СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии в 9 классе на тему "Темперамент и выбор профессии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 9 классе на тему "Темперамент и выбор профессии"»

Урок технологии в 9 классе

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.


ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.


ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.

2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.


ХОД УРОКА:

  1. ОРГ.МОМЕНТ

  2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА


Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.


Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Р.Ф. «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.»


Для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.

Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.


3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ


Вот мы и подошли к теме урока: «Темперамент и выбор профессии»


Эта тема рассматривает два вопроса:

  1. Сущность и типы темперамента.

  2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.


ТЕМПЕРАМЕНТ – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. (запись в тетрадь)


Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов это свойства темперамента, т. е. свойства нервной системы. Свойства темперамента являются наиболее устойчивыми психическими особенностями человека, так как передаются генетически и во многом определяют деятельность и поведение человека.


Само слово темперамент в переводе с латинского языка означает соотношение частей. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей: кровь, лимфа и желчь. По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь – «сангвис», у холериков - желтая желчь – «холе», у флегматиков – лимфа – «флегма», у меланхоликов – черная желчь – «меланхоле». Отсюда и произошло название типов темпераментов.

Научное обоснование этому дал русский физиолог Павлов. Павлов пришел кК выводу, что в основе каждого из типов темперамента лежит то или иное соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Изучив эти свойства Павлов выделил четыре типа темперамента:


  1. Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Процессы возбуждения сильнее процессов торможения. (запись в тетради)


Холерик обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.


Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения уравновешены.


Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, выразительна. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность. В некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.


Флегматик – сильный, инертный, уравновешенный тип. Процессы торможения сильнее процессов возбуждения.


У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях проявляются пассивность, вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие.


Меланхолик – слабый, подвижный или инертный тип. Процессы вобуждения сильнее или слабее процессов торможения.


Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это как правило малообщительные, тревожные люди.


Как видно из приведенных примеров и описаний каждый тип темперамента имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик, поэтому плохих и хороших темпераментов не бывает. На базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности. Факты свидетельствуют, что при любом типе темперамента можно добиться больших успехов в жизни. И этому пример великие люди, оставившие след в истории. Среди них встречаются представители всех четырех типов.

Каждый из них действовал в определенных исторических условиях, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

Конечно в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа.

А какой тип темперамента преобладает у вас, вы узнаете, ответив на вопросы предложенной анкеты.



  1. Практическая работа: выявить свой тип темперамента:

    1. Вам предлагается по порядку восемь утверждений. Вы обдумываете эти утверждения на степень согласия с ним.

Знак полного согласия – 10 баллов.

Знак полного несогласия – 0 баллов.

Возможны частичные согласия, которые оцениваются любым баллом от 1 до 9.

Сами утверждения писать не нужно.

Тест Русалова

  1. Перед каким-либо важным событием я начинаю нервничать.

  2. Я работаю неравномерно, рывками.

  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

  5. Мне нужны сочувствие и поддержка.

  6. С равными я не сдержан, вспыльчив.

  7. Мне не трудно сделать выбор.

  8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается, само собой.



Номер предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценочный балл









Генотип

М

Х

Ф

С

М

Х

Ф

С

М=1+5

Х=2+6

С=4+8

Ф=3+7

СФМХ – формула генотипа (пример)

В таблице под номером предложения вы ставите свой оценочный балл.

(Тестирование)

Анализируем результаты.

Находим суммы оценочных баллов по генотипам: М, Х, Ф, С.

М=1+5=?

Х=2+6=?

Ф=3+7=?

С=4+8=?

(ученики вычисляют свои суммы)

Располагаем суммы в порядке убывания и затем заменяем числа соответствующими символами.

Например, у кого- то получилось СФМХ.

Генотип этого человека можно описать так:

Этот человек является сангвиником, но в нем есть и черты флегматика, меланхолика и, в меньшей степени, холерика.

Итак, каждый из вас получил приоритетную формулу своего генотипа.


Нет плохих или хороших темпераментов!

Сильным, добрым и вежливым или трусливым, подлым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

В мире было много гениев, талантливых людей, великих полководцев, знаменитых писателей, художников и музыкантов с разными типами нервной системы. Давайте вспомним некоторых из них.

Х – Пушкин , Менделеев, Петр 1, Ленин.

С – Наполеон, Жуков, Герцен.

Ф – Крылов, Кутузов, Герцен.

М – Лермонтов, Чайковский, Гоголь, Блок.


    1. Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности.

      Тип темперамента

      Характеристика

      Профессии

      Сангвиник

      Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор».

      Профессии педагога, адвоката, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, менеджера по персоналу и т.д.

