Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС-2016»
Урок русского языка в 5 классе
по программе В.В Бабайцевой
Тема урока: Слово и его лексическое значение
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о базовых понятиях лексикологии как разделе русского языка, а также о разнице между лексическим и грамматическим значениями слов
Задачи:
- личностные:
способствовать формированию чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическим запасам;
развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
- метапредметные:
обучить начальным умениям толкования слова;
развивать умения высказывать свою точку зрения, умения вести диалог;
формировать логические операции сравнения, анализа, аналогии;
развивать элементы воображения.
- предметные:
формировать представления о способах определения лексического значения слова;
формировать представления о способах определения грамматического значения слова;
продолжить формирование навыков работы с толковым словарем.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование интереса и положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
освоения норм общения в процессе коммуникативного взаимодействия;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Предметные:
понимание базовых понятий, относящихся к предмету изучения Лексикологии;
умение различать и определять лексическое и грамматическое значение слова.
Метапредметные:
умение извлекать фактуальную информацию из текста; понимать и выделять ее существенные признаки; строить ответ в устной форме; использовать научную терминологию (познавательные УУД);
принятие и сохранение учебной задачи; умение ставить цели предстоящей работы, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные УУД);
принятие позиции другого человека, умение осуществлять учебное сотрудничество (коммуникативные УУД).
Оборудование:
мультимедийный комплекс (персональный компьютер, интерактивная доска, проектор);
компьютерная презентация;
Русский язык. Практика.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. А. Ю. Купалова – М.: Дрофа. 2016;
школьные толковые словари;
Образовательные ресурсы:
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
План проведения урока :
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Творческая и практическая деятельность по реализации проекта
Этап первичного закрепления знаний
Физкультминутка
Этап контроля и самопроверки знаний.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока:
I Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Время:2 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Я хотела бы начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»
- Молодцы! «С малой удачи начинается успех!» (Слайд 1) Как вы понимаете эти слова?
- Я желаю, чтобы сегодня вам сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! (Слайд 2: формула удачи: улыбка-настроение-результат.)
II. Актуализация знаний: (Время:4 мин.)
- Ребята, мы с вами уже изучили некоторые разделы языкознания. Давайте вспомним, какие единицы языка «живут» в каждом из них.
Соотнесите слова из первого столбика со словами второго столбика. Какие соответствия у вас получатся? (6-в: цифра-буква):
1.Фонетика а) буквы
2.Пунктуация б) пред-е
3.Графика в) слова
4.Синтаксис г) звуки
5. Лексика д) зн. преп.
6. Морфемика е) части сл. (Слайд3)
-Так что же такое фонетика?
-А морфемика?
-А лексика?
-Запишите, пожалуйста, слова: зеленщик, закоперщик, джонка.
-Можете ли вы мне сказать, что обозначают эти слова?
-Хотите узнать, как просто объяснить значение этих и других слов?
III.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Творческая и практическая деятельность по реализации проекта: (Время:13 мин.)
-У Вадима Шефнера есть такие стихи:
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести. (Слайд4)
- Итак, ребята, о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Определите тему урока. - Пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока:
Слово и его лексическое значение. (Слайд 5)
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
-Какова главная цель урока? Подумайте каждый самостоятельно и запишите цель в тетради в виде предложения с таким началом: На уроке я хотел бы узнать…, научиться…(Слайд6)
- Итак, сегодня на уроке предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение, а также ответить на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научиться определять лексическое значение слова.
Знаменитый поэт А.С. Пушкин, подчеркивая важность понимания того, о чем мы думаем и как преподносим, говорил: (Слайд7)
Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений.
А. Пушкин.
-Как вы понимаете смысл слова «свет»? Приведите пример другого слова, которое обозначало бы то же самое. (общество, мир)
- Значение- это важнейший признак слова.
- Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Лексика-это словарный состав языка.
- Продолжите фразу: узнать слово- значит узнать то, что оно обозначает, понять его … значение.
-Как называется раздел русского языка, в котором изучается слово и его лексическое значение? (Лексикология)
- Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово.
-Давайте вернемся к словам ЗЕЛЕНЩИК, ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА. (Слайд 8)
- Легко ли понять значение этих слов? А в какой части слова таиться его смысл ( в общей части родственных слов- в корне)
- Кто такой зеленщик? Как вы это поняли? (По корню ЗЕЛЕН - и суффиксу –ЩИК.)
- Как вы определили лексическое значение слова? (Разобрали слово по составу).
- Это I способ определения лексического значения слова. (Фиксируем на доске и в тетрадях – справочниках).
- А что означает слово ЗАКОПЁРЩИК? Проверка индивидуального домашнего задания (Судя по суф-су « щик»-это человек. Чтобы узнать лексическое значение слова, я обратился к толковому словарю. ЗАКОПЁРЩИК- это тот, кто верховодит, зачинщик).
- Какой у нас II способ определения лексического значения слова? (Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю).Фиксируем II способ на доске и в тетрадях-справочниках.
- Что обозначает слово ДЖОНКА?
- Читаем предложение: По бурной реке плывет небольшая джонка.
-Можно ли установить лексическое значение слова ДЖОНКА по данному предложению? (Да. Джонка – это лодка).
- Действительно, ДЖОНКА – это китайская лодка. Каков III способ установления лексического значения слова? (По контексту).
- Фиксируем III способ установления лексического значения слова: по контексту.
