между внутренним строением листа и его функциями.
Образовательные(предметно-обучающие):Учащиеся знакомятся с понятием фотосинтеза, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные( развивающие): а)регулятивные: самостоятельно определить цель урока,, выявить тему, составить план, по которому можно прийти к результатам, узнать о космической роли растений.; б)коммуникативные: учащиеся, следуя инструкциям учителя, выполняют простейшие биологические эксперименты или анализируют рисунки и схемы. Учатся дискуссировать и даже спорить. в)познавательные: учащиеся учатся анализировать, сравнивать и обобщать факты. Они пробуют устанавливать причинно-следственные связи(строение листа- функции листа). Изучая самостоятельно учебник, совместно с учителем организуют свою деятельность на уроке.
Личностные(воспитывающие): Способствовать формированию у школьников убеждения в необходимости бережного отношения к растениям.
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент 1’ | СЛАЙД №1 Проверка организации рабочих мест, приветствие. | Организация рабочих мест, приветствие. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 4 - 5’ | СЛАЙД №2 Ребята! Скажите пожалуйста, с каким важным свойством живых организмов вы познакомились на предыдущем уроке? Перед вами на слайде и на раздаточных листочках –вопросы. Я прошу вас закончить следующие предложения и ответить на вопросы. 1.Питание –это… 2. Какие вы знаете типы питания? 3. В почвенном питании растений участвует… 4.Через корень в растение поступают…. СЛАЙД №3 Итак на прошлом уроке мы уяснили, что растения питаются с помощью корня. Представьте себе, что в течение тысячелетий люди считали, что питается растения исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы. СЛАЙД №4 Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нем интересного? 400 лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не все ясно. Какова же роль листа? И причем здесь космос? Листья называли по-разному «дети солнца», «утехи взора»., «покорившие солнце». Человек пытался понять, почему листья тянутся к свету. И если их обрывали, то растение погибало. Долго не удавалось выявить значение листьев. Проверить эту точку зрения взялся в начале XVI века голландский натуралист Ян ван Гельмонт. Он поставил простой опыт, который при наличии хорошего терпения может повторить любой из Вас. Гельмонт взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. В течение 5 лет он поливал деревце, а затем высушил землю и взвесил ее и растение. Ива весила 75 килограмм, а вес почвы уменьшился всего на 50 грамм. Вывод ученого был непреложен: он решил, что все питательные вещества растение получает из воды. Но вы протянете на одной воде? СЛАЙД №5 СЛАЙД №6 Итак, каковы были точки зрения на то, откуда растения получают питательные вещества для своей жизнедеятельности? СЛАЙД №7 | Отвечают на вопросы учителя |
Постановка учебных задач 3 - 4’ | В 5-ом классе и совсем недавно на географии вы узнали из чего состоят живые организмы. А какие вещества растение получает из почвы? СЛАЙД №8 Значит из почвы получает минеральные, а само состоит из органических веществ. Как такое может быть? Об этом процессе хорошо написано в вашем учебнике. Что нам нужно сделать, чтобы решить это противоречие? Это и будет задачей нашего урока. (После прочтения)Скажите, может быть, Вы уже знаете, как происходит это превращение? Или как называется процесс превращения? Верно, Это и будет тема нашего урока. Запишите ее в тетради Английский химик Джозеф Пристли проводил опыты с «испорченным воздухом». Он в своих опытах выяснил, что если под стеклянный колпак посадить мышь, то через некоторое время она погибает от удушья. Ученый решил, что с растением должна произойти аналогичная ситуация. И поместив его под колпак, стал наблюдать. Но растение чувствовало себя прекрасно, как и мышка, которую к нему подсаживали, и тогда, Пристли сделал вывод о том, что растение получает питание из воздуха, очищая его. | Выяснить, как происходит превращение минеральных веществ в органические. Отвечают на вопросы слайда. Какая мышка умрет и почему.. Выдвигают предположения. |
«Открытие» нового знания учащимися 11’ | я предлагаю Вам самим смоделировать процесс фотосинтеза. Через 5 минут Вы должны представить заполненную схему фотосинтеза. Вам нужно подписать стрелочки. Вы можете подсматривать в прочитанный текст. СЛАЙД №12 Рассмотрим ваши модели. | Учащиеся все подписывают . Работают в группах с разными источниками информации, заполняют одну схему |
Первичное закрепление во внешней речи 5 - 7’ | Время вышло, пожалуйста, давайте посмотрим, как же протекает процесс фотосинтеза в растениях. СЛАЙД №13 Запишем в тетрадь определение фотосинтеза. При подготовке этой презентации я не учла один момент. КАКОЙ? | Не указала КИСЛОРОД |
«Открытие» нового знания учащимися 5’ | В определении говорится о зеленых листьях. Напомните мне, какой пигмент необходим для протекания фотосинтеза? Вспомним также строение лиса. СЛАЙД №14 Закрепим материал и посмотрим, какие движения происходят в листьях. СЛАЙД №15-16 Представляете, я недавно прочитала в Интернете, что химические заводы выбрасывают в атмосферу опасное вещество, которое разрушает хлорофилл зеленых растений. Этого вещества накапливается в атмосфере все больше с каждым годом, и вскоре, он может разрушить весь хлорофилл на нашей планете. Обсудите в группе, какие последствия для жизни на планете Земля может иметь разрушение всего хлорофилла. Время обсуждения 3 минуты. Можно использовать учебник. | Покровная ткань, механическая, проводящая и основная. В нижней части листа находятся устьица. |
Первичное закрепление во внешней речи 3’ | Организация обсуждения последствий разрушения хлорофилла. Условие работы групп: не повторять уже сказанное другими группами. Давайте из вышесказанного сделаем выводы: какое значение имеет процесс фотосинтеза для жизни на земле? СЛАЙД №17 Русский ученый К.А Тимирязев сказал…(зачитываю) | Поставляет в воздух кислород. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7’ | Обобщение предположений по информации слайда. Итак, вы теперь знаете, как происходит процесс фотосинтеза? В тетрадях напишем синквейн к слову фотосинтез. СЛАЙД №18 Выводы и закрепление. | Скорее всего, весь класс скажет, что знает. |
Включение знаний в систему и повторение 3’ | СЛАЙД №18 Итак, мы теперь можем ответить на этот вопрос? Нам достаточно знаний. Ведь решили задачи, стоявшие перед нами в начале урока: выяснили как именно происходит питание растений. Обсудите в группе в течение 1 минуты вашу точку зрения на то, какая версия является более верной. В итоге, учащиеся, с помощью учителя, должны придти к выводу, растения выполняют важную космическую роль: поддерживают постоянство состава атмосферы Земли и переводят космическую энергию солнца в доступное для других живых организмов состояние. | С того, что мы выясняли какое отношение к космосу имеет питание растений? Обсуждают в группах, выбирают верную точку зрения. |
Рефлексия деятельности. Итог урока. 3’ | СЛАЙД №17 Организуется индивидуальная рефлексия по карточкам (приложение №3) Желающим предлагается озвучить свои записи. | |
Домашнее задание 1’ | Запишите в дневниках домашнее задание: СЛАЙД №21 Пар 10 до стр.64. В проект внести рисунок со стр.63. Выучить определение фотосинтеза. Спасибо за работу на уроке! | Записывают домашнее задание |
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: пособие для учащихся 6 - 7 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 1998. - 272 с.
Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: сборник задач и упражнений. 6 (7) кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2002. – 160 с.
Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 144 с. научный редактор С.В.Наугольных