СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе "Морфемика и словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе "Морфемика и словообразование"»

Морфемика и словообразование.


I. Организационный момент.

1. Составьте слово.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.

2. Обращение к целеполаганию.

- Что помогло вам догадаться, какие слова я вам загадала? Знание морфемного состава слова.

- Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?


3. Вступительная беседа:

Что вы знаете о морфемике? Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают? Морфемы – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень и аффиксы (приставка, суффикс, окончание).


II. «Пять минут на ответ».

Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

-ешь, -ит, -ого, -л-, -ие, -и;


Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по составу слова стекло, красиво.


Составление слова. Составить слово из разных морфем данных глаголов.

I группа: От глагола притаился взять приставку, от тащить – корень, от возить – суффикс, отпел – суффикс прошедшего времени, от носился – суффикс возвратности: притащился.


II группа: Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок: переводчик.


2. Работа с текстом.

1. Чтение учителем высказывания автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова. (распечатать в ТП)


Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.


2. Выполнение заданий:

Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.

- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает;

2) усваивать знания в школе, в институте;

3) учить наизусть.

Учитель, учиться, выучить.

- Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?

- Вспомните высказывание А.Н. Тихонова о том, что слова часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Сделайте вывод.

3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.

I группавошел - отошел – ушел.

Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;

ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;

у - удаление.

II группа: дышал - подышал, глядел – поглядел.

Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.

Делается вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.


Иноязычные приставки (запись в тетради): а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.


4. Суффиксы.

- Какие значения придают словам следующие морфемы (придумать слова):

суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,

-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,

-ниц-, -иц-;

суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;

суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;

суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.

Делается выводсуффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.


IV. Контрольно-оценочный.

1. Работа в парах. Распределительный диктант. Однокоренные слова.

- Какие слова называются однокоренными?


1. Делить, раздел, деловой, деление, дело. (Делить, раздел, деление; деловой, дело).


2. Кузнец, кузница, кузнечик. (Кузнец, кузница; кузнечик).


3. Летать, полёт, лето, лётчик, летний. (Летать, полёт, лётчик; лето, летний).


4. Водный, водить, водичка, поводок, водитель. (Водный, водичка; водить, поводок, водитель).


5. Лопнуть, лопата, лопух, лопаться. (Лопнуть, лопух, лопаться; лопата).


2. Что называется окончанием?

Начинал сыпать дождь, сначала осторожно, потом сильнее и сильнее. Он лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. Мягкими переливами звучал под дождём голос иволги.


-слова, имеющие окончание (выделить окончание): начинал, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.


Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.


- неизменяемые слова: сначала, осторожно, сильнее, он, ровно, однообразно, шумя.


Выполнить морфемный разбор слова: переливами.


2. Суффиксы. Выделить суффиксы.

I группа: птичка, травка, миленький;

II группа: цветочек, платьице, сердечком.


3. Приставки. Вставить пропущенные буквы в приставках.

По…катить, …делать, …бить, о…давать, по…править, …право, о…дых, о…ступить, в…кользь, о…бой.


3. Восстановить правило.

В приставках на з, с перед звонкими согласными пишется …, а перед глухими согласными – …


«Звонкий согласный в приставке + звонкий согласный в корне»: безбрежный.

«Глухой согласный в приставке + глухой согласный в корне»: беспредельный.

Приставка з пишется перед звонким согласным в корне; приставка с пишется перед глухим согласным в корне.


4. Разбор слов по составу.


I группа: знаток, проколоть, подвеска;

II группа: выключатель, безбрежный, расписание;

III группа: наводнить, решение, старинный.


V. Итог урока. Закончить предложение. Записать в ТП.


  1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это …(морфемика).

  2. Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).

  3. Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).

  4. Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень).

  5. Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).

  6. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).

  7. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).

VII. Задание на дом: выучить определения по теме урока. Упр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!