-Итак, мы с вами нашли три способа определения лексического значения слова.
-Мне хотелось бы подробнее остановиться на II способе. Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? (Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше).
Многие авторы словарей посвятили собиранию слов долгие годы. (Слайд №9 В.И. Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (Слайд №10) увлёкся этим занятием ещё в молодости.
Индивидуальное домашнее задание №2: Наши артисты подготовили для вас небольшой эпизод из жизни В.И. Даля. А после просмотра ответьте на вопрос, каким способом Даль определил значение нового слова?
АВТОР: Мичман Владимир Даль спешил из Петербурга в отпуск к родителям на Чёрное море. Кибитка ехала по Новгородской губернии.
Ямщик (заметил, как над дальним лесом сгустились тучи), и сказал:
-Замолаживает.
Даль (услышав незнакомое слово):
- Что значит, ЗАМОЛАЖИВАЕТ?
Ямщик (почесывая затылок):
- Смурнеет. К теплу.
АВТОР: Володя достал тетрадь и записал: «Замолаживает – небо пасмурнеет, заволакивается тучами». Это была его самая первая запись. С неё и начнётся знаменитый словарь. Далю было тогда семнадцать лет. (В. Даль определил значение слова «замолаживает» по контексту, только контекстом для автора толкового словаря стали жизненные обстоятельства)
-Молодцы! Перечислите основные способы определения лексического значения слова, которыми вы воспользуетесь по необходимости.
VI. Этап первичного закрепления знаний: (Время:8 мин.)
Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
- Откройте упр.696. Прочитайте задание.
-Прочитайте вслух отрывок (один ученик читает вслух): «Он разорвал пакет и, не слезая с ограды, стал читать.
- "Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакин..,а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, - насмешливо объявил Квакин. - Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.
- Это такое международное слово. Бить будут, - объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.»
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? ( Художественному)
- О каком произведении идет речь в этом упражнении?
- Молодцы! Перед вами эпизод из повести А. Гайдара «Тимур и его команда»
- Помните, о чем это произведение?
-А вы, ребята, знаете, что такое «ультиматум»? Согласны ли вы с объяснением Алешки?
Задание№1: поработайте парами и определите лексическое значение с помощью разных способов. (например, словарь «Ультиматум,-а, м (лат. ultimatum — доведённое до конца) — требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения..; контекст: предъявить ультиматум, т.е. решительное требование.)
- Молодцы, хорошо поработали.
-Переверните страничку и сверьте свой ответ с учебником.
Задание№2: по словарной статье определить грамматические признаки слова «ультиматум» (Слово мужского рода, в род.п. имеет окончание –а.)
-Молодцы! Сверьте свои ответы с доской (Слайд 11) Комментарий учителя: Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение=морфологические признаки
Дополнительное индивидуальное задание (для тех, кто быстро справится): выяснить одинаковое ли количество букв и звуков в слове «ультиматум». Озвучить.
Физкультминутка: содержание - вытягиваем руки и играем пальчиками; форма - качаем головой:
Ель – это хвойное дерево.
Ель – имя существительное, ж. р., ед.. ч., им. п.
Лексика — совокупность всех слов языка.
Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.
V. Этап контроля и самопроверки знаний:(Время: 4мин.)
Тест со взаимопроверкой. 1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре.
2. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением. б) лексическим значением.
3. Словарный состав — это: а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре. в) слова, которые я знаю.
4. Словарный состав языка изучает: а) фонетика. б) лексика. в) синтаксис.
5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? а) А.С. Пушкин. б) Ильф и Петров. в) В.И. Даль.
Взаимопроверка. (Слайд 12)
VI. Включение в систему знаний и повторение:(Время:8 мин.)
1.Восстановите предложение:
это, какое (же), необ..ятный, неи..черпаемый, и, море- реч..,человеческий! (по мере выполнения выборочно приносят на проверку учителю)
- Поработаем с учебником: с.195, упр.688 - и сверим ответ (Слайд 13)
- Определите лексическое значение слова «море».
- Молодцы! Вы использовали разные способы толкования слова.
2. Задание по вариантам:
- Составьте из данных слов словосочетания и определите грамматическое значение выделенных слов (Слайд №14):
I вариант: снег, ослепительный;
II вариант: мороз, мерзнуть.
- Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?
- Молодцы! В первом упражнении мы восстанавливали по смыслу и грамматически предложение, а во втором строили словосочетание.
VII. Рефлексия:(Время:3 мин.):
- Итак, что нового узнали на уроке?
- Давайте вернемся к целям, которые вы записали в начале урока? Все ли получилось сегодня? Какие трудности были в процессе работы?
- Поделитесь своим настроением и заполните приложение №2: вопросы для рефлексии (нужное подчеркнуть) (Слайд№15):
1.Тема урока «…», и мне она показалась трудной, бесполезной/; понятной/важной.
2. Своей работой на уроке я… и опишу так:
Шевелить мозгами;
Краем уха;
Хлопать ушами;
3. За урок я научился: всему, что запланировал/ есть пробелы, которые нужно восполнить.
4. Мое настроение: доволен / не доволен.
Домашнее задание (Слайд №16): Параграфы 55, 56, упр.695; наблюдение за речью баб. и дед. ; опред-те лекс. знач этих слов.
-Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо поработали! Спасибо за урок!.
9
Колотовкина Алла Евгеньевна