      Холерик

      Работоспособность высокая, но неустойчивая. Высокой реактивностью и активностью. Часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Сильные стороны — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих.

      Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены.

      Флегматик

      Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Трудно сходится с новыми людьми.

      Профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и т.д.

      Меланхолик

      Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.

      Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения.

      Интеллектуальная сфера деятельности: программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации».


    2. Самостоятельная работа. Заполнить таблицу


Тип темперамента

Характеристика

Профессии

Сангвиник

Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор».


Холерик


Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены.

Флегматик

Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Трудно сходится с новыми людьми.


Меланхолик



    1. Определение типов темперамента. Работа в группах.

У вас на столах лежит список, в котором обозначены некоторые черты и особенности холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика. Вам необходимо записать о ком идет речь.

Список:

1 группа: Замкнут, трудно сближается с людьми.

Говорит живо, быстро, многословен, общителен.

Излишне громкий голос.

Спокойная, несколько замедленная речь, скуп на слова.

Тихая неуверенная речь.

2 группа: Склонен перебивать, захватывать инициативу в разговоре.

Речь имеет яркую эмоциональную окраску.

Движения экономны.

Осторожные робкие движения.

Движения резкие.

3 группа: Много лишних движений.

Берется за дело быстро, энергично.

Быстро легко переключает внимание.

Внимание устойчиво, переключается медленно.

Интересуется многим, но не долго.

4 группа: В работу включается не спеша, но обстоятельно.

Редко проявляет инициативу.

Болезненно и долго переживает неудачи.

Живой взгляд.

Сдержанная неуверенная мимика.






  1. Заключительная часть урока:


Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.


  1. Домашнее задание: провести исследовательскую работу среди родственников или знакомых: установить преобладающий тип темперамента, путем проведения анкетирования; попытаться установить взаимосвязь между темпераментом и родом деятельности, которым занимается объект исследования.








































Приложение 1

Теперь же для того, чтобы каждый смог выявить свой темперамент, я предлагаю вам пройти опросник Айзенка. Прослушайте ряд высказываний. Если вы чувствуете или реагируете похожим образом, поставьте в бланке рядом с номером высказывания плюс, если нет – минус.

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4. Бывает ли так, что тебя что-нибудь раздражает?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?

18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь усталость?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом все остальное?

25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?

26. Обидчив(а) ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе нравятся подвижные игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-то просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?

54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?

55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?

59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?

60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?

Психолог: Теперь необходимо обработать данные. Сейчас я буду зачитывать ответы «ключа», а вы отмечать совпадения своих ответов с ответами «ключа». Каждый отрицательный ответ на вопросы 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48 и положительный – 8, 16, 24, 28, 44 оцениваются в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше пяти баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы. Запишите результат на строке Искренность.

Подсчитайте количество совпадения знаков в следующих вопросах: +1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33, +35, +38, +41, +43,+46,+49,-51, +53,-55, +57, -59. Запишите сумму на строке Общительность.

1-7 баллов - интроверты, т.е. ориентированы на свой внутренний мир, живут своими мыслями, чувствами, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, требующие интенсивного общения могут его утомлять. Нужно обратить внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями. При наличии способностей они добьются успеха в науке, искусстве, ремёсел, требующих точности и аккуратности.

8-18 баллов - амбиверт, универсальный тип личности, золотая середина, избирательны в общении, одиночество их не пугает, хорошо чувствуют себя в компании, но легко могут от неё отказаться. Нравиться быть с людьми, но не всё равно кто их окружает. Подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному.

19-24 баллов – экстраверт, т. е. человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства, ему нравиться быть в центре внимания. Им нравиться быть в центре внимания. Ради компании они могут пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются им усилием воли. Им подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером, исследовательская деятельность, расчёты и вычисления), будут даваться им ценой больших усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество своих положительных ответов в следующих вопросах: 2, 5, 7, 10,13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52,54,56,58,60. Запишите сумму на строке Стабильность.

До 10 – хладнокровные, невозмутимые люди, трудно вывести из равновесия. Переживания многих людей им непонятны. Они скорее помогут делом, чем будут на словах выражать своё сочувствие. Профессии, требующие самоконтроля и умения рисковать, будто созданы для вас. Они способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки (хирург, военные специальности, испытатели техники, спасатели).

11- 18 баллов – эмоциональная стабильность. У них удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Они легче многих справляются с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у них при этом есть потребность в общении с другими людьми, нужно обратить внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

19-24 баллов – отзывчивы к чужому горю, готовы прийти на помощь другому, принимают близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Их готовность прийти на помощь другому человеку нравиться другим людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью, ранимостью.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!