупинке на мокрую (!), только что окрашенную ткань.

Крупная соль «ведет себя» интереснее, чем мелкая.

Результат предсказать очень сложно – многое зависит от того, высохла или нет краска, а также от ткани и красок. Пробуйте и восторгайтесь.

Батик — это широкое поле для самовыражения, это богатство методов и приемов для творческого проявления художника.


Сохраняющие здоровье технологии: Физкультминутка.

Снятие усталости с глаз:

  • Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.

Снятие напряжения со спины:

  • Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.


Практическая часть. Работа по созданию образца в технике холодного батика. (Вся практическая работа выполняется в соответствии с технологической картой. Ускорить процесс сушки готовых работ нам поможет фен.)


А сейчас представьте, что вы находитесь в творческой мастерской, почувствуйте себя художниками.

Перед тем как начнете выполнять практическую работу, давайте познакомимся с правилами техники безопасности при художественной росписи ткани. Слайды

Инструкция по технике безопасности при выполнении работ по художественной росписи ткани.

  1. Перед работой наденьте спецодежду.

  2. Необходимо быть крайне осторожными с химическими веществами и красителями, они ядовиты. Посуда с химическими веществами должна быть плотно закрыта.

  3. Держите резервирующий состав вдали от огня.

  4. Низко не наклоняйтесь над работой.

  5. При головной боли от резкого запаха резервирующего состава нужно выйти на свежий воздух.

  6. Роспись работы сверху вниз по диагонали, чтобы не смазать краски.

  7. После работы тщательно помыть руки.

  8. При работе с утюгом и феном помни ТБ при работе с электроприборами.


Чтобы выполнить работу нам, конечно же, нужны инструменты и материалы, при разгадывании кроссворда мы назвали некоторые из них. (ПОКАЗАТЬ, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ)

Для выполнения работы в технике свободной росписи необходимо выполнить подготовительные работы (Подготовительный этап просмотрим на слайдах.)

  1. Ткань постирать, поутюжить, обработать солевым раствором, натянуть на подрамник.

  2. Подготовить эскиз. (ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО)-

- Так как мы заранее натянули ткань на подрамник и приготовили эскиз его нужно положить под ткань, обвести рисунок простым карандашом и можно приступать к работе с цветом.

  1. Перевод эскиза на ткань с помощью простого карандаша.

  2. Роспись.

Вы можете не просто скопировать рисунок, а внести свои изменения или создать свой собственный.

После окончания работы мы с вами организуем выставку наших работ, и отметим лучшие.


Дети работают, я делаю обход, подсказываю и рассказываю.


На уроках ИЗО,  вы изучали сочетания цветов, это понадобится сегодня. Можете пользоваться таблицами сочетания и гармонии цветов, которые находятся у вас столе. Послушайте мой совет. Чтобы работа получилась более живописной и интересной, можно использовать «солевой эффект». После того как нанесли краску на ткань, посыпьте солью в некоторых местах. И вы увидите, какие появятся интересные разводы

Начинайте с мелких деталей. Попробуй смочить мелкую деталь мокрой кисточкой, а затем капни краску и дай ей растечься.

Сначала распишите цветы или другие внутренние рисунки, а потом приступайте к росписи фона. Начинайте с угла и продолжайте работать по диагонали.

Насыпьте немного кристаллов соли на мокрый краситель так вы получите фактурные эффекты.



А как вы думаете, где можно использовать батик?

Можно сделать занавеску, картину, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны.

Батику можно найти разностороннее применение. Его можно использовать не только в предметах одежды: платки, палантины, парео, шарфы и собственно сама одежда, но и в интерьере. К примеру, очень распространено использование батика в качестве ширм и панно и т.д.

Вы можете подарить изделие из батика своим знакомым, родственникам.

Кроме того, роспись по шелку можно использовать для дизайна помещений; например, интерьер своей квартиры вы можете оформить в стиле, который свойственен только вам, все зависит от вашей фантазии (лампы, торшеры, ширмы, картины (панно).


Помните! Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу.

Давайте оценим работы друг друга. (критерии на слайде)

Выставка. Можно ли выбрать лучшую работу? Конечно же НЕТ, каждая работа по-своему хороша. И должна быть оценена по достоинству.

  1. Подведение итогов урока учителем:

Рефлексия

– Оцените, пожалуйста, ваш уровень знаний на данный момент по теме нашего урока. Приклейте  оранжевого мишку, который находится у вас на столах, на «Лесенку успеха» (нижняя ступень – мне было трудно, я сделала мало; средняя ступень – мне понравилось, но нужно еще поработать над темой урока, мне все понятно, все получилось).

Итак, смотрите, что у нас получилось…..

На следующий урок мы будем продолжать работать над нашим панно.


Домашнее задание: пар. 23, принести краски для работы, картон или ДВП, или рамку для оформления работы.

Найдите информацию об истории возникновения техники батик в Индонезии, Китае, Японии, Индии, Западной Европе, России. Подготовьте сообщение на эту тему.


На следующем уроке мы продолжим путешествие по стране «Батик», в ней еще столько интересного.

  1. Уборка рабочего места.


– Спасибо за урок!

– Вы талантливы!

– Мне было очень приятно с вами работать!

До свидания!!!





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!