СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе " Слово и его лексическое значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе " Слово и его лексическое значение"»

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС-2016»

Урок русского языка в 5 классе

по программе В.В Бабайцевой

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о базовых понятиях лексикологии как разделе русского языка, а также о разнице между лексическим и грамматическим значениями слов

Задачи:

- личностные:

  • способствовать формированию чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическим запасам;

  • развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

- метапредметные:

  • обучить начальным умениям толкования слова;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, умения вести диалог;

  • формировать логические операции сравнения, анализа, аналогии;

  • развивать элементы воображения.

- предметные:

  • формировать представления о способах определения лексического значения слова;

  • формировать представления о способах определения грамматического значения слова;

  • продолжить формирование навыков работы с толковым словарем.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование интереса и положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;

  • освоения норм общения в процессе коммуникативного взаимодействия;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные:

  • понимание базовых понятий, относящихся к предмету изучения Лексикологии;

  • умение различать и определять лексическое и грамматическое значение слова.

Метапредметные:

  • умение извлекать фактуальную информацию из текста; понимать и выделять ее существенные признаки; строить ответ в устной форме; использовать научную терминологию (познавательные УУД);

  • принятие и сохранение учебной задачи; умение ставить цели предстоящей работы, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные УУД);

  • принятие позиции другого человека, умение осуществлять учебное сотрудничество (коммуникативные УУД).


Оборудование:

  • мультимедийный комплекс (персональный компьютер, интерактивная доска, проектор);

  • компьютерная презентация;

  • Русский язык. Практика.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. А. Ю. Купалова – М.: Дрофа. 2016;

  • школьные толковые словари;

Образовательные ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

План проведения урока :

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Творческая и практическая деятельность по реализации проекта

  1. Этап первичного закрепления знаний

Физкультминутка

  1. Этап контроля и самопроверки знаний.

  2. Включение в систему знаний и повторение.

  3. Рефлексия

  4. Домашнее задание.

Ход урока:


I Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Время:2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Я хотела бы начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?

«начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»

- Молодцы! «С малой удачи начинается успех!» (Слайд 1) Как вы понимаете эти слова?

- Я желаю, чтобы сегодня вам сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! (Слайд 2: формула удачи: улыбка-настроение-результат.)

II. Актуализация знаний: (Время:4 мин.)

- Ребята, мы с вами уже изучили некоторые разделы языкознания. Давайте вспомним, какие единицы языка «живут» в каждом из них.

Соотнесите слова из первого столбика со словами второго столбика. Какие соответствия у вас получатся? (6-в: цифра-буква):

1.Фонетика а) буквы

2.Пунктуация б) пред-е

3.Графика в) слова

4.Синтаксис г) звуки

5. Лексика д) зн. преп.

6. Морфемика е) части сл. (Слайд3)

-Так что же такое фонетика?

-А морфемика?

-А лексика?

-Запишите, пожалуйста, слова: зеленщик, закоперщик, джонка.

-Можете ли вы мне сказать, что обозначают эти слова?

-Хотите узнать, как просто объяснить значение этих и других слов?

III.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Творческая и практическая деятельность по реализации проекта: (Время:13 мин.)

-У Вадима Шефнера есть такие стихи:

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.


Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.


Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.


Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести. (Слайд4)

- Итак, ребята, о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Определите тему урока. - Пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока:

Слово и его лексическое значение. (Слайд 5)

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Какова главная цель урока? Подумайте каждый самостоятельно и запишите цель в тетради в виде предложения с таким началом: На уроке я хотел бы узнать…, научиться…(Слайд6)

- Итак, сегодня на уроке предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение, а также ответить на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научиться определять лексическое значение слова.

Знаменитый поэт А.С. Пушкин, подчеркивая важность понимания того, о чем мы думаем и как преподносим, говорил: (Слайд7)


Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений.

А. Пушкин.

-Как вы понимаете смысл слова «свет»? Приведите пример другого слова, которое обозначало бы то же самое. (общество, мир)

- Значение- это важнейший признак слова.

- Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, или лексику. Лексика-это словарный состав языка.

- Продолжите фразу: узнать слово- значит узнать то, что оно обозначает, понять его … значение.

-Как называется раздел русского языка, в котором изучается слово и его лексическое значение? (Лексикология)

- Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово.

-Давайте вернемся к словам ЗЕЛЕНЩИК, ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА. (Слайд 8)

- Легко ли понять значение этих слов? А в какой части слова таиться его смысл ( в общей части родственных слов- в корне)

- Кто такой зеленщик? Как вы это поняли? (По корню ЗЕЛЕН - и суффиксу –ЩИК.)

- Как вы определили лексическое значение слова? (Разобрали слово по составу).

- Это I способ определения лексического значения слова. (Фиксируем на доске и в тетрадях – справочниках).

- А что означает слово ЗАКОПЁРЩИК? Проверка индивидуального домашнего задания (Судя по суф-су « щик»-это человек. Чтобы узнать лексическое значение слова, я обратился к толковому словарю. ЗАКОПЁРЩИК- это тот, кто верховодит, зачинщик).

- Какой у нас II способ определения лексического значения слова? (Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю).Фиксируем II способ на доске и в тетрадях-справочниках.

- Что обозначает слово ДЖОНКА?

- Читаем предложение: По бурной реке плывет небольшая джонка.

-Можно ли установить лексическое значение слова ДЖОНКА по данному предложению? (Да. Джонка – это лодка).

- Действительно, ДЖОНКА – это китайская лодка. Каков III способ установления лексического значения слова? (По контексту).

