Морфемика и словообразование.
I. Организационный момент.
1. Составьте слово.
Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.
2. Обращение к целеполаганию.
- Что помогло вам догадаться, какие слова я вам загадала? Знание морфемного состава слова.
- Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?
3. Вступительная беседа:
Что вы знаете о морфемике? Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.
Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают? Морфемы – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень и аффиксы (приставка, суффикс, окончание).
II. «Пять минут на ответ».
Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.
-ешь, -ит, -ого, -л-, -ие, -и;
Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по составу слова стекло, красиво.
Составление слова. Составить слово из разных морфем данных глаголов.
I группа: От глагола притаился взять приставку, от тащить – корень, от возить – суффикс, отпел – суффикс прошедшего времени, от носился – суффикс возвратности: притащился.
II группа: Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок: переводчик.
2. Работа с текстом.
1. Чтение учителем высказывания автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова. (распечатать в ТП)
Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.
2. Выполнение заданий:
- Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.
- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола учить слова со значением:
1) человек, который учит, преподает;
2) усваивать знания в школе, в институте;
3) учить наизусть.
Учитель, учиться, выучить.
- Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?
- Вспомните высказывание А.Н. Тихонова о том, что слова часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Сделайте вывод.
3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.
I группа: вошел - отошел – ушел.
Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;
ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;
у - удаление.
II группа: дышал - подышал, глядел – поглядел.
Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.
Делается вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Иноязычные приставки (запись в тетради): а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
4. Суффиксы.
- Какие значения придают словам следующие морфемы (придумать слова):
суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,
-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,
-ниц-, -иц-;
суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;
суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;
суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.
Делается вывод: суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.
IV. Контрольно-оценочный.
1. Работа в парах. Распределительный диктант. Однокоренные слова.
- Какие слова называются однокоренными?
1. Делить, раздел, деловой, деление, дело. (Делить, раздел, деление; деловой, дело).
2. Кузнец, кузница, кузнечик. (Кузнец, кузница; кузнечик).
3. Летать, полёт, лето, лётчик, летний. (Летать, полёт, лётчик; лето, летний).
4. Водный, водить, водичка, поводок, водитель. (Водный, водичка; водить, поводок, водитель).
5. Лопнуть, лопата, лопух, лопаться. (Лопнуть, лопух, лопаться; лопата).
2. Что называется окончанием?
Начинал сыпать дождь, сначала осторожно, потом сильнее и сильнее. Он лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. Мягкими переливами звучал под дождём голос иволги.
-слова, имеющие окончание (выделить окончание): начинал, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.
Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.
- неизменяемые слова: сначала, осторожно, сильнее, он, ровно, однообразно, шумя.
Выполнить морфемный разбор слова: переливами.
2. Суффиксы. Выделить суффиксы.
I группа: птичка, травка, миленький;
II группа: цветочек, платьице, сердечком.
3. Приставки. Вставить пропущенные буквы в приставках.
По…катить, …делать, …бить, о…давать, по…править, …право, о…дых, о…ступить, в…кользь, о…бой.
3. Восстановить правило.
В приставках на з, с перед звонкими согласными пишется …, а перед глухими согласными – …
«Звонкий согласный в приставке + звонкий согласный в корне»: безбрежный.
«Глухой согласный в приставке + глухой согласный в корне»: беспредельный.
Приставка з пишется перед звонким согласным в корне; приставка с пишется перед глухим согласным в корне.
4. Разбор слов по составу.
I группа: знаток, проколоть, подвеска;
II группа: выключатель, безбрежный, расписание;
III группа: наводнить, решение, старинный.
V. Итог урока. Закончить предложение. Записать в ТП.
Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это …(морфемика).
Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).
Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).
Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень).
Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).
VII. Задание на дом: выучить определения по теме урока. Упр.