СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6-м классе:"Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фотосинтез. Цели,задачи. ФГОС. Разработка урока. Технологическая карта.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6-м классе:"Фотосинтез"»

Урока по биологии в 6 классе


Автор: учитель биологии МОУ « Береговская основная общеобразовательная школа» Милашевская Н.В.


Тема урока: Фотосинтез


Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений, связи

между внутренним строением листа и его функциями.

Задачи урока:

  • продолжить формирование понятия о способах питания растений;

  • познакомить учащихся с воздушным типом питания растений;

  • раскрыть понятие «фотосинтез»,показать, что свет-необходимое условие протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;

  • выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;

  • сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза, опытным путем доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.


Планируемые результаты обучения:

  1. Образовательные(предметно-обучающие):Учащиеся знакомятся с понятием фотосинтеза, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

  2. Метапредметные( развивающие): а)регулятивные: самостоятельно определить цель урока,, выявить тему, составить план, по которому можно прийти к результатам, узнать о космической роли растений.; б)коммуникативные: учащиеся, следуя инструкциям учителя, выполняют простейшие биологические эксперименты или анализируют рисунки и схемы. Учатся дискуссировать и даже спорить. в)познавательные: учащиеся учатся анализировать, сравнивать и обобщать факты. Они пробуют устанавливать причинно-следственные связи(строение листа- функции листа). Изучая самостоятельно учебник, совместно с учителем организуют свою деятельность на уроке.

  3. Личностные(воспитывающие): Способствовать формированию у школьников убеждения в необходимости бережного отношения к растениям.


Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах (см. ход урока и приложения)





Ход урока:


Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 1’

СЛАЙД №1

Проверка организации рабочих мест, приветствие.

Организация рабочих мест, приветствие.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

4 - 5’

СЛАЙД №2

Ребята! Скажите пожалуйста, с каким важным свойством живых организмов вы познакомились на предыдущем уроке?

Перед вами на слайде и на раздаточных листочках –вопросы. Я прошу вас закончить следующие предложения и ответить на вопросы.

1.Питание –это…

2. Какие вы знаете типы питания?

3. В почвенном питании растений участвует…

4.Через корень в растение поступают….


СЛАЙД №3

Итак на прошлом уроке мы уяснили, что растения питаются с помощью корня. Представьте себе, что в течение тысячелетий люди считали, что питается растения исключительно благодаря корням, поглощая с их помощью все необходимые вещества из почвы.

СЛАЙД №4

Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нем интересного? 400 лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не все ясно. Какова же роль листа? И причем здесь космос? Листья называли по-разному «дети солнца», «утехи взора»., «покорившие солнце». Человек пытался понять, почему листья тянутся к свету. И если их обрывали, то растение погибало. Долго не удавалось выявить значение листьев.

Проверить эту точку зрения взялся в начале XVI века голландский натуралист Ян ван Гельмонт. Он поставил простой опыт, который при наличии хорошего терпения может повторить любой из Вас. Гельмонт взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. В течение 5 лет он поливал деревце, а затем высушил землю и взвесил ее и растение. Ива весила 75 килограмм, а вес почвы уменьшился всего на 50 грамм. Вывод ученого был непреложен: он решил, что все питательные вещества растение получает из воды.

Но вы протянете на одной воде?

СЛАЙД №5

СЛАЙД №6


Итак, каковы были точки зрения на то, откуда растения получают питательные вещества для своей жизнедеятельности?

СЛАЙД №7


Отвечают на вопросы учителя


Постановка учебных задач

3 - 4’

  • В 5-ом классе и совсем недавно на географии вы узнали из чего состоят живые организмы.

  • А какие вещества растение получает из почвы?

  • СЛАЙД №8

  • Значит из почвы получает минеральные, а само состоит из органических веществ. Как такое может быть?

  • Об этом процессе хорошо написано в вашем учебнике.

  • Что нам нужно сделать, чтобы решить это противоречие? Это и будет задачей нашего урока.

  • (После прочтения)Скажите, может быть, Вы уже знаете, как происходит это превращение? Или как называется процесс превращения?

  • Верно, Это и будет тема нашего урока. Запишите ее в тетради

Английский химик Джозеф Пристли проводил опыты с «испорченным воздухом». Он в своих опытах выяснил, что если под стеклянный колпак посадить мышь, то через некоторое время она погибает от удушья. Ученый решил, что с растением должна произойти аналогичная ситуация. И поместив его под колпак, стал наблюдать. Но растение чувствовало себя прекрасно, как и мышка, которую к нему подсаживали, и тогда, Пристли сделал вывод о том, что растение получает питание из воздуха, очищая его.

  • Из органических веществ

  • .Растения из почвы получают воду и растворенные в ней минеральные вещества

  • Читают текст учебника на стр. 85 первые 3 абзаца.

