- Что мы можем изменить в кластере «Вещество»? Практическая работа: заполнение кластера. Обобщающая беседа: 1. Человек с давних времен пытался объяснить все загадочное, с чем встречался. Наблюдая за природой, он стремился раскрыть ее тайны. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Попробуйте предсказать результат: - если бросить мяч вверх, то он через некоторое время… - если капнуть каплю краски в стакан с водой, то … - если нагреть лед, то … 2. Окружающие нас тела имеют определенные свойства: кирпич твердый, а пластилин мягкий. При нагревании лед тает, превращается в воду. Почему это происходит? 3. А какие знания необходимо иметь для создания материалов с заданными свойствами? Проведем несколько опытов. 1 опыт. Сожмем руками воздушный шар. Что с ним произошло? (он уменьшился в объеме).Объясните, почему? (воздух состоит из частиц, между ними есть промежутки). 2 опыт (фронтальный) – учащимся предлагается капнуть на лист салфетки каплю пахучей жидкости (спирт, одеколон) и понаблюдать за пятном на бумаге, а затем объяснить, куда исчезло пятно. (спирт состоит из частиц, которые покинули поверхность салфетки ) 3 опыт - Возьмем металлический шарик и кольцо.Легко ли проходит металлический шарик сквозь кольцо? (да). Подержим его в пламени спиртовки. Проходит ли теперь шарик сквозь кольцо? (нет). Почему? (при нагревании увеличился объем тела) 4 опыт. Колбу с водой закроем пробкой, в которую вставлена узкая стеклянная трубка. При нагревании воды в колбе уровень воды в трубке повышается, при охлаждении - понижается. На этом основан принцип действия обычного термометра для измерения температуры. В трубке термометра находится ртуть или спирт. Вывод: При нагревании жидкости расширяются. 5 опыт . Растворим маленькую крупинку марганцовки в воде, налитой в стакан. Отольём немного окрашенной воды в другой стакан и дольём в него чистую воду. Что наблюдаем? (раствор окрашен слабее). Повторим предыдущее действие несколько раз. Что теперь наблюдаем? (Раствор окрашен ещё слабее).Каков был размер крупинки марганца? (она маленькая).Какое основное свойство сохранились в растворе (окраска).Что вы можете сказать о размерах частиц марганца, которые находятся в воде? (Они малы). Практическая работа: заполнение кластера. Внесение в кластер новой информации Практическая работа: составление синквейна Вещество Разное , сложное растворяется, испаряется, гнется Может быть в трех состояниях Основа Проверка - О чём заставил задуматься урок? - Что было особенно интересно на уроке? -Что еще хотелось бы узнать на следующих уроках? |