Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Краснояровская средняя общеобразовательная школа»
(МОБУ «Краснояровская СОШ»)
с.Красноярово, 2024
Цели урока:
Закрепление сведений об односоставных предложениях.
Повторение пунктуации при однородных и обособленных членах предложения.
Содействие развитию логического мышления, умения сравнивать, обобщать.
Работа над выразительностью речи.
Задачи:
Образовательные: формирование умений и навыков при анализе текста, в определении темы, основной мысли текста, проблемы;
закрепление пунктуационных правил, повторение лексического значения слов.
Развивающие: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать материал.
Воспитательные: формирование выразительного прочтения, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе
Организационные формы обучения: групповая и индивидуальная.
Оборудование: текст на каждого ученика с заданиями
Компьютер, экран, презентация
Слово учителя.
Произношу слово «текст». Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом? (ТЕМА, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ, СТИЛЬ РЕЧИ, ТИП РЕЧИ)
В это время два ученика составляют КЛАСТЕРЫ – стиль речи и тип речи – у доски.
Ответы учащихся
УЧИТЕЛЬ: Исходя из сказанного, определите тему урока: Анализ текста
Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с отрывком из текста Николая Жукова «Берёза»
Николай Николаевич Жуков (1908–1973) — советский художник-график, иллюстратор. Народный художник СССР (1963). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1943, 1951). Художник Жуков родился в Москве в 1908 -м, в семье адвоката, а детство и юность прошли в Ельце. Здесь он окончил среднюю школу № 1. В годы войны служил солдатом в артиллерии, потом работал в редакции армейской газеты на Калининском фронте и одновременно военным корреспондентом «Правды». Создал фронтовые плакаты: «Отстоим Москву!» (в соавторстве с В. С. Климашиным), «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!…» На страницах газеты «Правда» публикуют его рисунки: «В гостях у защитника Сталинграда», «Спасибо, родная!», «Автобат на привале», «Вперёд!», «Героическая смерть Лизы Чайкиной» и другие.
С лета 1943 по 1973 год — художественный руководитель Студии военных художников имени М. Б. Грекова[2].
После войны газета «Правда» направила его своим корреспондентом на Нюрнбергский процесс, где он сделал более 400 рисунков и познакомился с писателем Б. Н. Полевым, а потом иллюстрировал его книгу с 1946 по 1950 год «Повесть о настоящем человеке». Умер 24 сентября 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище
Они стоят, дороги отороча,
И ткут навес над тишью рек.
О Русь моя! Берёзовая роща,
Которую не вырубить вовек…
- Прочитайте выразительно. Что перед вами? Докажите, что это текст. ПРИЕМ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Текст – два или несколько предложений, связанных грамматически и объединенных одной мыслью, средства связи- порядок слов в предложении, интонация
Работа с текстом. (Текст на столе у каждого ученика.) на экран вывести
1.Русская берёзка… 2. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. 3.Наблюдая в лесу я понял что берёза - это воистину крестьянское дерево. 4. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побелённая хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. 5. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаешь трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу. 6. А м_л_дые бере_ки, тоненькие, пр_менькие, как (бы) на ц_почках пр_поднявш__ся к голубому весеннему куполу неба, напоминая д_вич_ю красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз. 7. И вспоминается много-много русских имён, таких (же) светлых и чистых… 8. Смотришь на берёзу и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни звуки гармоники юность детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.. (По Н. Жукову)
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания
САМОПРВЕРКА СЛАЙД
Разделите текст на абзацы. Сколько микротем получилоь? В каком предложении выражена основная мысль?
1.Русская берёза! 2.Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. 3.Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево4. В ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле. 4.Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.
5.А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. 6. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
4.Определите стиль и тип речи ( докажите своё мнение) – художественный, описание с элементами рассуждения
6.Лексическая разминка. Определите лексическое значение слов: Сноровисто - ... Воистину -…
Сноровисто- ловко. Воистину – действительно,
РАБОТА в группах
1.Отметьте художественно - выразительные средства,
1 группа:
Эпитеты: милое дерево, девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую…
Олицетворение: на цыпочках приподнявшиеся…
Контекстуальные синонимы: трудовые крестьянские руки, стройных и статных, светлых и чистых, близкое и дорогое, тоненькие и пряменькие…
Риторические восклицания: Какое русское, какое милое дерево берёза! А молодые берёзки, …
11 группа
.
А). Из первого предложения выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево;
Б).Из данного предложения выберите слова, где все согласные звонкие: наблюдая, берёза, дерево
Разминка.
Узнайте вид односоставного предложения по характеристике сказуемого:
а) глагол в 1 лице ед. ч.
б) глагол в 3 лице мн. ч.
в) глагол в неопределённой форме.
г) глагол в прош. вр. мн.ч.
д) глагол во 2 лице мн. ч.
8. Синтаксическая разминка – в это время 1 у доски разбирает
Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу (№ 5)
ЗАДАНИЕ :
1 группа: в первом абзаце найти односоставные предложения: 1 - назывное, 3 неопределенно – личное, 4 – определенно - личное
11 группа: во втором абзаце найти односоставные предложения: 5 – безличное (в составе сложного), 6 – определенно – личное и неопределенно - личное
Выписать по три словосочетания с различными способами связи: согласование, управление, примыкание: (каждая группа в по абзацам)
.
1.Абзац: милое дерево, всматриваясь в лес, пьют молоко
2.Молодые берёзки, радуют глаз, обнимешь любовно
Задание: Конструирование предложений – устно:
1.В первом абзаце перестроить односоставные предложения в двусоставные и наоборот: - №3 -Наблюдая в лесу, я понял - ПОНИМАЕШЬ ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют (ЛЮДИ) на всей земле.
№4..Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь (ТЫ) мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.
5.А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и (ТЫ) вспоминается (ВСПОМИНАЕШЬ) много-много русских имён , таких же светлых и чистых. 6. (ТЫ) Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно (ТЫ) обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
Прием «Стратегия после текстовой деятельности»
Составить к тексту вопросы:
А) Простые: О чем говорится в тексте?
Б) Что значит красота осеннего леса?
Уточняющие:
А) Действительно ли умение видеть красоту вокруг нас зависит от нас самих?
Творческие:
А) Как вы думаете, автор восхищается увиденной красотой? И если да , то почему?
СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН
ИТОГИ: Д/З – написать сочинение – описание – береза зимой, употребляя предложения, различные по структуре.