  • Выяснить, как происходит превращение минеральных веществ в органические.


  • Фотосинтез





Отвечают на вопросы слайда. Какая мышка умрет и почему.. Выдвигают предположения.

«Открытие» нового знания учащимися

11’

  • я предлагаю Вам самим смоделировать процесс фотосинтеза. Через 5 минут Вы должны представить заполненную схему фотосинтеза. Вам нужно подписать стрелочки. Вы можете подсматривать в прочитанный текст.

СЛАЙД №12

Рассмотрим ваши модели.



Учащиеся все подписывают .





  • Работают в группах с разными источниками информации, заполняют одну схему

Первичное закрепление во внешней речи

5 - 7’

Время вышло, пожалуйста, давайте посмотрим, как же протекает процесс фотосинтеза в растениях.

СЛАЙД №13

Запишем в тетрадь определение фотосинтеза.

При подготовке этой презентации я не учла один момент. КАКОЙ?



  • Представители групп защищают заполненный ими логический блок схемы.


Не указала КИСЛОРОД

«Открытие» нового знания учащимися

5’

    • В определении говорится о зеленых листьях. Напомните мне, какой пигмент необходим для протекания фотосинтеза?

    • Вспомним также строение лиса.

СЛАЙД №14

Закрепим материал и посмотрим, какие движения происходят в листьях.

СЛАЙД №15-16

    • Представляете, я недавно прочитала в Интернете, что химические заводы выбрасывают в атмосферу опасное вещество, которое разрушает хлорофилл зеленых растений. Этого вещества накапливается в атмосфере все больше с каждым годом, и вскоре, он может разрушить весь хлорофилл на нашей планете.

    • Обсудите в группе, какие последствия для жизни на планете Земля может иметь разрушение всего хлорофилла. Время обсуждения 3 минуты. Можно использовать учебник.


  • Хлорофилл


Покровная ткань, механическая, проводящая и основная. В нижней части листа находятся устьица.




  • Обсуждают в группе последствия разрушения хлорофилла.

Первичное закрепление во внешней речи

3’

Организация обсуждения последствий разрушения хлорофилла.

Условие работы групп: не повторять уже сказанное другими группами.

  • Давайте из вышесказанного сделаем выводы: какое значение имеет процесс фотосинтеза для жизни на земле?

СЛАЙД №17

Русский ученый К.А Тимирязев сказал…(зачитываю)


  • Группы высказывают свои предположения.


Поставляет в воздух кислород.




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7’

Обобщение предположений по информации слайда.

  • Итак, вы теперь знаете, как происходит процесс фотосинтеза?

В тетрадях напишем синквейн к слову фотосинтез.


СЛАЙД №18

Выводы и закрепление.


  • Скорее всего, весь класс скажет, что знает.




  • СЛАЙД №19-20

Включение знаний в систему и повторение

3’

    • Ребята, а напомните мне, с чего начался наш урок?

СЛАЙД №18

    • Итак, мы теперь можем ответить на этот вопрос? Нам достаточно знаний. Ведь решили задачи, стоявшие перед нами в начале урока: выяснили как именно происходит питание растений.

    • Обсудите в группе в течение 1 минуты вашу точку зрения на то, какая версия является более верной.

В итоге, учащиеся, с помощью учителя, должны придти к выводу, растения выполняют важную космическую роль: поддерживают постоянство состава атмосферы Земли и переводят космическую энергию солнца в доступное для других живых организмов состояние.

  • С того, что мы выясняли какое отношение к космосу имеет питание растений?


  • Обсуждают в группах, выбирают верную точку зрения.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

3’

СЛАЙД №17

Организуется индивидуальная рефлексия по карточкам (приложение №3)

Желающим предлагается озвучить свои записи.


Домашнее задание

1’

Запишите в дневниках домашнее задание:

СЛАЙД №21

Пар 10 до стр.64. В проект внести рисунок со стр.63. Выучить определение фотосинтеза.

Спасибо за работу на уроке!

Записывают домашнее задание




























Список литературы, использованной при подготовке урока:


  1. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: пособие для учащихся 6 - 7 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 1998. - 272 с.

  3. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: сборник задач и упражнений. 6 (7) кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2002. – 160 с.

  4. Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 144 с. научный редактор С.В.Наугольных


Источники иллюстраций для оформления презентации:

  1. http://tana.ucoz.ru/

  2. http://homepage.newschool.edu

  3. http://www.vokrugsveta.ru

  4. http://murzim.ru

  5. http://www.caribbeanedu.com

  6. Сборник интерактивных творческих заданий по биологии 7 - 9 класс, ЗАО «Новый диск», 2007

  7. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс» (2CD)



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!