- Фиксируем III способ установления лексического значения слова: по контексту.

-Итак, мы с вами нашли три способа определения лексического значения слова.

-Мне хотелось бы подробнее остановиться на II способе. Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? (Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше).

Многие авторы словарей посвятили собиранию слов долгие годы. (Слайд №9 В.И. Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (Слайд №10) увлёкся этим занятием ещё в молодости.

Индивидуальное домашнее задание №2: Наши артисты подготовили для вас небольшой эпизод из жизни В.И. Даля. А после просмотра ответьте на вопрос, каким способом Даль определил значение нового слова?

АВТОР: Мичман Владимир Даль спешил из Петербурга в отпуск к родителям на Чёрное море. Кибитка ехала по Новгородской губернии.

Ямщик (заметил, как над дальним лесом сгустились тучи), и сказал:

-Замолаживает.

Даль (услышав незнакомое слово):

- Что значит, ЗАМОЛАЖИВАЕТ?

Ямщик (почесывая затылок):

- Смурнеет. К теплу.

АВТОР: Володя достал тетрадь и записал: «Замолаживает – небо пасмурнеет, заволакивается тучами». Это была его самая первая запись. С неё и начнётся знаменитый словарь. Далю было тогда семнадцать лет. (В. Даль определил значение слова «замолаживает» по контексту, только контекстом для автора толкового словаря стали жизненные обстоятельства)

-Молодцы! Перечислите основные способы определения лексического значения слова, которыми вы воспользуетесь по необходимости.

VI. Этап первичного закрепления знаний: (Время:8 мин.)

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Откройте упр.696. Прочитайте задание.

-Прочитайте вслух отрывок (один ученик читает вслух): «Он разорвал пакет и, не слезая с ограды, стал читать.

- "Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакин..,а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, - насмешливо объявил Квакин. - Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

- Это такое международное слово. Бить будут, - объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.»

- К какому стилю речи можно отнести этот текст? ( Художественному)

- О каком произведении идет речь в этом упражнении?

- Молодцы! Перед вами эпизод из повести А. Гайдара «Тимур и его команда»

- Помните, о чем это произведение?

-А вы, ребята, знаете, что такое «ультиматум»? Согласны ли вы с объяснением Алешки?

Задание№1: поработайте парами и определите лексическое значение с помощью разных способов. (например, словарь «Ультиматум,-а, м (лат. ultimatum — доведённое до конца) — требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения..; контекст: предъявить ультиматум, т.е. решительное требование.)

- Молодцы, хорошо поработали.

-Переверните страничку и сверьте свой ответ с учебником.

Задание№2: по словарной статье определить грамматические признаки слова «ультиматум» (Слово мужского рода, в род.п. имеет окончание –а.)

-Молодцы! Сверьте свои ответы с доской (Слайд 11) Комментарий учителя: Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение=морфологические признаки

Дополнительное индивидуальное задание (для тех, кто быстро справится): выяснить одинаковое ли количество букв и звуков в слове «ультиматум». Озвучить.

Физкультминутка: содержание - вытягиваем руки и играем пальчиками; форма - качаем головой:

Ель – это хвойное дерево.
Ель – имя существительное, ж. р., ед.. ч., им. п.
Лексика — совокупность всех слов языка.
Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.

V. Этап контроля и самопроверки знаний:(Время: 4мин.)

Тест со взаимопроверкой. 1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре. б) в словаре антонимов русского языка. в) в орфографическом словаре.

2. То, что обозначает слово, является его:

а) грамматическим значением. б) лексическим значением.

3. Словарный состав — это: а) все слова языка. б) слова, которые даны в толковом словаре. в) слова, которые я знаю.

4. Словарный состав языка изучает: а) фонетика. б) лексика. в) синтаксис.

5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? а) А.С. Пушкин. б) Ильф и Петров. в) В.И. Даль.

Взаимопроверка. (Слайд 12)

VI. Включение в систему знаний и повторение:(Время:8 мин.)

1.Восстановите предложение:

это, какое (же), необ..ятный, неи..черпаемый, и, море- реч..,человеческий! (по мере выполнения выборочно приносят на проверку учителю)

- Поработаем с учебником: с.195, упр.688 - и сверим ответ (Слайд 13)

- Определите лексическое значение слова «море».

- Молодцы! Вы использовали разные способы толкования слова.

2. Задание по вариантам:

- Составьте из данных слов словосочетания и определите грамматическое значение выделенных слов (Слайд №14):

I вариант: снег, ослепительный;

II вариант: мороз, мерзнуть.

- Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?

- Молодцы! В первом упражнении мы восстанавливали по смыслу и грамматически предложение, а во втором строили словосочетание.

VII. Рефлексия:(Время:3 мин.):

- Итак, что нового узнали на уроке?

- Давайте вернемся к целям, которые вы записали в начале урока? Все ли получилось сегодня? Какие трудности были в процессе работы?

- Поделитесь своим настроением и заполните приложение №2: вопросы для рефлексии (нужное подчеркнуть) (Слайд№15):

1.Тема урока «…», и мне она показалась трудной, бесполезной/; понятной/важной.

2. Своей работой на уроке я… и опишу так:

  • Шевелить мозгами;

  • Краем уха;

  • Хлопать ушами;

3. За урок я научился: всему, что запланировал/ есть пробелы, которые нужно восполнить.

4. Мое настроение: доволен / не доволен.

Домашнее задание (Слайд №16): Параграфы 55, 56, упр.695; наблюдение за речью баб. и дед. ; опред-те лекс. знач этих слов.

-Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо поработали! Спасибо за урок!.

9

Колотовкина Алла Евгеньевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!